Нелегальная торговля оружием: \"московский след\"

В прошлую пятницу, 12 февраля, как сообщал «ФЛОТ2017», прокуратура Франкфурта-на-Майне официально заявила о том, что проводит расследование в отношении одной из российских фирм по подозрению в том, что последняя пыталась нелегально поставить Ирану технику, которая может быть использована в военных целях.

Согласно этому заявлению, в ноябре 2009 года немецкие таможенники в рамках крупной международной операции обнаружили в грузовом терминале франкфуртского аэропорта 218 бронированных пультов управления для вентиляционных систем. Этот груз, отправленный в Иран одной из российских фирм, был задекларирован как гражданское оборудование. Однако таможенники установили, что такие пульты управления применяются на подземных военных объектах или в бункерах. Груз был конфискован.

Ровно через месяц, в декабре 2009 года, тайскими спецслужбами был арестован Ил-76 (видео здесь) с нелегальной партией оружия из КНДР. Груз этот также был задекларирован как оборудование для проведения геологоразведываельных работ и предназначался для Ирана. Владельца груза установить не удалось. Экипаж Ил-76, который был задержан в аэропорту Бангкока, через два месяца после ареста был отпущен домой в Казахстан и Беларусь, а оружие, по заверению властей Таиланда, будет уничтожено – весьма интересная и неожиданная развязка в истории, которая очень лихо и многообещающе закручивалась, по воле российских СМИ втянув в себя и дискредитировав и Украину («ФЛОТ2017» писал об особенностях информационной кампании, сопровождавшей историю с задержанным в Таиланде самолетом).

Интересно, что таиландские СМИ изначально указывали, оперируя источниками в спецслужбах страны, на причастность задержанного самолета к России. В российских масс-медиа (соответственно, и украинских – как известно, львиная доля информации заграничного происхождения попадает в украинские СМИ из российских источников) эта информация появилась лишь в самые первые часы после задержания. С тем, чтобы потом просто исчезнуть и никогда больше не вспоминаться – как будто заботливый цензор тщательно удалил из новостных лент информагентств все упоминания о «московском следе» задержанного Ил-76.

После этого очень резко и в едином порыве все без исключения российские «независимые» масс-медиа переключились на Украину, усиленно продвигая идиотский сам по себе тезис, что задержанное вооружение, якобы перевозимое при участии Грузии, предназначалось… для украинских Вооруженных сил. Беспредельная тупость этого постулата (речь идет о системах вооружений, которые в Украине и так девать некуда, к тому же весьма сомнительного качества – в отличие от тех, которые имеются в украинских арсеналах) абсолютно никого не смущала. Мощная кампания по дискредитации Украины, моментально отвлекшая малейшее внимание от «московского следа», была проведена профессионально, и явно без каких-либо импровизаций «на местах». Все признаки умело проводимой информационно-психологической акции свидетельствовали о том, что координируется вся разгоревшаяся шумиха, в которой российские СМИ пели в унисон, из единого центра в России. Что, в свою очередь, дало все основания определить и «координатора» - спецслужбу РФ, на которую возложена задача по проведению подобных акций, и которая имеет необходимые для этого кадры и ресурсы.

Нынешняя быстрая и весьма неожиданная развязка в истории с Ил-76 также позволяет утверждать одно: без серьезного влияния на власти Таиланда здесь не обошлось. Таким образом, мы имеем на лицо серьезную комплексную операцию, объединившую усилия спецслужб и дипломатов мощной державы, и проведенную в результате блестяще. Правда, с неизбежными издержками в виде оставшейся обтекать от вылитой на ее голову грязи Украины. Впрочем, это - еще одна цель, которую также удалось достигнуть с отличным результатом.

Однако не успела закончиться «таиландская эпопея», как возникла нужда «разгребать» новую – «немецкую». И немцы, похоже, не намерены так просто «простить» россиянам незаконные поставки в Иран. По крайней мере, особого стремления замолчать эту историю в Берлине мы пока не видим.

