Немного скучной политики: где деньги, Юля?

На модерации Отложенный

Не знаю, как для кого, а для меня главным итогом первого зарубежного визита нового президента Украины Виктора Януковича 1 марта сего года в Брюссель стало согласие Еврокомиссии на привлечение экспертной миссии Евросоюза в оценке трат прежнего украинского правительства. Как сказал сам президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, такое предложение ему высказал новый глава Украины, а он с ним полностью согласен: мол, перед тем, как начинать реформы и рассчитывать на поддержку их со стороны Европы, надо проверить, как работали прежние власти и куда пошли государственные деньги…

Это вполне может означать, что Европа согласна помочь своими специалистами в проведении того международного аудита, о котором говорил ранее Янукович и который должен помочь новым украинским властям узнать, что же и сколько еще осталось в стране неразворованным и куда прежние правители разбазарили огромные ресурсы. И доставшиеся в наследство от СССР, и приобретенные уже в годы независимости Украины, когда стараниями того же правительства Януковича в 2004 году рост ВВП Украины превышал 12%.

Это очень прагматичный и грамотный подход во всех отношениях. Он, с одной стороны, поможет узнать, с чем новой команде Януковича начинать хозяйствование и те реформы, которые необходимы стране для преодоления кризиса и для дальнейшего успешного развития в послекризисное время. С другой – участие незаангажированных и независимых европейских спецов в международном аудите поможет украинским дознавателям избежать обвинений в политических преследованиях, если они найдут и факты воровства, коррупции и расхищения госсредств, и виновных в этих преступлениях представителей прежних властей. В Украине ведь как? Только начнут выяснять, кто украл госсредства, воры сразу начинают верещать «о политических преследованиях за взгляды»: караул, мол, мы диссиденты и за правду, а нас – в кутузку. А теперь получится строго по-европейски: украл, выпил, построил «хатынку» в Баден-Бадене, пригласил девочек в сауну не по чину и не по доходам, построил на наворованное пять домишек, в которых можно разместить полк солдат, переписал имущество на маму или тещу, но все равно придется отвечать. Ибо нашли и проследили ход украденной «денюжки». И не украинские следаки, а международные аудиторы. Так что даже в европах и Америках скрыться не удастся, придется дома шконку парить, если не повезет…

И поэтому как бы ни противились этому «бело-сердечные юлеботы» и прочие «оранжевые майдауны», а уже согласие на международный аудит деятельности их вождей – экс-президента Виктора Ющенко и пока еще премьера Юлии Тимошенко – это успех. Для Украины – при помощи Европы в ней воров может стать меньше.

В принципе, этот визит Януковича, как и все подобные – презентационно-ознакомительные – визиты, и не мог быть провальным. В Европе хотели знать, кто пришел к власти в Украине, и не ошиблись ли европейцы, признавая выбор украинцев. А новый президент Украины полностью удовлетворил их ожидания. По крайней мере, единодушие и взаимопонимание царили на словах и в словах. Как украинского президента, так и его евровизави – того же Баррозу, президента Европейского совета Хермана Ван Ромпея, вице-президента Еврокомиссии Сима Калласса, еще одного вице-президента Еврокомиссии и высокого представителя ЕС по иностранным делам баронессы Кэтрин Эштон, президента Европарламента Ежи Бузека. Принимали Януковича в Брюсселе, как видим, по самому высокому разряду. И все, повторяю, похоже, остались довольны друг другом – один сказал, что хотел, другие услышали желаемое.

Янукович уже после встречи с Баррозу сразу сказал, что евроинтеграция – это «ключевой момент внешней политики Украины» и «стратегия украинских реформ», на помощь ЕС в проведении которых «страна в центре Европы» очень надеется. В то же время новый президент Украины сказал, что и реформы, и евроинтеграция – это не самоцель, а всего лишь средства. «Наши предшественники о евроинтеграции много говорили, а уровень жизни граждан ухудшался, и это отбрасывало Украину от Европы. Содержание же евроинтеграции для нас – это реформы ради улучшения жизни людей», – резюмировал Янукович. А потом в разных вариациях только развивал эту мысль, ни одного раза не уйдя от главного – от понимания того, что и реформы, и готовность к евроинтеграции – это внутреннее дело Украины. Внутри же Украины, по словам президента, главными приоритетами являются политическая стабильность и консенсус ветвей и органов власти, работающих именно на повышение жизненного уровня граждан.

По словам Януковича, отличие его европрагматизма от евроромантизма его предшественников в том, что они «много говорили, но ничего не делали, а мы больше делаем и меньше говорим». Так команда Януковича собирается действовать и впредь. Европейцы это, похоже, поняли. Во всяком случае, Баррозу тоже признал, что вместо выпрашивания даты вступления Украины в ЕС де-юре «лучше сфокусировать внимание на проведении реформ, необходимых для вступления, де-факто». И Ван Ромпей, и Бузек, и Эштон в один голос тоже твердили: если Украина хочет быть ближе к Европе, интегрироваться со временем в ЕС, то она должна соответствовать этой цели и провести необходимые реформы, обеспечив политическую стабильность внутри страны. «Политическая ассоциация и экономическое сотрудничество в рамках Восточного партнерства – вот что нужно нам сегодня», – вежливо, но твердо заявил президент Ван Ромпей.

