Западная демократия в Китае не приживётся
На модерации
Отложенный
У тех, кто отстаивает права человека в Китае, выдались на редкость безрадостное Рождество. 7-ого января некий 65-летний Ван Жунцин был приговорён к 6 годам тюрьмы судом средней ступени города Ханчжоу (провинция Чжэцзян). Его обвинили в «попытке низвержения государственной власти».
Несмотря на преклонные лета и пошатнувшееся здоровье, Ван Жунцин активно участвовал в общественной жизни: был редактором вестника, писал статьи, выступал на собраниях, несколько раз, хотя и без особого успеха, пытался участвовать в законотворческом процессе и прочее...
Собственно, ничего особенно крамольного или из ряда вон выходящего — на низвержение государственной власти деятельность Ван Жунцина не тянет.
Правозащитники возмущены. «Когда же Китай научится уважать права человека?!» — гневно вопрошают они. Правозащитники, традиционно, люди образованные и отнюдь не глупые. От чего они никак не смирятся с тем, что Китай права человека никогда не научится уважать, совершенно не понятно. А почему не научится? Самый простой правильный ответ на этот вопрос, как это часто бывает в случае с Китаем, — \"Потому что\". Но самые простые правильные ответы обычно никого не интересуют.
Во-первых, в Китае не принято слушать «лаоваев». В конце XVIII века китайский император Сяньлун заявил послу Великобритании в Китае лорду Джону Маккартни, что его стране так или иначе придётся принять условия, которые продиктует Китай, в противном случае европейцы останутся без китайского чая и ревеня.
«Комплекс Сяньлуна» — это непоколебимая уверенность Китая, в том, что мир нуждается в Китае. И он продолжает действовать до сих пор. После жестокого подавления восстания на площади Тяньаньмэнь в 1989 году на Западе поднялась волна протеста против нарушения прав человека в Китае, превратившая его в главного врага демократии.
Бил Клинтон обвинил Джорджа Буша (старшего) «в попустительстве душителям свободы» и пообещал не посещать Китай до тех пор, пока власти не изменят своего отношения к инакомыслящим. Однако уже в 1998 году Клинтон прибыл Китай с официальным визитом, а в 2005 году он посетил Китай ещё раз уже как частное лицо для презентации своей книги воспоминаний «Моя жизнь», незадолго до этого переведённой на китайский язык. За это время в области прав человека произошли весьма и весьма незначительные изменения.
В чём же причина подобной метаморфозы в отношениях Китая и США? Ответ очевиден – экономические интересы гораздо важнее прав человека. Американцы быстро простили своему президенту присутствие на площади, где всего лишь 10 лет назад была «расстреляна китайская демократия».
Тем не менее, несмотря на уверенное и демонстративное пренебрежение мнением западных стран, а также на пресечение любых попыток с их стороны повлиять на внутреннюю политику, сегодняшний Китая понимает, что без хотя бы условных компромиссов в области прав человека наладить контакт с окружающим миром вряд ли получится.
Так, например, в 2004 году в Конституции КНР появилась статья о том, что «государство уважает и защищает права человека» (Глава II, ст. 33). По заявлению Китайского общества по изучению прав человека, «она уже стала важной составной частью концепции научного развития и создания гармоничного социалистического общества, а также важной темой строительства государства и социального развития в Китае».
Получается, что китайцы не хотят переходить от слов к делу? Отнюдь. Просто начинать надо с того, что вообще такое права человека?
Наиболее ёмкое и понятное определение дал бывший Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан:
«Права человека утверждают достоинство всех и каждого и неприкосновенность прав человеческой личности.
Они внутренне присущи каждому человеку, каждой личности, а не даруются каким-либо органом государственной власти и не зависят от таких органов. Не может быть так, чтобы для одного континента существовал один закон, а для другого — другой. И должен существовать лишь один единый стандарт — всеобщий стандарт, по которому следует судить нарушения прав человека».
Вот оно! Не даруются и не зависят! А ещё и имеют всеобщий стандарт! Правозащитники и официальные лица Китая оказывается просто не понимают друг друга. Или делают вид, что не понимают.
