Нино Бурджанадзе готова приехать в Москву

Грузинская оппозиция заявила о своей решимости начать весной новую серию выступлений против режима Михаила Саакашвили. Как сообщил на брифинге в Тбилиси экс-премьер, лидер партии «Справедливая Грузия» Зураб Ногаидели, «третья волна» акций протеста начнется 9 апреля.

«Мы еще раз должны показать общественности единство и единодушие оппозиции и общества», – заявил один из лидеров грузинской оппозиции. Как передает корреспондент Росбалта, экс-премьер пояснил, что все это делается для того, «чтобы Грузия победила, и я надеюсь, что к этому процессу присоединятся не только партии, которые примут участие в выборах, но и те, кто не примут».

Лидер Консервативной партии Звиад Дзидзигури, в свою очередь, призвал всех объединиться против фальсификации выборов. Он сделал акцент на предупреждении фальсификации избирательного процесса и заявил, что после выборов оппозиция «оформит свою победу».

Напомним, что Зураб Ногаидели не так давно рекомендовал правительству Грузии приступить к восстановлению отношений с Россией. «Восстанавливать отношения должно правительство, но мы видим, что оно этого не делает. Поэтому все, кто могут внести свой вклад в восстановление отношений с Россией, должны сделать свое дело», – сказал он. Бывший премьер также отверг критику со стороны своего коллеги по оппозиции, бывшей главы МИД, а ныне лидера партии «Путь Грузии» Саломэ Зурабишвили, которая раскритиковала политиков за их вояжи в Москву и встречи с российскими властями. По его словам, переговоры с Москвой «нужны как раз потому, что территории Грузии оккупированы из-за глупой политики Саакашвили и Мерабишвили». «Нашей задачей является объединение и развитие Грузии», – подчеркнул он.

По словам Ногаидели, в феврале он снова отправляется в Москву, где будет подписано соглашение о сотрудничестве между его партией и «Единой Россией». «Делегация нашей партии отправится в Москву и подпишет с «Единой Россией» соглашение о сотрудничестве между партиями», – сказал он. Бывший премьер-министр также анонсировал грядущие поездки в российскую столицу и других оппозиционных лидеров. В частности, не исключил того, что тоже слетает в Москву, лидер Консервативной партии Грузии Звиад Дзидзигури. «Мы ничего не исключаем, никогда нельзя говорить «никогда». Одно я знаю точно: мы, консерваторы, собираемся начать дискуссию, о чем мы неоднократно заявляли. Хочу сообщить, что сколько бы вы ни искали предателей Грузии, в наших рядах вы их не найдете», – цитирует его слова агентство Росбалт.

Кроме того, о своем намерении посетить Москву заявила экс-спикер парламента Грузии, лидер партии «Демократическое движение – Единая Грузия» Нино Бурджанадзе. «Заявления о том, что мы не должны разговаривать с Россией, – популизм и безответственность», – сказала она. Как передает корреспондент Росбалта, Бурджанадзе подтвердила, что «будет говорить со всеми, в т. ч. с руководством России и с представителями российских оппозиционных сил». «Ни один солдат, – полагает она, – не выйдет из Грузии, если мы не будем говорить с Россией».

Политик также сообщила о планах своей партии на весну. «Мы не только примем участие в акциях, направленных против нынешнего режима, но и выступим их организаторами. Мы продолжим борьбу за смену власти», – заявила Бурджанадзе. Она также жестко раскритиковала политику Михаила Саакашвили, заявив, что от Грузии отворачиваются даже союзники, и страна стремительно теряет позиции на международной арене. «В то время как основной темой ведущих медиасредств мира был Давосский экономический форум, в грузинских массмедиа ничего не было об этом сказано. Вызывает беспокойство, что уже два года на этом важнейшем форуме не присутствует никто от официальных властей Грузии. В Давосе я поняла и то, что, к сожалению, в ближайшие годы официальных лиц Грузии на этот форум никто не пригласит. Мы больше не являемся приоритетной страной по многим направлениям», – заявила Бурджанадзе.

По ее же словам, Грузия благодаря власти Михаила Саакашвили попала в международную изоляцию. «У меня были двухсторонние встречи с политическими лицами высокого ранга, во время которых я убедилась, что мы теряем статус важной страны в регионе», – цитирует Бурджанадзе портал Грузия-online. По ее словам, для мира оказались неприемлемыми действия грузинских наблюдателей и обвинения в адрес членов комиссии Тальявини. Как отметила Бурджанадзе, в Давосе стало ясно и то, что из-за политики Саакашвили у Грузии сложился имидж нестабильной страны, поэтому в страну прекратился приток инвестиций.

Грузинские же власти тем временем носятся по миру со своей новой игрушкой – т. н. «стратегией по Абхазии и Южной Осетии». В документе, в частности, подтверждается, что Грузия намерена вернуть Абхазию и Южную Осетию исключительно мирными путями. «Это есть государственная стратегия, которая сформировалась в такой форме после широких консультаций. Она нравится нам и нашим друзьям. В ее разработке приняла участие большая группа экспертов, в т. ч. международных», – сообщила журналистам заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе. По ее словам, документ содержит «очень прагматичные идеи и ставит множество целей, связанных с оккупированными территориями».

А министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе заявил, что «стратегия» согласована с американскими и европейскими экспертами, и они разделяют практически все ее пункты. По его словам, посольства в Тбилиси (в т. ч. Германии и Великобритании) и администрация США поддержали грузинскую стратегию.

