Огонь по Генштабу

На модерации Отложенный

Начав «реформирование», а точнее говоря, разгром Вооружённых Сил Российской Федерации, так сказать, снизу, режим добрался до самой верхушки — до Генерального штаба. Тут удар нанесён прежде всего по кадрам, которые, как известно, решают всё.

Генералам указывают на дверь

В 2009 году армия и флот России лишились разом около 150 тысяч офицеров из 250 тысяч офицеров и генералов, еще остававшихся в строю после предыдущей «чистки». Это 60 процентов командного состава. Такого в истории России еще не было. Причем речь идет о наиболее опытных офицерах, получивших ещё до 1991 года прекрасную подготовку в тогда еще не раздавленных «реформами» советских училищах и академиях и имеющих бесценный опыт боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе. И вот беспрецедентному «урезанию» подвергается мозг Вооруженных Сил — Генеральный штаб.

Началось с того, что в июне 2008 года его возглавил генерал армии Н. Макаров, который немедленно приступил к погрому в высшем командном составе.

Под лозунгом формирования молодой, прогрессивной команды и якобы для повышения эффективности управления были уволены три (из пяти) заместителя начальника Генерального штаба, причём в первую очередь ключевые: начальник Главного оперативного управления генерал-полковник А. Рукшин, начальник Главного разведывательного управления генерал армии В. Корабельников и начальник войск связи генерал-полковник Е. Карпов. На дверь указали и помощникам начальника Генштаба — генерал-лейтенанту М. Сковородникову и генерал-майору Ю. Шамшонкову.

Уволены также начальники Центрального командного пункта (генерал-лейтенант В. Гошкодера), Центра военно-стратегических исследований (генерал-лейтенант А. Осетров), Управления внешних сношений (генерал-майор В. Чернов), Главного вычислительного центра (полковник А. Барбашов).

Готовятся документы на увольнение начальника Главного управления Министерства обороны генерал-полковника В. Верховцева, заместителя начальника связи Вооружённых Сил РФ генерал-лейтенанта М. Кохана.

Конца и края этому не видно. К примеру, в Главном оперативном управлении заменены заместители начальника (генерал-лейтенанты В.В. Запаренко, В.И. Пустовой), шесть начальников управлений, десять их заместителей, почти все начальники направлений. В управлении начальника войск связи в отставку отправлены два заместителя начальника и все начальники управлений. Аналогичная ситуация складывается в остальных главных и центральных управлениях Генерального штаба.

Недавнее увольнение главкома Сухопутных войск генерала армии В. Болдырева и командующего Северо-Кавказским военным округом генерал-полковника С. Макарова стало еще одной «победой» в кадровом разгроме Вооруженных Сил России.

Увольнения осуществляются без объективной оценки возрастных и профессиональных качеств военнослужащих. Освобождаются подчас от офицеров в возрасте от 40 до 50 лет, даже не выслуживших установленные законом сроки. В то же время на должность начальника связи Вооруженных Сил назначен

59-летний генерал-лейтенант запаса Е. Мейчик (сослуживец Н. Макарова по Московскому военному округу). На место 63-летнего генерала армии В. Корабельникова — 62-летний генерал-лейтенант А. Шляхтуров. 59-летний генерал-полковник В. Смирнов продолжает трудиться в той же должности начальника Главного организационно-мобилизационного управления, но уже в качестве гражданского служащего.

А где же, спрашивается, «новая молодая команда»?

Сейчас пытаются выдавить из Генштаба первого заместителя начальника генерал-лейтенанта А. Бурутина и начальника Военной академии генерала армии А. Белоусова. Командующий войсками Московского военного округа генерал армии В. Бакин, начальник Главного штаба Военно-Воздушных Сил генерал-лейтенант И. Хворов, начальник Главного штаба Военно-Морского Флота адмирал М. Абрамов, командующий Воздушно-десантными войсками генерал-лейтенант В. Евтухович уволены из-за несогласия с проводимым «реформированием» Вооружённых Сил. Все они — блестящие, молодые, перспективно и научно мыслящие генералы, которые минимум лет десять ещё могли бы служить ратному делу. Десятки генералов, имеющих соответствующие образование и подготовку, огромный профессиональный и боевой опыт, боевые награды, оказались непригодными к службе.