Китай продолжает настойчиво подчёркивать, что и в этой области собирается идти своим путём.
Основное сущностное отличие китайского подхода к правам человека от западных моделей заключается в отказе от признания прав человека «абсолютным понятием» и в отказ от отделения их от обязанностей гражданина, то есть в не признании приоритетности прав человека над законами государства.
Т.е. права человека с китайской спецификой никак не подходят под определение Кофи Аннана, потому что напрямую зависят от желания или нежелания государства их предоставить.
Более того, одним из обязательных пунктов в выступлениях китайских официальных лиц на саммитах ООН и различных конференциях является критика самой идеи защиты личности от произвола государства. Политические и экономические интересы очень часто заставляют некоторые государства использовать права человека, чтобы «опозорить неугодные им развивающиеся страны». Под «развивающимися странами» Китай естественно видит себя. Ещё чаще Китай упрекает ООН и крупные правозащитных организации такие, как «Международная амнистия», в «двойных стандартах» и предвзятом отношении.
Международные правозащитные организации регулярно обвиняют правительство Китая в отсутствии у граждан даже негативных прав, лежащих в основе индивидуальной свободы личности. Однако ни одна ещё правозащитная организация не выразила протеста против политики «одна семья – один ребёнок». Между тем «осуществление планирования рождаемости» является одной из конституционных обязанностей граждан (Глава II, ст.49) и спорить с тем, что это ни что иное, как прямое нарушение прав человека, нельзя.
Китайская пословица гласит «Воспитать сына – обеспечить старость». Поэтому миллионы женщин в Китае делают аборт, когда узнают, что ждут дочь. Так же за пределами внимания правозащитных организаций остаётся запрет правительства КНР на предание останков умерших земле. Единственный официально разрешённый способ погребения – кремация. Причина этого – тотальная нехватка земли. В китайской традиции кремация является самым негуманным отношением к душе умершего – кремируя своих родственников, китайцы обрекают их на вечные муки. Учитывая тысячелетиями складывавшийся в Китае культ предков, это верх кощунства. Сейчас китайское правительство призывает граждан развеивать прах над водоёмами или в специально созданных для этого парках, то есть отбирает у них последнюю возможность отдать дань уважения своим близким после их смерти. Китайские реалии, безусловно, не ограничиваются этими двумя примерами.
Обязательная кремация и жёсткий контроль рождаемости производят гораздо меньше впечатление на Западе, хотя являются большей проблемой для самих китайцев. Среднестатистическому жителю КНР не нужен свободный доступ к информации и демократические выборы. Для него гораздо важнее получить право на погребение своих родственников в землю без предварительной кремации и право на воспитание более одного ребёнка. Именно поэтому западная модель прав человека в Китае не приживается и, наверное, никогда не приживётся.
Комментарии
Что такое демократия?
Власть народа.
Где и когда она была?
В США демократия - это власть мафии от большого (очень большого) бизнеса.
В Европе -тоже.
Сейчас и в России власть служит чубайсам и дерибаскам. демократией и не пахнет.
Найдите другую тему для разговора.
Например как бороться с безработицей.
Тут один выход - пустить кишки этой демократии и установить народную недомакратию.
"Единая Россия"-это не политическая партия, а клан проворовавшихся мафиозных чиновников, незаконно захвативших власть в России...ЕдрО-в помойное ведрО!
У политиков есть другие аргументы - грядёт господство избранного народа и исламисты (политики) стоят на пути, мешают им.
Вопрос беспредметен. То есть обсуждаться он должен на уровне глубокой фиолосфии, но не в публичных дискуссиях.
Призывать людей надо не к толерантности, а к воспитанию в себе чувства равенства и братсва всех людей.
Толерантность - выдумали хитроумные демагоги.
Толерантность это терпимость, которая пригодна в борделях - тебя сношают, а ты терпи.
Не к терпимости, повторюсь, надо призывать, а у братству и раноправию всех людей, независимо от национальности и вероисповедания.