Бой после смерти

На модерации Отложенный

Со дня подвига десантников 6-й роты 104-го полка 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии, которые почти сутки держали бой в Аргунском ущелье с бандитами Хаттаба, превосходящими их по численности более чем в 20 раз, 1 марта исполнится десять лет. Герои стали легендой. Им поставлены памятники,посвящен спектакль «Воины духа», о них написаны десятки статей и книг, сняты фильмы «Честь имею», «Грозовые ворота», «Прорыв». Сейчас в прокат вышла новая картина - «Русская жертва».

Фильм режиссера Елены Ляпичевой, продюсером которого выступил центр «Духовность и армия» по благословению Русской Православной Церкви, скорее художественно-публицистический. Его цель - не просто рассказать о том, что же произошло тогда на высоте 776 вблизи Улус-Керта в Шатойском районе Чечни, где состоялся бой. Это скорее фильм-размышление об истинном смысле военной присяги на верность служения Отечеству, об исторических предпосылках воинского подвига псковских десантников, о вере и верности, об истории и традициях, о дружбе и любви в самых высоких их проявлениях.

В российском кинематографе фильмы с военно-патриотической тематики всегда занимали особое место. Был, правда, и момент, когда снимать такие картины стало не модно. Но все же стали появляться фильмы, в которых режиссеры пытаются через уроки прошлого разобраться в реалиях настоящего. Ведь на повестке дня снова остро встали вопросы войны и мира. В новых работах стал все чаще проявляться и религиозный подтекст. Это тоже не случайно. и не только потому, что национальная идея сейчас все чаще ассоциируется с традиционным для нашей страны православием. Понятие «русский патриотизм» всегда было тесно связано с глубинами христианской морали. И пример подвига десантников, среди которых были представители различных религиозных конфессий нашей многонациональной страны, оказался в ряду подвижнических свершений во времена всей истории государства Российского. Строки одного из посвященных десантникам стихотворений: «Крылатая пехота небесного полка» - многозначны.

Так что название фильма - «Русская жертва» - символично. Отдать жизнь «за други своя» - жертвенный и мужественный постулат.

Можно считать эту картину пропагандирующей патриотизм. И есть кинокритики, которые ставят это чуть ли не в укор создателям. А разве осознание ценности служения Родине не нужно новым поколениям россиян? Нам все стремятся навязать, что необходимо «спасти рядового Райана», и забыть о наших, российских солдатах. Но именно они, когда надо, ведут бой с теми, кому на планете не нужна сильная Россия.

Актеры в фильме Ляпичевой - Аристарх Ливанов, Алексей Мамонтов, Александр Михайлов, Людмила Зайцева, Марина Шкода, Евгений Березовский, Виктор Фалалеев, Константин Исаев, Евгений Якушевский, Константин Исаев - не играли роли. Они, кажется, просто жили эти час сорок экранного времени жизнью своих героев. Продлили ее и предоставили нам возможность еще раз подумать «о доблести, о подвиге, о славе». О жизни и любви. Женской, материнской, духовной. О мире и нас в нем. О том, что предопределяет выбор пути в минуту смертельной опасности. Что предшествует моменту, когда человек возвышает свой дух до подвига во имя других?

До уровня святых мучеников?

Исторические параллели в «Русской жертве» глубоки. С Пскова - родины святой княгини Ольги - берет начало русская государственность. И именно в Пскове царь Николай II отрекся от престола. Это время выбора страной нового пути с его кровавыми реалиями, ошибками, предательством стало равным участником современной киноленты. Исторические документальные кадры в фильме знаково дополнялись художественным воплощением эпизодов той эпохи. И калькой легли на воспроизведенное в картине наше «время торжества доллара». В фильме вообще показано много исторических, буквально мистических совпадений, которые порой определяли судьбы героев.

Фильм можно назвать и документальным. Потому что в нем снимались в том числе и родные, близкие люди героев - десантников, действующие духовные лица. А лейтенанта Олега Ермакова, одного из погибших в Аргунском ущелье, в фильме сыграл его старший брат, актер Александр Ермаков. Кроме кадров кинохроники начала XX века была введена и современная съемка. Это усилило ощущение сопричастности каждого к экранным событиям.

... Показать в кино, как на самом деле сражались с вооруженными до зубов опытными боевиками и наемниками наши парни, многим из которых не исполнилось и двадцати, не по силам ни одному, даже самому знаменитому режиссеру. Когда закаленные в сражениях десантники пришли утром на место боя и гибели своих товарищей, то не могли сдержать слез. Обычным пониманием постичь, откуда вчерашние мальчишки, выросшие в мирное время, черпали такую силу духа и мужества, невозможно. Ляпичева попробовала кинематографическими средствами, буквально штрихами рассказать хоть что-то о тех, кто не пустил врага к нашим домам, кто не допустил событий, которые были в Буденновске и Беслане...

Фильм снят на основе дневника одного из псковских десантников - разведчика старшего лейтенанта Алексея Воробьева. В 14-летнем возрасте он написал такие слова: «Я горжусь, что я русский казак. Все мои предки, как бы то ни было, служили России, воевали за веру, царя и Отечество. Я тоже хочу посвятить свою жизнь Родине...» Учителя прочили Алексею большое будущее. Но вместо ожидаемого МГУ, он поступил в Рязанское десантное училище. Потом была служба в Псковской дивизии. В командировку в Чечню вызвался добровольно. Его разведвзвод первым принял бой с бандитами в 12.45 29 февраля 2000 года. Возможно, именно Воробьев прошил автоматной очередью главаря боевиков полевого командира Идриса. Алексей скончался от большой потери крови утром 1 марта...

84 десантника погибли в том жесточайшем бою. Сыновья, мужья, братья, любимые... Не рожденные дети, сломанные судьбы - страшная цена чьих-то политических амбиций и финансовых интересов. А наши воины сражались не за деньги. Когда бандиты предложили солидную сумму за возможность беспрепятственного прохода через горы, чтобы сеять за ними смерть и горе, защитники Отечества и слышать о золотом тельце не захотели. Честь для них всего дороже!

И они до сих пор ведут тот бой. Даже после смерти. Чтобы не стали мы Иванами, не помнящими своего родства. Чтобы не смели предавать историю великой страны. И чтили защитников Отечества не только 23 февраля.