Для отвода глаз мирового сообщества от постоянных сообщений об активности российских субъектов, продолжающих реализовывать нелегальные схемы поставок оружия в Иран, в конце января 2010 года генеральный директор \"Рособоронэкспорта\" Анатолий Исайкин заявил, что Иран не находится под санкциями ООН, поэтому формально нет никаких запретов на поставку каких-либо видов вооружения в эту страну. И дал четко понять, что Тегеран будет оставаться одним из главных партнеров России по линии военно-технического сотрудничества.

Также неспроста А.Исайкин подтвердил информацию о том, что Россия выполнит все условия контракта на поставку Ирану партии зенитно-ракетных систем С-300, (пять комплектов, видео здесь) стоимостью около 1,4 млрд. долларов США.

И вот в качестве апофеоза - новое заявление со стороны России. Как сообщал \"ФЛОТ2017\", в воскресенье, 14 февраля, в Совете безопасности России заявили, что оснований для невыполнения контракта на поставку Ирану зенитно-ракетных систем С-300 нет. \"Есть подписанный контракт, который мы должны выполнить, но поставки еще не начались. Эта сделка не ограничена никакими международными санкциями, поскольку речь идет о поставках сугубо оборонительного оружия\", - сказал заместитель секретаря Совета безопасности РФ Владимир Назаров.

Пикантность заявлению Совбеза РФ добавляет тот факт, что незадолго до этого Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству РФ (ФСВТС) официально заявляла, что информация о поставках в Иран систем ПВО С-300 не соответствует действительности. То есть ясно одно: ФСВТС РФ является не контролером экспорта оружия из России на предмет его законности, а \"крышей\" для различных не особо чистоплотных сделок.

Кстати, в ответ на многочисленные просьбы Израиля и США к России воздержаться от поставок комплексов С-300 Ирану, Россия утверждала и утверждает, что системы С-300 носят исключительно оборонительный характер.

Абсолютно непонятно, отчего в таком случае в Москве устраивают такой ажиотаж по поводу планов США разместить точно такие же оборонительные вооружения в виде элементов ПРО в Румынии? Есть ли хоть намек на логику в поведении Кремля?

Здесь стоит отметить еще один факт. Официальная Москва не может потерять такого важного партнера в Каспийском регионе, как Исламская Республика Иран. Иначе она безвозвратно потеряет региональные позиции, на который давно зарятся и США, и ЕС, и, конечно же, Китай. Впрочем, Российская Федерация нашла две ключевые точки, позволяющие ей цепко держать Иран. Первая точка – это пресловутая иранская ядерная программа. Россия выступает как друг Ирана. Правда, строительство атомной станции в Бушере и примерка маски \"ну очень важного посредника\" в переговорах \"шестерки\", делается с одной целью – показать миру, что слово российской дипломатии еще что-то значит, ну и позлить Соединенные Штаты.

На самом деле официальной Москве совершенно не хочется иметь в непосредственной близости от своих границ ядерное государство, которое к тому же оказывает поддержку радикальным исламским организациям и движениям. Об этом свидетельствует и недавнее заявление главы комитета по обороне Госдумы РФ генерал-полковника В.Заварзина. Так, во время встречи с военными атташе более 80 государств, аккредитованных в России, он заверил, что российская сторона будет твердо добиваться решения иранской ядерной проблемы и закрытия ядерной программы Тегерана.

Если принять во внимание сложность международной ситуации, то вопрос выполнения условий контракта на поставку С-300 давно перешел из коммерческой плоскости в политическую. В этом случае еще не известно, чем может обернуться для РФ его выполнение. А тот факт, что российское руководство пошло на попятную, служит еще одним подтверждением его причастности к теневым поставкам оружия. Конечно, глупо было бы думать, что президент или премьер-министр лично руководят организацией нелегальных схем продажи вооружения. Для этого у них есть те, кто в этом разбирается гораздо лучше.

К примеру, экс-руководитель ГРУ ГШ МО РФ В.Корабельников.

