\"Единая Россия\" или \"Старые песни о главном\"

На днях во Владивостоке прошел-состоялся-отшумел-прошелестел-пропищал-прошипел…, в общем – отзаседал – круглый стол Приморского регионального отделения партии «Единая Россия». Ключевая тема дискуссии (там есть дискуссии?) – идеология партии (там есть идеология?). Не стану пересказывать всю ту муть, что, судя по отчету в СМИ, несли там едросы. Скажу лишь, что все это, с теми же словами и рвением, уже было: почитайте материалы съездов КПСС времен Леонида Ильича. Ощущение застоявшегося болота.

В фильме «Москва слезам не верит» есть эпизод, когда на дачном участке старушка слушает пластинку с песней «О боях-пожарищах, о друзьях-товарищах»… Затем ее же показывают через 15 лет: старушка все так же сидит и все так же слушает ту же песню о войне. Старушка явно не вышла из состояния своей военной молодости и явно находится в состоянии какого-то отчаяния и безысходности, которые сопровождали ее всю жизнь.

Еще можно вспомнить у Виктории Токаревой: «Всю субботу пекли пироги, а все воскресенье их ели». Это даже не безысходность, а беспросветность, граничащая с тупостью.

Наверное, не сильно ошибусь, если предположу, что многие россияне живут сейчас в состоянии тупой безысходности. (Особенно отчетливо это ощущается в российской глубинке). Нигде и ничего от них не зависит. Законы, налоги, пошлины, губернаторы, партии, чиновники, цены… - всё придумывается и назначается для них без их участия. Думали, война кончилась в 1945-м, ан нет! Война – это перманентное состояние нашей страны. Афганистан, Чечня, Грузия… Выборы… Противостояние бедных и богатых, народа и властей, приставов и владельцев участков…

Можно понять людей пожилых. Они всю жизнь собирались жить. Им обещали социализм, переходящий в коммунизм, а сам коммунизм – уже в конце 20-го века. Рухнуло всё. Нет ни социализма, ни коммунизма. Оказалось, жили в ожидании воплощения мифов в реальность, при этом, не забывая создавать мифы новые. Жили в ожидании воды у высохшего озера. Многие так и померли от жажды.

Теперь всё надо начинать сначала. Тем, кто сразу украл-хапнул-прихватизировал – легче. Они обеспечили безбедное существование не только себе, но и праправнукам своим. Неимущим досталась побрякушка в виде очередного мифа под названием «демократия». Но ею быстро наигрались, так и не поняв, для чего она и что с ней делать. В погремушечный звон этой игрушки и в радость от её использования по назначению при нынешнем режиме уже мало кто верит. Как мало кто верит в справедливость. Епископ Аврелий Августин сказал, что при отсутствии справедливости государство – это большая разбойничья шайка.

Сегодня шайка, украв недоукраденное и переукрав украденное, пытается легитимизировать своё существование. У неё нет иного пути, как насмерть держаться за власть.

Шайка придумывает новые способы удержаться у власти. Она создает клоны – партий, движений, организаций, союзов… общественная палата, медиа-союз, советы при президенте, фонды, нацпроекты… Она перманентно переставляет фигуры внутри себя самой (пример – вчерашние перестановки в МВД). Власть наверняка понимает, что все это – тупиковая ветвь развития и ее самой, в частности, и всей страны в целом. Но иначе она не может. Не умеет и боится иначе. Хотя периодически вынуждена говорить, как заклинание: свобода - лучше, чем несвобода; нам нужна модернизация… Испугавшись слова «модернизация», тут же добавляет слово «консервативная».

Дмитрий Быков не первым сравнил нашу жизнь с болотом. Но, кажется, первым призвал это болото… любить. Более того, строить на нём рай.
Дмитрий забыл, наверное, что строили уже на болотах, строили: всегда получалось плохо. Потому что эта зыбкая, неустойчивая, обманчивая, засасывающая субстанция не предназначена для крепкого и надежного фундамента. И никакие «законы болота», на которые уповает замечательный писатель и публицист, не позволят сколько-нибудь серьезному зданию устоять на нём. Я, разумеется, согласен с быковским постулатом о том, что «болото только выглядит хаосом - на самом деле это гибкая, сложно организованная, изощренная система». Но ведь наше государственное болото как раз неплохо выглядит издалека. И чем дальше – тем лучше оно выглядит. Но на самом деле оно – прогнившая и воняющая, дурно организованная, но, безусловно, изощренная система.

Власть на болоте окружила себя верными, но тупыми кикиморами - холуями. Какая уж с ними модернизация? Только консерватизация - тупая и холуйская! Только жевательная идеология: одни тупо жуют бюджет, другие – зарубежные инвестиции, третьи - ЮКОС… Чаще всего это одни и те же люди.

Вспомнился один региональный лидерок какой-то партии, который на вопрос тележурналиста «В каком состоянии окружающая среда?» четко и уверенно ответил: «Безусловно!»

Блестящий ответ! Универсальный! На все вопросы и на все случаи нашей болотной жизни.
В фильме «Убить дракона» есть такой эпизод. Бургомистр говорит Ланселоту: «Да вы любого спросите… Где у нас любой?» И его подводят к назначенному «любому».

Вокруг нашей власти – сплошь такие «любые». Они на любой вопрос ответят «Безусловно!»
Собственно и саму нынешнюю власть на болоте назначали и кое-где даже выбирали по принципу «где у нас любой?»

«Военная» бабушка, воскресные пироги, близнецы-партии, одинаковость мышления «любых», серый и ленивый пейзаж болота - все это так знакомо.
Все это уже переживали-пережёвывали.
Теперь жуём снова…