Северный Кавказ. Сиквел

На модерации Отложенный

По поводу того, что России необходимо делать с Северным Кавказом существует несколько различных точек зрения. Сам факт того, что проблема есть, признаётся всеми безоговорочно, но вот насчёт алгоритма дальнейших действий ведутся жаркие споры. Как правило, различные прения возникают между рьяными сторонниками отделения ряда проблемных кавказских республик и их оппонентами, считающими, что подобные меры нисколько не помогут, а лишь усугубят сложившуюся ситуацию.

Лично я принимаю сторону последних и, собственно говоря, весь смысл этого поста и состоит в том, чтобы изложить хотя бы часть аргументов за эту позицию.

На мой взгляд, прежде всего стоит обратить внимание на разницу в подходе: активисты из лагеря, ратующего за отделение, склонны рассматривать вопрос о Северном Кавказе, в первую очередь, как дело внутренней политики, отгораживаясь от того факта, что помимо России, существуют вообще-то и другие государства со своими интересами. Кроме того, наша страна, к огромному сожалению, не представляет собой не то что потенциальной сверхдержавы, но даже и державы подлинно мирового уровня, а подобное положение дел сильно ограничивает сферу её возможностей. Ввиду этих и иных особенностей, целесообразным представляется обратить сперва свой взгляд на \"кавказский\" вопрос с геополитической точки зрения, не ударяясь при этом в крайности и упомянув также некоторые внутренние факторы.

На всякий случай, напомню, что Северным Кавказом в данном контексте именуются 6 республик: Чечня, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия.

1.Зона влияния.

А давайте-ка вспомним, для чего вообще Российской Империи 200 лет назад вдруг понадобился этот самый Северный Кавказ? Абсолютно правильно - подчинение этого региона было одной из наиглавнейших военно-политических целей на то время. Главным образом, эти территории были жизненно важны именно потому, что отделяли Россию от Закавказья - или же Южного Кавказа, и являли собою транспортную магистраль.

Однако, в наши дни, многие считают, что для России эти земли не представляют особой ценности (точнее, их ценность нивелируется их же недостатками) - и данное мнение в корне ошибочно. Северный Кавказ, по меньшей мере, выступает в роли своего рода буферной зоны, грубо говоря, \"прокладки\" между непосредственно Россией и странами Закавказья. Целесообразность наличия такой небезопасной самой по себе \"подушки безопасности\", хоть и ставится под сомнение, не может, тем не менее, умалить её значимость, т.к. стабильность в этом регионе должна быть реализована в свою очередь Россией и неоправданно по умолчанию присваивать Северному Кавказу статус опасной зоны, не делая ничего для того, чтобы избавиться от проблемности региона. Но главный смысл обладания этими землями кроется в другом: в случае их отделения, Северный Кавказ мгновенно станет наиценнейшей зоной влияния, причём в главной степени зоной влияния на Россию, а также по совместительству - выгодным сателлитом для того, кто сможет быстрее занять доминирующее положение, подчинив себе бывшие российские республики.

А то, что Северный Кавказ не способен претендовать на нечто большее, нежели на позицию зависимого, марионеточного региона, очевидно, как и то, что 2х2 = 4.В пользу этого свидетельствует то, что несмотря на все огромные суммы дотаций, выделяемых кавказским республикам, они по-прежнему входят в число самых бедных субъектов РФ - что же и говорить о том, когда они получат полную самостоятельность и суверенность. Даже при условии, что местные элиты вдруг решать развивать свою вотчину, это будет неподъёмной задачей без посторонней помощи: построить экономику на экспорте ресурсов не получится - слишком мало запасов, а о технологиях говорить и вовсе не приходится - вся уцелевшая инфраструктура, все оставшиеся заводы являются наследием Советского Союза. Да и не хватит у местной власти политической воли для чего бы то ни было после долголетнего присвоения бюджетных средств и набивания взятками собственных карманов.

Безо всяких параноидальных идей и теорий, можно прямо выделить 3-х действующих лиц, которые, безусловно заинтересованы в активном взаимодействии (будем называть это так) с Северным Кавказом: США, Европа и страны Южного Кавказа.