Надо заметить, однако, что определенный результат такой «реформы» достигнут: сегодня вокруг начальника Генштаба практически отсутствуют люди, способные ему в чём-то возразить, аргументированно отстоять свою точку зрения, как это сделал упомянутый выше генерал-полковник С.

Макаров. Не согласен — в отставку!

Правда, есть и другая, более серьёзная причина «выдавливания» С. Макарова. Командующий войсками Северо-Кавказского военного округа, как никто другой, осведомлён о «выдающихся полководческих качествах» нынешнего начальника Генштаба, ярко проявившихся в ходе войны с Грузией в 2008 году: нерешительность в принятии решения на ввод российской группировки в Южную Осетию, «забывчивость» в постановке задач, неспособность координировать в ходе операции взаимодействие видов и родов войск.

Диагноз — паралич

И чем же стал Генеральный штаб в результате такой кадровой политики? Эффективным органом стратегического управления? Может быть, слаженным, высокопрофессиональным коллективом с оптимальным распределением функциональных обязанностей? Отнюдь нет. Ничего, кроме системных провалов, пока не наблюдается. Да по-другому и быть не могло, ибо «философия» господина Н. Макарова четко сформулирована в его заявлении о том, что «Генеральный штаб последние десятилетия паразитировал на теле Вооруженных Сил», продемонстрировавшем полное непонимание сущности вверенного ему органа стратегического управления.

С началом «прогрессивных преобразований» и постоянно продолжающихся сокращений состояние Генштаба нельзя характеризовать иначе, как паралич. Коллективы подразделений разрознены, деморализованы, реорганизация привела к путанице функциональных задач, хаосу в прохождении и исполнении служебных документов.

Углубляющаяся неразбериха с распределением обязанностей, бесконечные совещания, повсеместное затягивание принятия решений по базовым вопросам деятельности Вооруженных Сил и отсутствие четких перспектив вызывают у офицеров полное отторжение такого рода «реформ».

Моральная атмосфера в воинских коллективах Генерального штаба удручает. Большая часть офицеров выведена за штат. На только что назначенных офицеров, не имеющих опыта управления войсками, возложены задачи, выполнять которые они просто не могут. Полностью нарушен принцип преемственности, чем всегда по праву гордился российский Генеральный штаб. Теперь же накопленный опыт, документы, дела зачастую передавать просто некому либо не от кого.

На многих ответственных направлениях осталось по одному офицеру. В результате их служебное время начинается в 7—8 часов утра, а заканчивается в 22 часа, а то и позднее. Профессиональные навыки офицеров Генштаба неуклонно снижаются, физические нагрузки возрастают, состояние людей отягощено неясностью перспектив и семейно-бытовыми проблемами. На отношение к службе негативно влияют снижения штатно-должностных категорий, тарифных разрядов и, соответственно, денежного довольствия.

Угнетает людей и то, что уже почти три года в Вооруженных Силах (в отличие от других силовых структур) не присваиваются генеральские звания высшим офицерам, занимающим соответствующие должности и выслужившим установленные сроки.

В конечном итоге можно констатировать: действия верхушки Минобороны РФ привели к деградации коллектива Генерального штаба, устранению компетентных и авторитетных руководителей, снижению профессионализма, к неготовности аппаратов главных и центральных управлений выполнять свои обязанности.

Закономерное следствие всей этой вакханалии: до сих пор не разработаны новый план применения Вооруженных Сил и его составные части, в том числе планы применения видов и родов войск в различных военных округах, планы по видам обеспечения...

Авторитарные методы руководства Минобороны и Генштаба, сопряженные со слепым копированием зарубежного опыта, зачастую даже опасного для России, окончательно уничтожают престиж военной службы и подрывают основы обороноспособности страны.

Генеральный штаб — это орган стратегического руководства Вооруженными Силами, а не конструктор «Лего», с которым можно устраивать бесконечные эксперименты и опыты. Если не остановить вакханалию уничтожения Генштаба и армии в целом, Россия в самое ближайшее время утратит способность защитить себя от усиливающихся внешних угроз.

Те, кто продолжает громить армию под видом «реформ», берут на себя тяжелейшую ответственность. И в конце концов уйти от этой ответственности им не удастся.

P.S. ОТ РЕДАКЦИИ. Присвоение званий генералам и адмиралам, перемещение высших военачальников по службе и увольнение их производятся указами президента России. Интересуется ли он, каких кадров лишаются Вооружённые Силы, или подписывает бумаги не глядя?