«Соответствующие заявления со стороны посольств и министерств иностранных дел продолжатся, потому что международное сообщество поддерживает эту стратегию на 100%», – заявил Вашадзе.

Впрочем, власти Абхазии, которых этот документ вроде бы как касается в первую очередь, уже заявили, что не намерены рассматривать грузинскую «стратегию в отношении оккупированных территорий». Как сообщил министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба, эту «стратегию» грузинского правительства представители Грузии пытались вручить абхазской делегации еще в ходе 9-го раунда Женевских дискуссий. «Представители Абхазии заявили, что они не намерены ее даже читать, и предупредили, что если и в дальнейшем эту т. н. «стратегию по оккупированным территориям» будут предлагать во время дискуссий, они встанут и уйдут со встречи, а документ останется просто лежать на столе, – сказал Шамба. – Мы – не «оккупированная территория», и не намерены вообще разговаривать на эту тему. Во-вторых, мы расцениваем этот документ как план возвращения Абхазии в состав Грузии. Для нас это – инструкция того, чего нельзя делать».

Президент Сергей Багапш также заявил, что никаких программ грузинского правительства власти Абхазии рассматривать не собираются. Глава государства считает, что любая грузинская программа является инструкцией, «как вернуть Абхазию». Отметив, что документ предусматривает «участие путем сотрудничества», «мирные методы урегулирования конфликта», «привлечение средств инвесторов», Сергей Багапш сообщил, что расценивает эти действия Грузии как «мягкий подкуп населения Гальского района». Поэтому президент считает необходимым усилить границу и ужесточить пропускной режим.

Между тем грузинские власти потерпели чувствительное поражение и на информационном фронте. В течение буквально нескольких дней от вещания через французский спутник были отключены два телеканала, в числе которых – и русскоязычный грузинский телеканал «Первый Кавказский» («лицом» которого грузинские власти выбрали вдову Джохара Дудаева). Отметим, что телеканал вещал через французский спутник, который был запущен российской ракетой-носителем «Протон» с казахстанского космодрома «Байконур». Саакашвили уже квалифицировал этот факт как «опасный прецедент международной политической цензуры». По словам Саакашвили, которые приводит Росбалт, произошедшее инициировал «Газпром», который «сумел установить на Западе контроль над медиа, создать параллельную реальность» и «блокировать альтернативное мнение» уже за пределами России. В общем, не корпорация, а монстр какой-то.

Между тем сегодня исполняется ровно 5 лет со дня трагической и загадочной гибели премьер-министра Грузии, одного из лидеров т. н. «революции роз» Зураба Жвании. Напомним, что по официальной версии 3 февраля 2005 года погибшие (сам Жвания и его друг, заместитель губернатора региона Квемо-Картли Рауль Юсупов) отравились угарным газом от неисправного обогревателя, когда встречались на конспиративной квартире. Однако накануне годовщины трагедии, пишет газета «Время новостей», лидер оппозиционного движения «Тетреби» Темури Шашиашвили заявил, что располагает сенсационной аудиозаписью, сделанной мобильным телефоном в тот момент, когда представители руководства Грузии после гибели Зураба Жвании обсуждали, как это инсценировать под несчастный случай и лучше преподнести общественности.

Шашиашвили пока назвал только одно имя – вице-премьера, госминистра по европейской и евро-атлантической интеграции Георгия Барамидзе, чей голос якобы различим на записи. Чиновник это опроверг, но оппозиционный политик пообещал, что скоро обнародует полную расшифровку, и это приведет к серьезному скандалу.

Еще с одним заявлением, бросающим тень на официальную версию, выступил бывший госминистр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава. По его словам, на месте, где были обнаружены тела погибших, следователи обнаружили на столе, за которым сидели той ночью несчастные, коньяк и остатки колбасных изделий. Хаиндрава же утверждает, что 2 февраля днем обедал с Жванией, и тот сказал, что не ест мясного. Также бывший госминистр вспомнил, что премьер-министр очень много курил, поэтому в любое время держал окна в помещении открытыми, что должно исключить версию отравления газом.

На основании этих и некоторых других деталей Хаиндрава делает вывод: «Это было убийство, хорошо организованное, задуманное и осуществленное». По его уверению, Жванию доставили на конспиративную квартиру уже мертвым. «Расследование не закрыто, – сказал бывший госминистр. – Если дело завершено, с ним может ознакомиться любой гражданин. Значит, там – очень много несоответствий». Георгий Хаиндрава заявил и о том, кому могло быть выгодно устранение премьер-министра: «Жвания не принимал авантюристской политики президента Михаила Саакашвили и его окружения, говорил мне, что испытывает дискомфорт от этого».

Уверен в том, что Жванию убили, и бывший президент Грузии Шеварднадзе. В интервью «Времени новостей» он заявил: «Если бы Зураб был жив, то страна избежала бы нынешнего серьезного внутриполитического раскола, не начала бы воевать в Южной Осетии, т. е. развивалась бы более гармонично и спокойно». Однако версий о том, кто был заказчиком преступления, бывший глава республики предпочитает не высказывать. Впрочем, выводы о причинах произошедшего каждый может сделать для себя сам, благо ответ на вопрос «Кому была выгодна смерть Жвании?» очевиден.