Кризис демонстрирует рост социальной солидарности среди россиян
Неожиданным следствием экономического кризиса стало то, что он ясно продемонстрировал – в России действительно идет процесс построения гражданского общества. Не слишком быстро и эффективно, возможно, не совсем в тех формах, о которых мечтают политически подкованные граждане, к каким бы силам они не относились, но процесс идет.
Нередко можно услышать, что благополучие 2000-х погрузило российское общество в сытое, аморфное и апатичное состояние, озабоченное только частными проблемами и беспрекословно лояльное власти, которая ассоциируется с этими хорошими временами. В принципе, так оно и есть, но у этой ситуации существует и обратная сторона. Когда люди привыкают жить хорошо, они, во-первых, хотят жить еще лучше и начинают прилагать усилия в этом направлении, а во-вторых, они негативно воспринимают попытки лишить их этого благополучия. Особенно в тех случаях, когда ухудшение происходит не по объективным обстоятельствам, а по воле конкретных людей или институтов.
Закономерностью является то, что социальная и гражданская солидарность рождается и набирает силу в периоды, когда люди не находятся на грани выживания, когда у них решены ключевые проблемы физического существования. Пока человек озабочен вопросом о том, что он будет есть и чем кормить детей, его не волнуют \"высокие\" темы, даже если они, казалось бы, напрямую его касаются. А вот когда ситуация улучшается, и относительные благополучие и стабильность становятся частью жизни, человека начинают волновать уже более отвлеченные темы.
Классический пример того, как возникает и развивается ячейка гражданского общества: например, некто начал неплохо зарабатывать, что позволило ему сделать приличный ремонт в своей квартире. Однако постепенно человек стремиться к тому, чтобы ему было приятно заходить не только в свою квартиру, но и в подъезд, чтобы тот был чистым, светлым, безопасным и возможно даже, чтобы в нем на лестничных площадках были расставлены горшки с цветами. А это означает необходимость договариваться с соседями и принимать совместные решения о коммунальном общежитии – о сборе средств на ремонт и наем консьержки. А, решив эту проблему, возникает потребность обустроить двор, а потом добиться от муниципальных властей установки \"лежачих полицейских\", чтобы дети безопасно ходили в школу через дорогу. И каждая такая проблема требует объединения усилий все большого количества людей, неравнодушных к поднимаемым темам и готовых прилагать усилия для их разрешения.
Несмотря на весьма пессимистичные оценки большинства организаций, занимающихся мониторингом развития гражданского общества в России, ситуация на самом деле вовсе не так безнадежна и печальна. В 2000-х годах большинство россиян, так или иначе, вовлекалось в решение вопросов – обычно небольших, но значимых именно для этих людей – требовавших кооперации с соседями, коллегами, знакомыми по общим хобби и т.д. Отдельным направлением стало мощное развитие интернета и возникновение новых форм общения и сотрудничества между людьми: от ставших уже привычными флешмобов по привлечению внимания к конкретным людям, нуждающимся в помощи, до создания общественного резонанса и привлечения внимания СМИ к той или иной острой проблеме. За последние годы уже трудно сосчитать все случаи, когда именно виртуальная \"волна\" из интернета не просто выплескивалась в реальную жизнь, но и вполне успешно влияла на органы власти и принятие ими тех или иных решений.
А ведь все это – от групп энтузиастов, опекающих детские дома, до общественных объединений, борющихся за сохранение исторического облика городов – ни что иное, как проявление гражданского самосознания и солидарности.
Следует отметить, что остро волнующие граждан России проблемы редко имеют явный политический подтекст и зачастую ограничиваются бытовыми, коммунальными, а то и частными рамками конкретных людей, что является для некоторых поводом для стенания о неизбывно рабской сущности россиян. Регулярно проводимые опросы общественного мнения также подтверждают, что большинство наших сограждан мало волнуют именно политические темы, и они не готовы ради них объединяться и предпринимать какие-либо действия. Но разве активная гражданская позиция ограничивается исключительно политической сферой? За последние годы появилась масса примеров, доказывающих, что общество в России вовсе не так аморфно и равнодушно, как его в этом нередко упрекают. За это время стали уже привычными новости об очередном мероприятии дольщиков, обманутых при строительстве жилья, протесты автомобилистов против запрета праворульных машин, борьба против точечной застройки в городах, акции экологической тематики.
