Прощай, безмятежное время
Всего два года назад Россия, благодаря своим энергетическим резервам, казалась восходящей сверхдержавой, способной диктовать свою волю Западу. Но это в прошлом.
Пять лет назад, когда цены на нефть стабильно росли, а экономисты нагнетали страхи по поводу пика добычи нефти и газа, казалось, что все карты в руках крупных нефте- и газодобывающих стран - таких, как Россия. Тогдашний президент Владимир Путин называл свою страну \"энергетической сверхдержавой\" и пользовался поставками энергоносителей в качестве инструмента внешней политики. Срывы поставок газа на Украину вызывали панику в Европе, в то время как западные энергетические компании боролись друг с другом за доступ к российским месторождениям нефти и газа.
Но все это позади. Недавно было законсервировано сверхгигантское Штокмановское месторождение газа в Северном Ледовитом океане - единственное крупное месторождение углеводородов, открытое в России после распада Советского Союза. Причина - огромные затраты на добычу. В то же время спрос на российский газ в мире резко упал. А правительство подорвало доверие инвесторов, оказывая давление на концерн ВР, одного из последних крупных иностранных инвесторов в российском энергетическом секторе, с целью передачи гигантского месторождения газа в Сибири конкурирующей компании, принадлежащей государству. Пора Москве распрощаться с мечтами об энергетической гегемонии.
Одна из проблем состоит в том, что рецессия сократила спрос на российский газ в Европе (в 2009 году уровень потребления снизился на 7 процентов). Другая - в том, что сократился спрос и на импортируемый газ в Соединенных Штатах. Благодаря сланцевому газу и другим нетрадиционным источникам - таким как нефтеносные пески, - Соединенные Штаты близки к самодостаточности в обеспечении себя газом. Это кошмар для проекта разработки Штокмановского месторождения, бизнес-план которого предусматривал сжижение газа для его последующей поставки в Соединенные Штаты.
Таким образом, Штокмановское месторождение с 3,7 триллиона кубометров газа кажется уже не столько стратегическим будущим российской газовой отрасли, сколько карамелькой, упавшей за диван - вкусно, но нельзя сказать, что очень уж нужно, и слишком трудно достать. Для \"Газпрома\" и его младших партнеров, французского концерна Total и норвежского Statoil, 20 миллиардов долларов, необходимые для извлечения газа с морского дна в исключительно суровых условиях Арктики, оказались недопустимо высокой ценой.
Это проблема для \"Газпрома\", который был главным инструментом путинской внешней политики всего четыре года назад, когда он стравливал между собой европейские страны, добивавшиеся того, чтобы трубопроводы \"Газпрома\" проходили по их территории. Теперь на европейском рынке, похоже, возник избыток предложения. Еще тревожнее то, что традиционные поставщики \"Газпрома\" (Туркменистан и Казахстан) начали строить прямые трубопроводы в Китай, где у потребления газа есть будущее. И хотя \"Газпром\" по-прежнему контролирует около 17 процентов доказанных мировых запасов газа, многие из его нынешних месторождений начинают истощаться.
Чтобы добраться до оставшихся - например, до Бованенковского месторождения на далеком полуострове Ямал - потребуются массивные вложения капитала и ноу-хау. Кто захочет выкладывать такие суммы, не имея гарантий прибыли?
Именно поэтому последняя атака на ВР представляется такой странной - и такой нелепой. Казалось бы, во время падения спроса, нестабильных цен на энергоносители и нервозности инвесторов по поводу развивающихся рынков, не стоит преследовать одного их последних крупных зарубежных инвесторов в российском энергетическом секторе. Но это не остановило Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), угрожающую изгнать ВР с гигантского Ковыктинского газового месторождения в Восточной Сибири. Официально угроза обосновывается нарушениями природоохранного законодательства - как и два года назад, когда концерн Royal Dutch Shell убедили продать \"Газпрому\" долю акций в нефтяном проекте на Сахалине по цене ниже рыночной. Но, похоже, истинная причина состоит в том, что на месторождение ВР положила глаз государственная нефтяная компания \"Роснефть\".