Во время этого визита были не только слова – появилась и некая конкретика.

Как отметил Янукович, появились не только даты, к которым нужно что-то сделать, но и ответственные за работу с двух сторон – Украины и ЕС. Стороны наметили первоочередные вопросы двухстороннего сотрудничества. Во-первых, это соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли. Во-вторых, это выработка дорожной карты мероприятий по внедрению безвизового режима для граждан Украины при посещении стран ЕС. Все эти документы должны быть подготовлены и подписаны «до конца текущего года». Не внедрены в жизнь, а только подписаны. Но все равно это конкретика. Особенно если учесть тот факт, что промежуточным шагом на пути к отмене виз Евросоюз и Европарламент видят отмену платы за них для всех украинцев. Что там говорится о «шерсти клоке»? Вот-вот, он – тоже важен, если ничего другого нет, а овцы паршивые имеются…

Среди других тем двухстороннего украино-еэсовского интереса и, следовательно, сотрудничества:

– сотрудничество Украины и МВФ. Баррозу отметил, что если Киеву удастся восстановить контакты с МВФ, то ЕС тоже выделит 500 млн. евро на проведение реформ;

– превращение Украины в надежного транзитера российских энергоносителей в Европу. Янукович тоже назвал эту задачу одним из своих приоритетов и даже пообещал принять закон о внутреннем рынке газа, а европейцы для пущих гарантий приглашали Украину присоединиться к европейской энергетической хартии и вообще – активнее участвовать в работе новых энергетических коридоров на континенте.

Очень важны в этом визите еще два внешнеполитических момента, обычно раздражительных для всех участников любого европейского диалога. Первый: в Брюсселе Януковичу дали четко понять, что разделяют сотрудничество с ЕС и сотрудничество с НАТО. Тема Альянса прозвучала всего один раз – в вопросах журналистов: мол, чего Янукович не отправился еще и в штаб-квартиру НАТО? Янукович вежливо ответил, что внеблоковый статус его страны сохраняется неизменным и что он пока предпочитает оставить сотрудничество с Альянсом на уровне, достигнутом его предшественниками, а дальше – посмотрим. В ЕС же как бы прямо говорили: Евросоюзу – евросоюзово, а Альянсу – альянсово. Для Украины это сегодня очень выгодная прагматичная позиция – она не вносит дополнительные расколы в общество.

Второй: в Брюсселе все визави Януковича удивлялись – как же так получилось, что он совершил свой первый визит не в Москву (что сделал даже прежний «кумир Европы» Виктор Ющенко), а именно в Брюссель, то есть на запад, а не на восток. Президент отвечал вежливо, даже шутливо, но дипломатично и без излишних политических экивоков: мол, так согласовали службы протокола, европейцы первыми пригласили – украинцы и согласились. Но, отметил президент, 1 марта – это только начало весны, а потепление начинается позже, после 5 числа, а именно 5 марта состоится визит в Москву, а равноправное и взаимовыгодное украинско-российское сотрудничество – это один из важнейших приоритетов нынешних властей Украины и лично президента Януковича.

Лидеры ЕС были удовлетворены таким подходом. Сотрудничество с Россией, особенно в энергетических вопросах, – это и их головная боль и приоритет. И они не хотели бы лишних осложнений еще и из-за Украины. Таким образомЯнукович, получается, одержал важную тактическую дипломатическую победу – он фактически заручился поддержкой Европы в налаживании партнерских отношений с Россией. Без всякой ревности и ненужных подозрений в откате от курса на евроинтеграцию. Теперь Януковичу предстоит и в Москве развеять аналогичную ревность и подозрения типа «нас на запад променял»…

Как по мне, очень важным моментом на этих переговорах было и то, что практически не звучала тема США. Янукович назвал стратегическое сотрудничество с США одним из своих внешнеполитических приоритетов, и все. Европейцы тоже не касались этого вопроса. И это вполне может означать, что ЕС больше не опасается излишней «проамериканскости» Украины и не видит появления в Украине еще одной головной боли, которая появилась внутри ЕС с появлением слишком уж проамериканских членов ЕС из числа стран Восточной Европы и Прибалтики. Кризис поставил все на свои места, и в политической деятельности появилось больше европрагматизма. Для Украины же это и может означать окончательное возвращение в Европу, если в этой самой Европе на нее не будут смотреть как на нежелательный элемент-раздражитель…

…А еще Янукович все время говорил, что засучить рукава и работать нужно именно Украине. И если и просил помощи, то только конкретной и взаимовыгодной. А это тоже очень важный акцент – Европе больше не хочет помогать в обмен на пустые слова. Для Украины это означает тяжелую кропотливую работу в условиях политической стабильности, а не словесные фейерверки и беспрерывные соревнования по тому, кто больше скажет слов, приятных для западных партнеров и неприятных политическому оппоненту. И может быть, именно это и имел в виду глава представительства фонда Конрада Аденауэра в Украине Нико Ланге, который сказал: «Если до сих пор Украина заставляла говорить о себе исключительно из-за скандалов, кризисов, блокад, перевыборов, опять новых блокад, газовых споров и тому подобного, то мне кажется, что для европейцев немного «скучной» украинской политики было бы неплохо». За работу, товарищи, господа и прочие паны. Да здравствует скука?..