На первый взгляд, невозможно представить, чтоб заслуженный генерал, имеющий государственные награды, столько лет служивший верой и правдой Отечеству, занимался нелегальной продажей оружия в государственных масштабах. Увы, имидж \"всеми уважаемого настоящего разведчика\" Валентина Корабельникова тает на глазах, если попытаться восполнить некоторые пробелы в его биографии. Осторожность в высказываниях, аккуратность в поступках, избегание публичности, столь нехарактерное для военных чинов России, – вот формула образа \"офицера без страха и упрека\". Но даже этого недостаточно для того, чтоб находиться на столь ответственном посту на протяжении почти 12 лет. Что же позволяло генералу держаться на плаву столь долгое время?

Понятно, что не последнюю роль в этом играла долголетняя дружба с В.Путиным. Но Владимир Владимирович ни с кем не дружит просто так. А В.Корабельников был нужен на этом посту не только В.Путину и понимал свою нужность. В периоды перманентных конфликтов с А.Сердюковым, он неоднократно демонстративно подавал рапорта об отставке. По свидетельству офицеров разведуправления, в тоже время начальник ГРУ был уверен, что ходу им не дадут.

Чтоб понять, откуда бралась такая уверенность, необходимо знать прохождение службы генерала армии в отставке. Вернее ту часть, которая связана с Первой чеченской кампанией (видео здесь). К ее началу в 1994 году В.Корабельников уже был начальником Пятого управления ГРУ ГШ (управление оперативной разведки). Затем наблюдается стремительный карьерный рост. В течение 3-х лет начальник управления становится первым заместителем начальника ГРУ ГШ, а к концу кампании возглавляет организацию. Можно было бы списать столь стремительный карьерный взлет на удачное стечение обстоятельств, если бы не упоминание про неоднократные выезды в зону боевых действий.

Что творилось в Чечне в сумбурные 90-е годы, трудно поддается логическому описанию. Военный конфликт обнажил всю несостоятельность российских стратегов в генеральских лампасах. Но не зря говорят: кому война, кому мать родная. На первой чеченской многие предприимчивые вояки сколотили неплохой капитал. На боевые потери списывались целые составы военной техники и оружия. Нередки были случаи, кода оружие, предназначенное для федеральных сил, через посредников попадало к чеченским боевикам. Но львиная доля все-таки уходила по вновь создаваемым каналам за границу. Об объемах наркотрафика можно было только догадываться. В суматохе тех дней всем было не до этого. Зато оперативная группа Корабельникова нарабатывала опыт на уроках Чечни: какие страны ощущают потребность в вооружениях, какое оружие пользуется спросом больше всего, как \"запутывать\" следы и создавать сети посредников, и главное - откуда брать \"ненужное\" оружие.

Также во время первой чеченской кампании В.Корабельников сблизился с А.Квашниным, который в то время был командующим войсками Северо-Кавказского военного округа. Провальные операции 1995 года, казалось бы, не должны были позитивно сказаться на карьерном росте Квашнина. Но личная преданность и амбиции привели его на пост начальника Генштаба. Не зря в те годы эта должность называлась \"расстрельной\", и от нее отказывались многие достойные офицеры.

В.Корабельников был поставлен во главе ГРУ ГШ в 1997 году именно с подачи Квашнина, хотя почему-то принято считать, что сдружились офицеры уже во вторую чеченскую кампанию. В том же году Валентин Владимирович был включен в состав Координационного межведомственного совета по военно-технической политике РФ, а также стал членом наблюдательного совета за деятельностью компаний \"Росвооружение\" и \"Промэкспорт\". За этими на первый взгляд формальными назначениями де-факто стояло гораздо большее. Ведь именно В.Корабельников стал инициатором и негласным куратором весьма прибыльного направления в этом бизнесе – экспорта российских вооружений и военной техники по нелегальным схемам. В то время только на долю \"Росвооружения\" приходилось около 80% экспортных поставок оружия.