Помог за 7%
На модерации
Отложенный
Дмитрий Мазепин — основной, но не единственный владелец «Уралхима». У бизнесмена есть партнер, который помог ему создать компанию.
Партнеров у меня не было и нет«, — говорил владелец «Уралхима» Дмитрий Мазепин «Ведомостям» в 2008 г. Но перед IPO «Уралхима» выяснилось, что партнер у него все же есть: в начале февраля на встречах с аналитиками инвестбанков, участвующих в размещении, бизнесмен раскрыл, что владеет только 86% компании; 7% — у ее менеджеров и еще 7% — у «лица, которое помогало финансировать создание группы». Об этом «Ведомостям» рассказали два сотрудника инвестбанков — участников IPO. Имя партнера Мазепина они вспомнить не смогли.
В свободное плавание Мазепин отправился в 2003 г., когда ушел с поста президента «Сибура». В 2004 г. году бизнесмен создал ООО «Конструктивное бюро». Оно начало скупку акций Кирово-Чепецкого химкомбината (КЧХК), а в 2005 г. купило 25% березниковского «Азота» и 44,3% пермских «Минудобрений». «Уралхим» был создан в октябре 2007 г., ему кипрская компания Мазепина CI — Chemical Invest Limited передала 44,6% акций КЧХК и 25,1% акций «Азота». Увеличение долей в капиталах предприятий до 95% обошлось «Уралхиму» почти $450 млн, говорится в отчете по МСФО за 2007 г. Еще более $500 млн холдинг потратил в 2008 г. на приобретение 74,8% акций «Воскресенских минудобрений» (ВМУ) и 9,7% «Тольяттиазота». В том же году Мазепин планировал провести IPO, но кризис сорвал его планы.
Сейчас «Уралхим» — пятый в мире производитель азотных удобрений. Кто помогал бизнесмену, не понятно. Среди учредителей «Конструктивного бюро» кроме «Кримсон маркетинг лимитед», зарегистрированной на Британских Виргинских островах, по данным СПАРК, — гражданин Белоруссии Игорь Медведев (1% долей), а по данным ЕГРЮЛ, — Артемий Кочетков (0,6%). В открытых источниках информации о них нет.
В 2008 г. в интервью «Ведомостям» Мазепин, говоря о том, как создавался «Уралхим», передавал «заочные слова благодарности» «одному очень известному банкиру, который все эти годы меня поддерживал и верил в эффективность кредитования для покупки активов в отрасли минеральных удобрений».
Его имени бизнесмен не назвал. У Мазепина был опыт тесного сотрудничества с «Альфа-групп». В 1997-1999 гг., сразу после того, как «Альфа-групп» установила контроль над ТНК, Мазепин был назначен вице-президентом компании. Источник в «Альфе» о Мазепине говорить отказался.
Структура собственности «Уралхима» во всех отчетах компании (последний — за девять месяцев 2008 г.) описывается одинаково: 99% у ACF — Agrochem Finance Limited и 1% у CI — Chemical Invest Limited. Последняя — в 100%-ной собственности у бизнесмена, а ACF-Agrochem он владеет вместе с членами семьи, указано в меморандуме к IPO, которое «Уралхим» планировал в 2008 г.
Перед новой попыткой размещения структура собственности «Уралхима» немного изменена: ACF-Agrochem и CI-Chemical заменила новая компания — Uralchem Holding. И вот в ней у Мазепина только 86%, сообщается в презентации «Уралхима» (копия есть у «Ведомостей»).
Мазепин и его партнер ничего на размещении не заработают. Все $600 млн пойдут на погашение долга, не будет в 2010 г. и дивидендов, говорится в презентации. Тогда долговая нагрузка сократится более чем на треть — до $821 млн, причем основная часть платежей ($370 млн) придется на 2013 г.
Кризис серьезно потрепал юный холдинг. Долг в $1,2 млрд, который в успешном для производителей удобрений 2008 году не создавал особых трудностей, в тяжелом 2009-м вырос до $1,4 млрд и стал огромной проблемой. Цены на удобрения рухнули, а вместе с ними и финансовые показатели «Уралхима». Холдинг активно боролся за существование, следует из презентации: на 21% сократил себестоимость продукции и на 4% — численность персонала на предприятиях (в планах — сокращение еще на 5%). Плюс у компании к началу года на счетах скопилось $54 млн, а свои пакеты в «Минудобрениях» и «Тольяттиазоте» она оценила в $394 млн. Но этого недостаточно, чтобы обслужить долг. Несмотря на то что в 2010 г. финансовое положение «Уралхима» скорее всего поправится, без привлечения дополнительных средств будет тяжело, отмечает аналитик «Тройки диалог» Михаил Стискин.
Представитель «Уралхима» от комментариев отказался.
Комментарии