Советские наукограды: почему их не нужно спасать
На фоне новейших инициатив российских властей, связанных с переводом разговоров о модернизации в практическое русло и разработке проекта российской Кремниевой долины, в центре внимания аналитиков вновь оказываются (пост)советские “наукограды”. Тема эта была больной в течение всех лет российских реформ и до сих пор, по большому счету, никаких серьезных “инноваций” тут не видно. Наукограды являются органической частью советской плановой экономики, так что говорить об их перспективах в рамках нынешнего хозяйственного уклада - означает заниматься популизмом.
Чем быстрее мы поймем это, тем раньше сможем начать действовать. Не спасать то, что невозможно спасти, а искать новые пути решения проблемы: как возможны технологические инновации в России? Опыт советских наукоградов, как отрицательный, так и положительный должен изучаться в этом контексте самым пристальным образом.
И главное, что нужно понимать, состоит здесь в следующем. Основной пояс наукоградов в СССР появился не в результате абстрактного желания властей предоставить ученым заниматься наукой, а для решения одной конкретной технологической задачи, от чего зависела тогда как обороноспособность страны, так и в конечном счете ее суверенитет и целостность. Речь идет, разумеется, о советском атомном проекте, который при ближайшем рассмотрении во многом копировал американский подход.
Наукограды возникли в СССР практически сразу после второй мировой войны. Первым наукоградом стал поселок Саров в Мордовской АССР (Арзамас-16), в котором до этого размещался завод по производству снарядов для реактивных минометов БМ-13 - “катюш”. 9 апреля 1946 года было принято секретное постановление Совета министров СССР о создании в Сарове конструкторского бюро при лаборатории №2 АН СССР, а 21 июня 1946 года Совет министров СССР принял постановление о строительстве там научно- исследовательской базы для реализации атомного проекта.
В феврале 1947 года постановлением Совета министров КБ было отнесено к особо секретным предприятиям с превращением его территории в закрытую зону.
В 1955 году в Челябинской области был создан “дублер” Арзамаса-16 - Челябинск-70 (Снежинск), в котором разместился Всесоюзный научно-исследовательский институт экспериментальной физики. В последующие два десятилетия в СССР было создано несколько десятков “выносных” городов, охвативших по специализации практические все области науки.
С момента своего возникновения наукограды находились на полном государственном обеспечении. Из госбюджета и других централизованных источников финансировалось не только проведение научных исследований, но и содержание объектов социальной инфраструктуры. 7 апреля 1999 года был принят федеральный закон #70-ФЗ “О статусе наукограда Российской Федерации”. Первым официальным наукоградом в России стал Обнинск, соответствующий указ был подписан президентом 6 мая 2000 года.
В настоящее время статусом наукограда, помимо Обнинска, обладают Королев и Дубна. Еще около 70 городов, поселков городского типа и обособленно расположенных частей городов с общей численностью населения более 3 млн человек претендуют на получение этого статуса. В Московской области их более 20: города Жуковский, Долгопрудный, Фрязино, Протвино, Пущино, Троицк, Климовск, поселки городского типа Черноголовка, Менделеево и другие; 10 наукоградов расположены на Урале, 13 - в Сибири. Часть из них является закрытыми административно-территориальными образованиями.
Комментарии
Но если Вы хотите, чтобы Ваши дети и внуки не батрачили на плантаторов, и чтобы в их головах сохранялись хоть какие-то мозги, то Вы все силы приложите, чтобы власти не развалили науку полностью и не закрыли наукограды.
Да, наука наша больна, да, её надо лечить, но нормальные люди и умные власти не делают это с помощью гильотины.
А что касается возражений, которые ниже... Я бы поставил вопрос так. А хочет ли наука и учёные спасаться и спасать? Академическая элита и так хорошо кормится в заграничных отгулах за прогулы в родимых пенатах. Преподавательская масса в деградантской системе образования воображает себя последним светочем. Ни тем, ни другим просто некогда ПОНИМАТЬ и спасать государство от властвующих бандитов. А если академики ничего не хотят противопоставить власти, что взять с ванек?
К сожалению, это не шутка, а закон нашей экономики и жизни. Кому интересны детали (в том числе слома этого закона) см. «Как сохранить Россию и русских» http://www.proza.ru
Ю. Рассказов
Это я не образный пример привожу, а виденный собственными глазами.
Когда в легендарном ОИЯИ идут третий месяц напряженные эксперименты в Наукограде Дубна. Американцы ждут когда родится новый элемент таблицы Менделеева, в Дубну прикатывает и московское телевидение. Зачем? Снять работу ускорителя? Работу Лабораторий. Или снять работу вычислительного центра европейского коллайдера в Дубне? Да, самый крупный сегмент его в России, и самая быстрая и самая широкая информационная магистраль в стране идёт в маленькую Дубну, а не связывает Москву и Питер, как многие думают.
Итак возвр. к нашим телебаранам. А снять они приехали в это время сюжет о лопнувшей батарее, в доме которому 60 лет! Это Вести-Москва программа. Когда им по электронке отправил список что можно было снять в этот день вместо батареи, и немного пообщавшись понял что общаюсь просто с тупым хамьём уровня этой самой бат...
"Наукограды являются органической частью советской плановой экономики, так что говорить об их перспективах в рамках нынешнего хозяйственного уклада - означает заниматься популизмом."
Это единственный аргумент, который я нашёл в статье.
Это поверхностный взгляд на проблему. Хороший автор изучил бы проблему со всех сторон. Можно ли их модернизировать, создать на их базе современные объекты, приносящие пользу. А так - то утверждение что часть советской плановой экономики не может стать частью современной экономики - не обоснованно.
Конечно, людям с головой в науке делать нечего :))
Я не буду говорить за Обнинск, и за очень мной уважаемый Академгородок под Новосибирском.
За Дубну могу сказать.
Просто по последним новостям из ящика.
Землетрясение на Гаити - туда кроме спасателей на борту ИЛа полетели маленькие коробочки, с надписью сделано в России. Это фильтры. Ядерные фильтры для плазмофереза. Кусочек пластмассы с виду. Никто в мире, кроме Дубны сделать не может. Человек извлечённый через длительное время с синдромом сдавливания погибает, если не очистить кровь. Фильтр закупается во множество ведущих клиник, работающих с плазмоферезом. Сделать его качественно можно только на ускорителе в Дубне.
Задержание партии радиоактивного металла на границе. В кадре мелькает оборудование сильно знакомое. Металл проехал до этого границу где импортная установка радиационного контроля. Прохлопало импортное. Наше точно указало тип изотопа и силу. Опять ничего в мире сделать не могут подобного. В крохотной Дубне ещё много чего делают, что на западе даже близко не могут. Это всё наша наука! А лечение опухолей нейтронной установкой? В поиск господа! ...