Почему интеллектуалы из России стремятся в Америку
Наших соотечественников в Соединенных Штатах много. Никто не знает, как много, но, видимо, нет уже такой сферы, где бы ни примелькались российские имена.
Я хорошо помню, когда впервые обратил на это внимание в первый раз. По телевизору показывали очередной конкурс бальных танцев, и участников представляли с указанием мест, где они родились и учились танцевать: Москва, Сочи, Ленинград, Казань и даже мой родной сонный и провинциальный Орел. Потом на глаза попался список сборной США по шахматам, выезжавшей на какой-то турнир: Гата Гамский, Александр Онищук, Григорий Кайданов, Александр Иванов... А уж имена хоккеистов Евгения Малкина, Ильи Ковальчука, Александра Овечкина или теннисистки Марии Шараповой знает вся Америка.
То же самое в науке и высоких технологиях. Сергей Брин -- сооснователь одной из самых успешных компаний начала ХХI века «Гугл». Физик Алексей Абрикосов, сотрудник Аргоннской национальной лаборатории, не так давно стал лауреатом Нобелевской премии. В Мэрилендском университете работают и читают лекции специалист по космосу академик Роальд Сагдеев и математик Сергей Новиков, в Стэнфордском университете хорошо известен физик Сергей Линде, в университете Джона Хопкинса -- специалист в квантовой электронике Александр Каплан, в Гарвардском университете трудится профессор экономики Андрей Шлейфер и т.д.
У меня никогда не было специальной цели знакомиться с выходцами из России, однако в одной только столичной метрополии без труда могу насчитать более двух десятков человек, занятых в геофизике, астрономии, компьютерных разработках и медицине. Вероятно, по всем Соединенным Штатам счет идет на многие тысячи высокообразованных и шагающих в ногу со временем специалистов.
«К сожалению, а может быть, и наоборот, к счастью, нам неизвестна точная статистика о числе соотечественников, живущих и работающих ныне в Америке, -- говорит математик и физик, президент Американского университета в Москве Эдуард Лозанский. -- С уверенностью могу сказать одно: практически в каждом ведущем университете или научной лаборатории успешно трудятся наши люди. Разумеется, огромное их число осело в Силиконовой долине -- там, где одна за одной рождаются прорывные новации и технологии».
Само приобщение к новому и передовому, возможно, и стало главной причиной, толкнувшей множество наших людей на переезд за океан. Любопытный взгляд на этот предмет высказал в одной из статей человек от науки далекий, поэтесса Татьяна Щербина. Вспоминая о впечатлениях после поездки по Америке, она сделала вывод, что у большинства из нас в сознании глубоко отпечаталось, что современность ничего не стоит и все ценное -- в прошлом. «В Америке все наоборот, -- пишет поэтесса. -- Сегодняшние интеллектуальные усилия -- вот что по-настоящему ценно. Они почва, на которой вырастает будущее. Вот почему туда стремятся интеллектуалы из России».
Преодолеть эту тенденцию, повернуть поток мозгов вспять -- задача неимоверно сложная и требует от государства и научного сообщества России огромных и целеустремленных усилий. «Начать надо с элементарных вещей, -- считает Эдуард Лозанский, -- с зарплаты, которая сегодня смехотворна. Ученые, как правило, народ не очень требовательный, но определенный уровень комфорта им должен быть обеспечен».
С этим согласен иностранный член Российской академии наук Владимир Квинт. «Сегодня доктор наук, профессор МГУ получает с надбавкой за ученую степень 23 тыс. руб., -- говорит он. -- Это же смешно, когда бы не было так грустно -- как на это суметь прожить да еще и в науку вклад внести или учеников вырастить. Нелепость полная».
По словам г-на Квинта, квартир молодым ученым не дают, поэтому тот, кто своей не имеет, почти все заработанное вынужден отдавать за аренду жилья: «Я завкафедрой в Московской школе экономики МГУ. Я нашел себе толкового и интересного иногороднего заместителя. Но он почти все заработанное отдает за съемную квартиру. Ну и сколько он может продержаться на голом энтузиазме?
Многие талантливые люди не выдерживают и уходят, и при первой возможности подписывают контракты с зарубежными научными центрами».