Сценарий, при котором в регион приходят США, выглядит самым нежелательным. Ясно, что придя туда американцы не будут, например, в открытую ставить там ПРО - это выглядело бы, как явная агрессия против России (хотя собираются же поставить Patriot в Польше и ракеты в Румынии и Болгарии). Но учредить десяток-другой крупных некоммерческих фондов, заслать в дальнейшем инструкторов НАТО и отправить самолёт с оружием для \"защиты демократии\" - почему бы и нет? Проще говоря, вспомните о судьбе Грузии - на чьи деньги она живёт и в чьих интересах действует. Нужна ли нам \"удвоенная\" Грузия на американском поводке, да ещё и у наших границ?

Закавказские страны найдут эту область привлекательной по причине религиозной общности и, пускай и по достаточно скромным по России в целом меркам, наличию запасов нефти, которой однозначно быстро определят применение. И, конечно же, возможность вести с Россией более выгодную для себя политику, имея во власти зависимый Северный Кавказ, грозовою тучей нависший на границе.

И, наконец, неплохой вариант для Европы чуть что вопить о правах человека, притеснениях и имперских амбициях России, подкрепляя крики наглядным примером \"унижаемого и оскорбляемого\" Кавказа, до отделения которого лезть на рожон не стоило, т.к. это была часть России, а теперь вполне можно, да и не просто можно, а нужно, ведь это священный долг - помогать строить демократию обиженным, но гордым, особенно, если рядом есть большой и агрессивный сосед, не дающий спокойно жить.

Таким образом, есть все причины полагать, что принцип \"свято место - пусто не бывает\" сработает в любом случае и далеко не в нашу пользу.

Мне кажется, что наиболее вероятен сплав 1-ого варианта с 3-им: власть по-прежнему в руках кланов, которые получают свои подачки от США и взамен идут на уступки по каким-либо статьям, потакая любым намерениям американцев за n-ую сумму. Более активный , хоть и маловероятный, план действий мог бы заключаться в наглом приходе американцев с европейцами строить \"демократию\" со всеми вытекающими. Думаю, что затраты окупились бы с лихвой.

2. Беспокойные соседи.

Народы Северного Кавказа имеют чётко выраженную тягу к самобытности и обособленности, и всегда готовы отстаивать свои претензии вплоть до противостояния с оружием в руках.

Ни для кого не секрет, что в том же Дагестане отношения между дагестанцами и аварцами исторически складываются не самым лучшим образом, и подобных примеров - масса. Это некая отличительная черта кавказских этнических групп (да и не только кавказских на самом деле).

Если сложить население всех 6-ти республик, то в итоге общая численность будет равняться почти что 6 миллионам человек. Отделение никоим образом не облегчит, а напротив - только усугубит, сдерживаемую до сих пор единым центром - Москвой, взаимную неприязнь, которая имеет все шансы на то, чтобы вскоре перетечь в кровопролитную войну, урегулировать которую, при том потенциальном количестве народностей, втянутых в неё, будет практически невозможно.

И весь этот спектакль будет разыгрываться у наших границ. Такого, признаюсь честно, и врагу не пожелаешь.

3. Сами по себе.

В силу различных обстоятельств и событий, весь авторитет России на мировой арене, её возможности и её взаимоотношения с большинством иных государств зиждутся на одной из четырёх необходимых для реального доминирования позиций - на военной силе. Мы не имеем состоятельной экономики, значительно проигрываем многим странам в технологическом отношении и наша культурная притягательность смотрится бесконечно бледной на фоне заманчивых ценностей той же Америки (тут надо отдельно отметить, что наша культура попросту малоизвестна за пределами нашего государства).

Конечно, глупо было бы отрицать, что наша экономика, хоть и потихоньку, но развивается, что наука ещё не полностью развалена и что нашей культуре - грош цена. Безусловно, это не так. Но все наши полноценные возможности сдерживания и давления сводятся к оставшемуся со времён СССР оружию массового поражения и статусу ядерной державы.

