Украина рвется в Европу 70 летней давности
На модерации
Отложенный
На греческом острове Сирос, населенном пополам католиками и православными, я столкнулся с неожиданной культурной перверсией. Католики Сироса – греки, крещенные венецианцами, в чью республику входил остров – небогатые и не шибко ученые крестьяне, живущие по деревням в глубине острова и на горах.
А православные – бежавшие с турецкого востока судовладельцы, капитаны и лоцманы – богатые и образованные, в XIX веке построили у моря Эрмуполи (Гермесоград), столицу кикладского архипелага, город особняков с классическими балконами, расписными потолками в нимфах, фортепиано в гостиных, гимназиями и оперой – уменьшенной копией Ла Скалы, куда приплывали с гастролями сопрано из оригинала. Бывшие же венецианские подданные выращивали кабачки и свеклу для бывших турецких и возили ее на осликах на рынок.
В нашей картине мира Запад с его культурной религией, благосостояние, гуманизм, вежливость, опрятность, просвещенность, прогресс и прочие прекрасные вещи существуют в одной упаковке. А Восток, православие, отсталость, бедность, невежество, бытовой консерватизм, опаска перед чужим, закрытость – части другого пакета, где, как в советском продуктовом наборе или в современных распродажах (берешь три футболки, платишь за две), одно идет в нагрузку к другому. И ни боже мой, не по отдельности. Не будете брать, гражданочка? Тогда проходите, не задерживайте очередь.
Для простоты мышления удобно объединить вместе все хорошее. Вот бы и на самом деле так же, так нет. Не бывало, чтобы в нагрузку к шпротам давали исключительно икру. Вот жесткие конфеты «Школьные» – это пожалуйста. А то и похуже: ждешь конфет «Школьных», а там, батюшки, пшено. И благо смешано со злом. И зло подсунули хуже, чем думали, прогорклое.
Распадение привычных цепочек не хуже, чем на Сиросе, можно наблюдать на Украине. Западные области Украины декларируют свою принадлежность Европе, а восточные считают частью советского, российского, темного, почти азиатского мира. Наша интеллигенция склонна с этим согласиться. Еще бы: жители западных областей Украины в два раза больше восточных стремятся в Европейский союз и на президентских выборах голосуют за проевропейских кандидатов. Они же искренне увлечены собиранием доказательств своей европейской принадлежности в прошлом. Хотя чего тут собирать – провинции Польши или Австрии, и так ясно, что провинции Европы.
Но в западноукраинском наборе есть и третья сторона. Купи две футболки, получи третью бесплатно. Вот ее как раз бы не надо, она все портит: на ней матерное написано или, к примеру, дякую Пану Богу, що я не москаль, не жид и не тугарин-змий. Это прилагается к местной европейскости в нагрузку.
Если бы Украина была Америкой, то Восток, Юг и Киев голосовали бы за Обаму, а Запад – за Маккейна и Сару Пейлин. Именно в западных областях Украины повышенная концентрация консервативных носителей традиционных семейных, национальных, религиозных и прочих почвенных и народных ценностей.
Именно у «республиканской» аудитории западных областей Украины имеют успех самородки вроде главы партии «Свобода» Олега Тягнибока или мэра Ужгорода Сергея Ратушняка. Самое знаменитое высказывание Тягнибока на мероприятии в честь УПА в Ивано-Франковской области в 2004 г. звучало так: «Нужно отдать Украину, наконец, украинцам. Эти молодые люди и вы, седоголовые, – это есть та смесь, которой больше всего боится москальско-жидовская мафия, которая сегодня руководит в Украине». Примерно с такой же идеологией – полновластие украинской нации в своей Богом данной стране – партия Тягнибока заняла первое место на выборах в Тернопольский облсовет 15 марта 2009 г. (154 000 голосов из 444 000). О милый мой, ты будешь царь земли родной!
После ивано-франковской речи, Ющенко заставил Тягнибока извиниться и пригрозил выгнать из партии «Наша Украина», но осенью 2004 г. он был координатором штаба Ющенко в Европейском доме.
Мэр Ужгорода Сергий Ратушняк в августе 2009 г. обругал кандидата Арсения Яценюка «обнаглевшим еврейчиком, который прется в президенты Украины» (посмотреть на похожее выступление – «криминальный элемент еврей Яценюк решил, что выборы в городской совет тут в Израиле» – можно здесь), а в сентябре опроверг слух о вручении награды раввину Берл Лазару, который приехал открывать памятник в Ужгороде: «Никаких медалей или орденов мы раввину не вручали. Раввину можем разве что билет в одну сторону подарить!». Отак уранці жид поганий над козаком коверзував.
***Внимание! это текст не о том, что на Западной Украине есть националисты: они вездесущи, как радиоточка. Это о том, что люди, которые собираются купить раввину билет в один конец, необъяснимым образом считают, что они и их избиратели – бoльше европейцы, чем донецкие или одесситы, и что они cо своим «дякую Пану Богу, що я не...» ведут страну в Европу. И еще об ошибочном представлении московской и, к примеру, парижской интеллигенции, которой издалека кажется, что Запад Украины – прогрессивней, либеральней и современней Юга и Востока.
