В Москве испытано экологическое оружие

Скандал вокруг поселка «Речник» стал одним из центральных событий внутренней российской политики первых месяцев 2010 года — и публичное внимание президента это только подчеркивает. Потому что вопросы на узкой полоске песчаной дамбы вдоль канала имени Москвы решаются системные.

Какое все-таки государство Россия: унитарное или периода феодальной раздробленности?

Интрига: как поведут себя в ситуации очевидного конфликта интересов территориальные подразделения органов власти — приставы, прокуроры, суды, милиция? До этого они формально числились в составе федеральной вертикали, де-факто же больше прислушивались к мнению местных властей. Характерно, что на начальном этапе публично инициированную президентом проверку вели не десант ревизоров со Старой площади, а те же чиновники и силовики, которые еще недавно закрывали глаза на многочисленные нарушения закона, а возможно, и сами участвовали в сеансе правового нигилизма. Им был дан шанс определиться — а может, исправиться.

Что в сегодняшней России собственность: право, закрепленное за человеком в силу закона и договора, или привилегия, которую власть на определенных постоянно меняющихся условиях дает — и, если захочет, отбирает?



В отношении крупного капитала этот вопрос решен давно и в пользу государства. Но теперь ползучая национализация добралась до среднего класса и даже до малоимущих (те же ветераны из «Речника»). Если землю под «Речником» отберут, то эффекта домино в других районах Москвы и регионах страны не избежать. А это уже затрагивает интересы опоры режима — мелкой и средней бюрократии и аффилированного с ней бизнеса. Крупные собственники тоже заволновались: ведь их элитная недвижимость зачастую построена по схемам, не менее хитрым, чем расположенный рядом с «Речником» «Остров фантазий». Им тоже нужна своя «дачная амнистия» — непубличное, но четкое установление правил игры.

С этой точки зрения лучше ничего не ломать.

Потому что всем, несмотря на популистские лозунги «кампании борьбы с самостроем» о «богатых, которые понастроили тут», понятно: на смену раскулаченным придут еще более богатые, которые просто ближе оказались властным структурам в данный конкретный момент времени. Изменится климат в верхах — и раскулачат нынешних победителей. А бизнес, что мелкий, что крупный, ну никак не может зависеть от климата.