А современный мир по-прежнему, пускай временами неохотно и негласно, признаёт право сильного, и показать свою слабость для страны нашего масштаба во всех смыслах, означало бы создать прецедент для будущих событий подобного характера. То есть, добровольно отделяя Северный Кавказ, Россия словно говорит остальному миру:\"А зачем нам столько территории-то? Налетай, ребята!\". Вероятность того, что нерешённые территориальные споры с другими странами вновь разгорятся с новой силой, будет расти невероятными темпами. Более того, неудивительным окажется и то, что от нас начнут потихоньку \"откусывать\" по кусочку. Кроме того, мы, вероятно, забываем о том, что и среди россиян могут оказаться скрытые сепаратисты.

4. Свои ребята.

Кавказские диаспоры раскиданы по всей России и охватывают всевозможные сферы деятельности: от бизнеса и до властных структур. Крупные денежные массы находятся в руках кавказских предпринимателей, этнически отождествляющих себя со своими родными республиками и своими же родственными кланами. Нетрудно предсказать, что их реакция в любом случае не скажется положительно на решении отделить Северный Кавказ, и в любом случае, деньги, заработанные в России, больше не будут храниться и обращаться в её пределах.

А волна возмущений, которая пройдёт после принятия решения об отчуждении? По данным правительства Дагестана около 700 тысяч дагестанцев проживают за пределами республики. И это только один Дагестан. Я сомневаюсь, что среди самих кавказцев сильны сепаратистские настроения. Националистические - да, пожалуй, но вот отделяться от кормушки явно не очень хочется. Следовательно, реакция многочисленных жителей Северного Кавказа, рассеянных в данный момент по всей площади России (ну, главным образом, в столице, наверное), вероятно будет не самой мирной.

5. Moneyback

Северному Кавказу очевидно будет хотеться денег, да побольше. Вдобавок, местные политические элиты, определённо озлобившись, будут посматривать на Россию. Вот тогда-то, да ещё и при содействии Европы, отстаивающей права меньшинств (а бывшие кавказские республики действительно автоматически примут облик этаких меньшинств по отношению к нам), в адрес России может посыпаться настоящий поток исков. Да-да, судебных исков в международные суды, в которых будут требоваться компенсации за ущерб, нанесённый республикам в пору их бытности в составе РФ. Нам припомнят и чеченские компании, и прочие грешки.

Уверен, что общая сумма в итоге будет весьма значительной, и, что примечательно, иски действительно будут выигрываться, а Россия, связанная различными европейскими договорами, будет поставлена в положение, при котором ей придётся выплачивать присуждённые суммы денег, дабы не нарушать ратифицированных соглашений и не уронить свой авторитет перед Западом, хотя сами иски уже станут ударами по престижу страны.

6. Великое переселение.

Люди склонны считать, что на Северном Кавказе едва ли осталось русское население, а если и осталось, то настолько немногочисленное, что этим числом можно чуть ли не пренебречь. Между тем, в этом регионе проживает 700(!) тысяч русских. И всех этих людей необходимо переместить куда-то. Возникает, соответственно, ряд вопросов:

- Куда именно можно переместить 700 тысяч человек?

- Каким путём можно обеспечить жильём 700 тысяч человек?

- Где взять столько рабочих мест для работоспособной части от этих 700 тысяч человек?

О чём мы вообще говорим, если наше правительство не может толком расселить моногорода, а люди стоят в очереди на квартиру по 20 лет? Вся эта программа по переселению будет стоить бешеных денег, ведь вывезти людей с Северного Кавказа - это не значит купить им билет на поезд или самолёт и счастливо помахать ручкой на прощание. Можно возразить, что мы в Кавказ вбухали больше денег, но Россия всё же не Китай, которому под силу несколько миллионов людей согнать на другой край страны только потому, что Компартия решила повернуть русло реки.

Отделение Северного Кавказа - не выход. Я думаю, что по силам сделать его социально устойчивым и экономически растущим регионом, но для этого нужна жёсткая властная рука и политическая воля, а также некоторые тонкие и эффективные приёмы. Отмежевавшись же от кавказского региона, Россия получит список серьёзных проблем у себя под боком. Я сравнил бы это с броском бумеранга - бросив его, вы видите, как далеко он удаляется, и, решив, что всё в порядке, отворачиваетесь, в то время как за вашей спиной он внезапно разворачивается и, набрав скорость, стремительно летит обратно.

В итоге, как говорится, семь раз отмерь - один раз отрежь.