Нефтяное вымогательство
На модерации
Отложенный
Нефть и государство, государство и нефть - нет для нашей страны темы актуальней и сердцу милей, да и не будет, пожалуй, в ближайшие десятилетия (последнее, конечно, можно оспорить, да не об этом речь сейчас идёт). Однако порою случаются такие выкрутасы и виражи, что долго после них отходишь от смеси удивления с возмущением.
Буквально на днях появилась новостная заметка о том, что небезызвестная компания \"Роснефть\" пытается ставить государству свои условия: принимая участие в, так называемом, Ванкорском проекте - разработке новых месторождений в Восточной Сибири, честно трудящийся нефтедобытчик выступает против отмены властями нулевых пошлин, иначе же финансирование будет прекращено, а проект, соответственно, заморожен. Лицом же, представляющим данные интересы компании, выступает её президент - Сергей Богданчиков: «Президент «Роснефти» Сергей Богданчиков настроен решительно: если государство не сохранит льготы для месторождений Восточной Сибири, компания остановит Ванкорский проект, в который она инвестировала меньше половины необходимого объема средств\".
Как бы это событие по своему характеру субъективно не оценивалось, c первого взгляда можно сделать вывод, что в общем-то сам процесс находится в рамках: есть 2 стороны - компания и государство, которые и выясняют свои отношения. Аналитики и эксперты также сходятся во мнении, что здесь нет ничего необычного: «Эксперты называют этот стратегический ход обоснованным давлением на государство\",\"Аналитик ИФК «Метрополь» Алексей Кокин считает подобные заявления г-на Богданчикова вполне обоснованным давлением на государство. Для того чтобы довести добычу до запланированных 25 млн т, необходимо существенно расширять инфраструктуру Ванкора\".
Казалось бы, что на этом можно успокоиться и переключиться на что-нибудь другое, но самое интересное начинается, когда приступаешь к выяснению моего любимого вопроса \"Чьё есть чьё в России?\". Так что, давайте-ка просто взглянем, кому принадлежит компания \"Роснефть\". Итак, до сентября 1995 года, \"Роснефть\" являлась государственным предприятием. Затем произошло долгожданное IPO - первое публичное размещение акций или, проще говоря, акционирование. Однако, 75,16% акций \"Роснефти\" досталось \"Роснефтегазу\". А кому принадлежит \"Роснефтегаз\"? Абсолютно правильно - 100 % акций «Роснефтегаза» находятся во владении у государства.
Теперь же обратим свой взор на совет директоров \"Роснефти\" - может быть здесь что-то не так?
Состав совета директоров:
Игорь Сечин - Зампред Правительства России Правительство России
Владимир Богданов - Генеральный директор ОАО «Сургутнефтегаз»
Николай Токарев - Президент ОАО АК «Транснефть»
Сергей Богданчиков - Президент ОАО \"НК «Роснефть»
Ханс Йорг Рудлофф - Председатель правления Банк Barclays Capital
Андрей Костин - Председатель правления ОАО «Банк ВТБ»
Александр Некипелов - Вице-президент Российская академия наук
Андрей Реус - Генеральный директор ОАО «ОПК „Оборонпром“»
Юрий Петров - Глава Федерального агентства Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Всего в него входят 9 человек.
Сразу же можно выделить Игоря Сечина, Юрия Петрова и Александра Некипелова - эти люди являются государственными чиновниками. Затем переходим к Николаю Токареву и ОАО \"Транснефть\", в котором он занимает пост президента компании. 78,1% капитала в виде акций принадлежит государству. На очереди - Андрей Костин и ОАО \"Банк ВТБ\".77,468 % акций \"ВТБ\" аналогично находятся во владении у государства. Наконец, Андрей Реус с ОАО «ОПК „Оборонпром“» . 51,01 % акций компании - т.е. контрольный пакет - принадлежат государству. Итог: 6 директоров из 9-ти - формально и неформально, целиком и полностью представители интересов государства. Полагаю, комментарии излишни.
Таким образом, выходит, что \"Роснефть\" - компания чисто государственная и даже в совете директоров подавляющее большинство - это люди государства. Теперь вернёмся же к нашей центральной теме: прения и препирания \"Роснефти\" с властью. Напрашивается логичный вопрос: как и для чего может вообще спорить государственная компания с самим государством? Для чего дискутировать с тем, частью чего ты сам являешься?
Стоит упомянуть вкратце и о Сергее Богданчикове, который выступает в качестве центральной фигуры со стороны компании. Во-первых, на 2006 год он располагал состоянием в 800 миллионов долларов, и это учитывая то, что он - президент государственной компании. Во-вторых, среди его орденов и наград есть, полученный в 2007 году, Орден 3-ей степени «За заслуги перед Отечеством» \"за большой вклад в развитие нефтяной и газовой промышленности, достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу\". Быть может, что работник он действительно добросовестный и честный (ну, не зря же ему так хорошо платили, что в итоге у него 800 миллионов оказалось), но в любом случае - орден за усердное выкачивание нефти... применительно к нашей действительности, по меньшей мере, звучит кощунственно. Кстати, тема раздачи орденов и наград некоторым отдельным лицам в России заслуживает отдельного поста, который непременно будет написан.
Конечный вывод из всего вышенаписанного заключается в том, что отсутствие пошлин государства на свою же компанию просто-напросто увеличивает количество денег, которое можно будет увести внутри самой компании, т.к. если бы пошлины были, то дополнительная часть денег относительно контролировалась и гарантированно поступала бы в бюджет. По итогу происходит некое лоббирование частных интересов, которые ставят своей целью заполучить побольше денежных средств. Да и как вообще можно возмущаться тем, что государство хочет отменить пошлины, мотивируя это тем, что, мол, проект будет долго окупаться, если реально общая сумма инвестиций не превысит 7 млрд долларов, в то время как выручка должна будет составить порядка 80 млрд(!).
Комментарии