Тягнибок на поздравительных предвыборных роликах сидит в косоворотке-вышиванке в хате, рядом жинка и дети, на столе вареники, в одном углу елка, в другом – иконы. Тягнибок призывает спеть рождественскую коляду, как пели деды и прадеды. Запад Украины хуже относится к разводам, абортам, матерям-одиночкам, геям, иностранцам, сексуальной свободе, атеизму, евреям, смене религии и глобализации.
«В качестве «национальной идеи» украинцам подсовывают разный суррогат: евроинтеграцию, евразийство, «многовекторность», «американскую мечту», «политическую нацию» и другие объедки с чужого стола, – жалуется Тягнибок. – Хотя ясно же: «чем дальше идет мир «по пути глобализации», тем сильнее становится национализм». Кохайтеся, чорнобриві, та не з москалями, бо москалі – чужі люде, роблять лихо з вами.
Это здоровое общество сел и небольших и средних городов, не испорченное политической корректностью и отменой национальных границ. В тяжелые 90-е население большинства областей Украины уменьшилось на 10% примерно процентов, а западных почти не изменилось. Рожали детей. До самых 90-х Западная Украина была главным поставщиком молодых священников для РПЦ: позднее присоединение к СССР сохранило тамошнюю церковь (кроме униатской) и деревню.
Это Европа, какой она когда-то была. В самой Европе такой Европы уже нет, может где-нибудь в восточной Польше или Румынии. В остальных местах «Евробарометр» показывает крутое падение уважения к традиционной триаде: религия, нация, семья.
Но не на Западной Украине. Объединение украинской национальной интеллигенции «Просвита» во главе с Павлом Мовчаном обсуждает, как бы убрать из конституции фразу «Украинский народ – граждане Украины всех национальностей», так как эта фраза – горько иронизирует интеллигенция – «напоминает подзабытое положение Конституции СССР».
«Просвита» тоже хочет, чтобы Украина попрощалась с немытой Россией и окончательно переселилась в Европу. Но в мытой-то Европе, где умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки такая «советская» статья – давно обязательная часть каждой конституции. Или, может, по представлениям «Просвиты», там написано, к примеру, что Германия – государство граждан немецкой национальности? А бывало.
Промышленный Восток – тоже по-своему застрял в прошлом, но другим боком. На Востоке 26% респондентов «Центра Розумкова» положительно относятся к коммунистической идеологии, а в западных областях только 5%. 14% жителей Востока до сих пор считают 7 ноября главным праздником года, а в западных областях таких, считай, и вовсе нет. Посмотри в свое окно, все на улице красно.
С другой стороны, первый русский капитализм, советская индустриализация, а потом переход к дикому рынку вытравили из него традиционные ценности. Восток оказался более материалистическим, космополитичным, раскрепощенным, свободным от старой семейной и религиозной морали, от консерватизма национальных традиций. В этом смысле он больше похож на современный Запад, чем Западная Украина, которая как-то слишком всерьез воспринимает колядки.
«Что вам нужно для счастья: гордиться своей страной или личное материальное благополучие?» – задал вопрос «Центр Розумкова». «Гордиться своей страной», – ответил Запад. «Личное материальное благополучие», – ответил Восток. «Какие права вы считаете более важными?», – спросил в другой раз «Центр Розумкова». «Скорее личные», – ответили на Западе Украины: право на жизнь, семью, неприкосновенность частной жизни, свободу слова, вероисповедания, тайну переписки. «Скорее экономические», – ответили на Востоке: право на труд, на ведение своего бизнеса, на достойный жизненный уровень и социальную защиту.
Удивительно, но политические права – избирать и контролировать власть – оказались одинаково мало важны и Востоку, и Западу – в районе 3 – 4%.
Восток Украины – мир промышленных мегаполисов – больше ориентирован на экономику и деньги, на достижение личного благополучия в глобальной экономике, если угодно, на американскую мечту, Запад – на патриотические и семейные ценности. Согласно еще одному опросу, Западу Украины близки национальные и христианские идеологии, а либеральные и социалистические – не очень. Согласно исследованию украинской Research and Branding Group, к национализму относятся положительно 63% на Западе Украины и отрицательно 64% на Востоке Украины. Восточный результат очевидно ближе западноевропейскому.
В современной Европе тоже иногда побеждают мэры, которые борются за все свое против всего чужого. В роли чужого чаще других теперь арабы. В Европе давно уж не ругают политических противников «евреями», реалии изменились. Но в Тернополе и Ужгороде нет арабов, поэтому там все по-старинке жиды да москали.
Европа изменилась с тех пор, как от нее перед войной, 70 лет назад, СССР отрезал Западную Украину. Тогда Европа ходила в церковь, рожала детей, гордилась своей нацией и не доверяла другим, была недовольна границами, бранила в кафе и пивных соседние страны, евреев и большевиков, от Испании до Польши голосовала за своего Тягнибока. Оторванная от нее Западная Украина, вопреки советскому давлению, как могла сохраняла свою европейскую идентичность. А Европа ее не сохранила и стала другой. Теперь западные украинцы хотят обратно в Европу, которой больше нет. Западная Украина – несомненно Европа, но это Европа 70-летней давности.
Комментарии