МВД избавят от вытрезвителей

В споре между Минздравом и МВД России о том, кому заведовать медицинскими вытрезвителями, поставлена точка. Сегодня Дмитрий Медведев подписал указ о реформе милиции, постановив передать эти заведения медикам. Правозащитники считают, что работа вытрезвителей с переходом в ведение врачей улучшится, доктора же утверждают, что возиться с пьяницами и усмирять буйных – не их дело.

Президент РФ Дмитрий Медведев издал указ «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации», продолжив линию на сокращение численности и сужение функций милиции. Среди прочего он постановил передать медвытрезвители Министерству здравоохранения и социального развития, несмотря на возражения главы ведомства, Татьяны Голиковой. Министр здравоохранения ранее заявляла, что не планирует принимать на баланс вытрезвители, так как у ее министерства нет правоохранительных функций.

С главой Минздрава согласен и заместитель главного врача Городской наркологической больницы Санкт-Петербурга Виктор Григорьев. По его словам, докторам в вытрезвителях делать нечего, так как туда доставляют «пациентов» максимум со средней степенью опьянения, при которой не требуется никакого медицинского вмешательства. Граждан с тяжелой степенью опьянения, впавших в алкогольную кому, отвозят в больницу скорой помощи.

Для наблюдения за «среднепьяными» на случай, если их состояние ухудшится, по словам нарколога, вполне достаточно фельдшеров, которые в медвытрезвителях и так есть.

«Что нам там делать, сидеть и смотреть, как они спят? - отметил Григорьев. - Тем более, у Минздрава нет силовых функций, чтобы усмирять буйных».

Однако с ним не согласен правозащитник и полковник милиции в отставке Игорь Кучеренко. По его словам, фельдшеры в вытрезвителях только констатируют степень опьянения. Они не только не оказывают пьяным необходимую помощь, но и не всегда вызывают «скорую», если тем становится совсем плохо, что не раз приводило к летальному исходу.

Кроме того, не секрет, что сотрудники вытрезвителей расценивают своих «клиентов» как источник дополнительного дохода, подчеркнул Кучеренко.

«Еще в советское время это была притча во языцех. В молодости я работал на Адмиралтейском заводе, и ребята там нередко попадали в вытрезвители. И я не помню, чтобы хоть раз кого-то там не обчистили», - рассказал правозащитник.

«Во время службы в милиции был период, когда вытрезвители мне подчинялись. Мы часто проводили мероприятия, чтобы выявить сотрудников, которые грабят пьяных, и они всегда давали результаты. Правда, памятуя о чести мундира, таких милиционеров мы не сажали, а просто увольняли», - отметил он.



Помимо этого, сотрудники милиции часто превышают свои полномочия, забирая в медвытрезвители лишь слегка подвыпивших людей, утверждает Кучеренко.

«Плана как такового у них нет. Но, если приезжает проверяющий и видит, что часть коек пустует, он делает им замечание, - пояснил правозащитник. - Естественно, милиционеры предпочитают забрать не грязного алкоголика, который валяется на тротуаре, а прилично одетого человека, у которого, возможно, и деньги есть».

В случае передачи вытрезвителей в систему Минздрава, по мнению Кучеренко, там будет оказываться «какая-никакая, но реальная помощь», перестанут задерживать «для галочки», и по карманам лазать станут меньше. Однако все это станет реальностью только в одном случае: если доставлять пьяных в эти заведения будут не сотрудники милиции.

«Нужно, чтобы они только вызывали врачей, если видят сильно пьяного человека. А забирать его должна какая-то специализированная «скорая помощь». Милиционер вообще не должен к такому человеку прикасаться, если он не совершает ничего противозаконного», - считает Кучеренко.

В то же время, в необходимости вытрезвителей уверены и Григорьев, и Кучеренко.

«Когда человек сильно пьяный, с улицы его нужно изымать. Он и сам по себе опасен, и в отношении него могут быть совершены преступления: пьяного же ограбить гораздо проще, чем трезвого. Кроме того, зимой в нашем климате оставлять невменяемого человека на улице нельзя», - пояснил правозащитник.

Напомним, что с предложением переподчинить вытрезвители Минздраву в январе этого года выступил первый заместитель генерального прокурора РФ Александр Буксман. Его инициативу поддержал министр внутренних дел Рашид Нургалиев, однако категорически против выступила министр здравоохранения Татьяна Голикова.

Повышенное внимание российских властей приковано к вытрезвителям после трагедии, разыгравшейся в Томске. Сотрудник местного вытрезвителя зверски избил 47-летнего журналиста Константина Попова, который позже скончался, не выходя из комы.

Отметим, что российские медвытрезвители не всегда входили в систему органов внутренних дел. Первый из них был создан в 1902 году в Туле для спасения пьяных от смерти на морозе. Первый советский вытрезвитель был открыт в 1931 году в Ленинграде на улице Марата, 79. 4 марта 1940 года медицинские вытрезвители были выведены из Наркомата здравоохранения и подчинены НКВД. Таким образом, в этом году сотрудники российских вытрезвителей смогут отметить 70-летие медвытрезвителей МВД РФ. В Санкт-Петербурге насчитывается 10 вытрезвителей, в Ленинградской области - 13.