Запуск Байкальского ЦБКЗ: за и против
На модерации
Отложенный
Россияне продолжают опровергать тезисы политиков и аналитиков о якобы низком протестном потенциале и неготовности к выходу на улицы. В минувшие выходные в Иркутске прошли митинги за и против готовящегося к перезапуску Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). Причем, по свидетельствам очевидцев, противников запуска оказалось значительно больше.
Напомним, что в 2008 году контролируемый Олегом Дерипаской БЦБК прекратил работу по требованию «Росприроднадзора», обязавшего комбинат выполнить действующее законодательство и перейти на замкнутый цикл водосброса, без стока в Байкал. Это требование не было выполнено, зато 13 января 2010 года премьер-министр Владимир Путин подписал постановление №1, которое фактически снимает действовавший в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрет на производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них без использования бессточных систем водопользования. Таким образом, ничто более не мешает возобновлению работы БЦБК. Официально перезапуск должен произойти до конца февраля, хотя жители региона и экологи утверждают, что завод уже сейчас работает в тестовом режиме.
В субботу, 13 февраля, митинг защитников комбината проходил в центре Иркутска около здания правительства Иркутской области. Из Байкальска на акцию приехало около 500 жителей города -- в области сразу стали говорить, что это рабочие комбината, принявшие участие в акции под угрозой лишения зарплаты. К ним присоединились представители системных политических партий -- «Единой России», «Справедливой России» и ЛДПР, а также официальные лица: губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, спикер областного законодательного собрания Людмила Берлина, мэр Байкальска Валерий Пинтаев. Участники митинга держали в руках плакаты с лозунгами: «БЦБК -- наша жизнь», «Спасибо правительству за возможность работать в Байкальске», «Разрешение на пуск -- зарплата рабочим, налоги -- городу», «Защищая рыб, помни о людях».
Значительно более эмоциональными были транспаранты, которые несли противники пуска БЦКБ.
По разным данным, число протестующих колебалось от 500 до 2--3 тыс. человек. Здесь засветилась политическая оппозиция: представители КПРФ, глава «Яблока» Сергей Митрохин и лидер движения «Солидарность» Владимир Милов. Выдвигавшиеся лозунги сначала имели отношение только к ситуации вокруг комбината: «Байкал нам нужен живым» и «Дерипаска -- вон!». Потом протестанты потребовали предоставления жителям Байкальска альтернативных рабочих мест, и в результате экологическая акция быстро переросла в антиправительственную -- под лозунгами: «Правительство Путина -- в отставку» и «Единая Россия» -- позор».
«Акция была согласована с властями, -- пояснил корреспонденту «Времени новостей» Владимир Милов. -- От мэрии Иркутска было единственное требование -- чтобы не использовалась партийная символика, но на лозунги ограничений не было. Местные экологи с первой минуты стали говорить, что во всем виноват Путин».
Глава Минприроды Юрий Трутнев между тем уже докладывал премьер-министру Владимиру Путину, что Олег Дерипаска якобы гарантирует, «что в течение трех лет полностью отработают технологию, не допускающую каких-либо сбросов в Байкал, и эта тема будет полностью закрыта».
О шагах, предпринимаемых в этом направлении, пока ничего не известно. Новый гендиректор предприятия Константин Прошкин ранее работал на Селенгинском комбинате, где он внедрил технологию замкнутого водооборота. Однако в какие сроки это может быть сделано на БЦБК, неизвестно. Кстати говоря, у комбината уже давно были средства на введение замкнутого водооборота. Валерий Глазырин, руководивший комбинатом «до Дерипаски» и входивший в топ-1000 профессиональных менеджеров страны, договорился со Всемирным банком о получении в кредит для этих целей 22,4 млн долл. В 2002 году, после того как предприятие сменило собственника, г-н Глазырин ушел в отставку, а кредитование было прервано по инициативе новых владельцев.
Между тем, как сообщил «Времени новостей» г-н Милов, уже подготовлен судебный иск с требованием отмены путинского постановления №1 как антиконституционного. «Мы хотим привязать это к праву на благоприятную окружающую среду, нам только нужно юридическое основание, почему именно БЦБК нарушает это право», -- пояснил лидер «Солидарности». Он также не исключает дальнейших акций протеста в регионе: «В субботу был мороз минус 18, и все равно людей было много, кричали охотно. Есть ощущение, что потеплеет -- людей будет еще больше».
Очевидно тем не менее, что вопрос о пуске БЦБК носит политический характер, и решаться он будет на федеральном уровне. Определенную роль в развитии этого сюжета могут сыграть также выборы мэра Иркутска, намеченные на 14 марта. Олег Дерипаска, у которого в регионе сосредоточено, по разным оценкам, до 25% активов, продвигает на этот пост своего кандидата -- и.о. главы городской администрации Сергея Серебреникова, в прошлом мэра Братска. Поскольку г-н Серебреников баллотируется при официальной поддержке «Единой России», исход выборов можно смело считать предопределенным, как и судьбу Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.
Комментарии
«Спасибо правительству за возможность работать в Байкальске»
Можно оставить без комментариев.
Спасибо надо говорить конкретному менеджеру, который имея огромное состояние, не желает внедрять замкнутый водооборот, денежки экономит.
Пообещал, договорился... как все просто.. и полилось говно в Байкал.
Теперь, за сам Байкал принялся.
Байкал отомстит, и очень жестоко, всем, кто хочет причинить ему зло.
Если, они ещё не поняли, с кем дело имеют, то, мне их всех (независимо от ранга), а ля жалько..