Именно экономический кризис в полной мере обнажил протекающие процессы и продемонстрировал, что все большее количество наших соотечественников готовы к активной гражданской работе по отстаиванию своих интересов. За последние месяцы зафиксирован резкий рост протестной активности в России, появились уже привычные слуху слова-маркеры вроде \"Пикалево\", \"Утриш\", а теперь еще и \"Речник\". Прошедший январь, похоже, стал новой важной точкой в истории гражданского общества в России, поскольку ознаменовался всплеском активности по всей стране, самым громким событием которой стал, безусловно, митинг в Калининграде.
Со стороны российских властей чувствуется некоторая растерянность и непонимание, что делать и как реагировать на все эти события. Несмотря на то, что в последние годы происходила масса событий, доказывавших рост гражданской солидарности у жителей России, складывалось впечатление, что все это руководством страны не воспринималось всерьез: местные проблемы и относительно малочисленные мероприятия, похоже, создавали иллюзию несерьезности происходящего. Однако количество рано или поздно переходит в качество и, похоже, мы становимся свидетелями того, как гражданское общество в стране переходит на новую ступень своего развития.
Самое главное для российской власти сейчас – не испугаться, поскольку на самом деле ничего страшного не происходит. Нет угрозы ни конституционному строю, ни сложившейся структуре власти, поскольку речь не идет о радикальных выступлениях и призывах. Просто все больше россиян готовы публично заявлять о том, что их волнует, выражать свою поддержку тому, что им нравится, и свое недовольство тем, что им кажется не правильным. Причем, все это в рамках правового поля и строго по закону. Конечно, время от времени проходят акции с нелицеприятными выпадами против власти. Но что поделать? Это нормальный процесс. Кажется, за 2000-е годы об этом слегка подзабыли. Теперь, похоже, пора снова вспомнить.
Комментарии
Собрать народ будет не просто
А если кто-то хочет прогуляться по Москве 31 числа? Конечно, это его личная проблема, а вовсе не милиции.
"Самое главное для российской власти сейчас – не испугаться". Хороший совет. Дружеский. Главное - своевременный.
- это худшее из того, что мог бы пожелать власти, её действительный доброжелатель.
Наоборот, власть должна очень хорошо испугаться. Настолько, чтобы протрезветь. Если она хочет остаться Властью. И начать предпринимать реальные телодвижения для того, чтобы вывести страну из экономического и социально-политического пике. Когда государственный аппарат не просто уже перестал управлять страной, перекладывая бюджет себе в карман, а ещё и бравирует этим. Когда правоохранительные органы становятся главными объектами хроники правонарушений и тяжких преступлений. Когда экономика идёт вниз, а тарифы - многократно вверх. Когда бизнес умирает, а политический режим скатывается к полицейскому. Но всё это преподносится нам, чуть ли, не как очередные победы. Прямо, как встарь, всплывают в памяти слова: "... однако имеются в нашей жизни, ещё, отдельные, негативные явления ...", характерные для всех съездов КПСС.
а я пока в могиле всех этих деятелей не увижу, не успокоюсь.
Конечно дешевле заплатить за новую детскую площадку , чем отдать наворованные миллиарды и возможность воровать и дальше . Нет в России гражданского общества ,а есть только группы политически активных граждан объединённых одной целью - возрождение веры и нации и за это они готовы страдать . Такова организация РОНС .
Допускаю самым подходящим на всех уровнях и областях организованную на государственном уровне обратную связь.
Когда назревающие проблемы заранее идентифицируются, проводится их анализ, поиск решения, формирование плана действий, способы, сроки, средства, исполнители, мониторинг процесса исполнения - вплоть до получения результатов.
В этом случае ни пара в свисток, ни погромов не будет -
а будет динамичное развитие государства.