Российское правительство уже не первый раз тревожит ВР - и иностранных инвесторов вообще. В 2007 году российское министерство природных ресурсов грозило разорвать контракт на разработку Ковыктинского месторождения, указывая на нарушения графика разведочных работ. Тогда в роли хищника выступал \"Газпром\", желавший получить Ковыкту по бросовой цене и параллельно претендовавший на долю проекта ВР в Трининаде и Тобаго. Эта сделка застопорилась из-за судебных тяжб и в конечном итоге утонула в водах экономического кризиса 2008 года, который несколько ослабил тягу \"Газпрома\" к экспансии. Но теперь на место \"Газпрома\", по всей видимости, приходит \"Роснефть\", одновременно напоминая инвесторам во всех секторах экономики об опасности ведения бизнеса в России. Разумеется, отличие в том, что в 2007 году цены на энергоносители росли, а инвесторы были готовы вкладывать деньги в любое предприятие, сулящее большую прибыль, невзирая на риск. Сегодня ситуация прямо противоположная. \"На кону здесь не просто большое месторождение газа, - говорит Валерий Нестеров, аналитик по нефти и газу из инвестиционной компании \"Тройка Диалог\". - Россия должна привлекать иностранцев для разработки ямальских и шельфовых месторождений\".
Россия остается крупнейшим в мире экспортером нефти и газа, опережая даже Саудовскую Аравию. Но, в отличие от стран Персидского залива, Россия быстро опустошает свои запасы углеводоровов. Для того, чтобы использовать весь свой ресурсный потенциал и сохранить статус \"энергетической сверхдержавы\", Россия должна прекратить грабить своих инвесторов только потому, что снижение спроса негативно сказалось на ее балансе. Потребление газа вернется на прежние уровни. Но отчуждение партнеров не позволит России восстановить статус сверхдержавы. Без них ее новые резервы - такие как Штокмановское месторождение - останутся в недрах земли.
Комментарии
Звучит, согласитесь!
Людей нормальных мало, в основном злые, испорченные стяжатели, попсушники и барыги. Процветание общества зависит от состояния морали и нравственности его членов.
А "20 миллиардов долларов, необходимые для извлечения газа с морского дна в исключительно суровых условиях Арктики, оказались недопустимо высокой ценой", что за анализ? Кредит пусть в Сбербанке или в ВТБ возьмут, стабфондовские деньги вложат в реальность .
А в ообще просмотрел кучу информации специально искал именно поставки, а везде только добыча. (наверное не там искал, но Райстату я не верю вообще и ни когда)
Несколько дней назад ведел диаграмму, а где не нашел.
Несколько мыслей по этой фразе. Начнем с того, что автор почему-то передергивает, называя борьбу частных компаний( да, с участием государства) борьбой России (страны). Назовите истинных владельцев и тогда будет видно, кто \"банкует\" там и почему рекламка \"Газпром- национальное достояние\" мягко скажем, неверна. То же самое и с \"Роснефтью\". Далее:\"...Россия должна прекратить грабить своих инвесторов\". По поводу \"Россия\" мы уже договорились, теперь подумаем... Эти наши частные компашки стали получать меньше прибыли. Почему звучит призыв пощадить инвесторов, когда эти наши суки , опять же из-за любви к прибыли, грабят свой народ( ну для них он, народ, явно не свой)? Почему я должен жалеть \"инвесторов\", когда люди в моей стране мордуются этими компаниями, нефть ( через бензин) и газ опять для народа дорожает? Если вспомнить все миллиарды, которые просрали все \"эффективные\" можно было и без инвесторов обойтись...
.
Саудовская Аравия продает газ и нефть зная , что у них не похолодает. \"газпром\" продает нефть и газ зная , что сможет отменить зиму для следующих поколений россиян?