Что следует сделать в сложившихся обстоятельствах? «Нужно создавать научные парки, включающие рабочие помещения, лаборатории, а также жилье, и выделять его для молодых, до 35 лет, ученых, -- отвечает г-н Квинт. -- Принимать туда кадры по конкурсу, с контрактом не меньше чем на два года. Примеры на этот счет в мире есть. Впоследствии, если работник проявил склонность к преподаванию, разрешить ему это делать с сохранением той же зарплаты, которую он получал в научном центре. Если они готовы пойти в реальную экономику, принять дополнительные меры по сохранению их заинтересованности пребывания в стране. Главное -- начать с зарплат и квартир. Так свое технологическое превосходство обеспечили Тайвань и Южная Корея, которые сегодня по многим направлениям опережают даже США лет на 15--17. Научная молодежь из этих стран охотно возвращается на родину, потому что в создание таких научных парков государство вложило в среднем по 2 млрд долларов».
При этом политикам и государственным деятелям, ратующим за возвращение ученых из-за рубежа в Россию, надо отдавать себе отчет в одном неожиданном, щекотливом и парадоксальном моменте. «Не надо надеяться, что кто-то из Академии наук или других научных учреждений и институтов будет сильно рад тем, кто захочет вернуться, -- предупреждает Владимир Квинт. -- Они будут воспринимать это злобно и в штыки. Потому что, во-первых, уже имеющимся работникам платят очень скромно. Во-вторых, им лишние нахлебники на то, что выделяет по крохам государство, совершенно ни к чему. А в-третьих, вновь прибывшие, то есть вернувшиеся из более продвинутых в технологическом и научном отношении стран, явно продемонстрируют гораздо лучшую подготовку и знакомство с последним словом в науке. Ну и кому это понравится?»
Конечно, по словам академика, этих оставшихся в России ученых можно понять. Они и так нищенствуют, а тут налетят заморские молодцы со свежими и передовыми знаниями и последнее заберут. «Поэтому снова возвращаемся к идее научных парков, -- подчеркивает он, -- с господдержкой исследований, с материальной базой для научных изысканий и с сохранением той зарплаты, которую получали, допустим, в США, где я периодически работаю. То есть речь в среднем идет о годовой зарплате от 80 до 100 тыс. долл. Я не говорю о надбавках, которые многие научные работники получают в зависимости от учреждения, в котором работают. Такие надбавки, скажем, в пенсионный фонд, могут там достигать 30 тыс. долл. К такой ситуации нам следует стремиться в России, это та основа, которая может помочь удержать российских ученых на родине. Кроме того, научному работнику, чтобы он вернулся, надо создавать если не институт, то хотя бы небольшой научный центр с определенными правами и штатом 10--15 человек. В противном случае все останется пустой болтовней и никто не приедет».
Не менее радикальное решение подсказывает и Эдуард Лозанский, оговариваясь, что вряд ли на такой шаг решатся политики. «Нужно резко сократить количество научных институтов, которые ничего существенного не производят, -- предлагает он. -- По мнению многих уважаемых людей, по крайней мере две трети академических институтов можно спокойно закрыть без ущерба для науки и общества, а на сэкономленные средства существенно увеличит зарплату тем, кто реально и результативно работает».
Пока реальных подходов, действительно способных заинтересовать таланты за пределами нашей страны, в нашей государственной политике эксперты не видят. И на этот грустный вывод как-то само собой ложатся пессимистические строчки, написанные той же Татьяной Щербиной еще десять лет назад: \"Диктатура ли, демократия,/ Хоть по выбору, хоть насильно -- / Результат все равно отрицательный,/ Если речь идет о России\".
Комментарии
Нужна государственная программа восстановления в России науки «с нуля», четкие механизмы ее реализации, финансирование, индивидуальная ответственность… Но, такая программа возможно толькотам, где есть стратегия, нацеленная на промышленное развитие страны, а не на \"керосиновую лавку\". Так, что все это, скорее ... мечты!
Зарплата в США хорошая - надо её потратить для своей нормальной жизни в России,
потому что Власти на возвращение учёных денег не дадут.
Высокий курс доллара этому поможет. Пока поможет. :-)))
Существующая же отечественная наука последовательно и неуклонно элиминируется из совокупного жизненного процесса общественного воспроизводства нынешней России до состояния, в котором она сможет исполнять лишь чисто декоративные и обслуживающие функции, позволяющие коррумпированной бюрократии и властной элите лучше понять социальный мир и воздействовать на него более эффективными и надежными средствами, в своих корыстных интересах.
с другой стороны, вы правы,ведь если человек хочет - он уедет.
остаются те, кто не хочет ехать, но они не все патриоты, далеко не все.
А сейчас все идет как и должно быть: кризизы, общий кризис, катаклизмы, перестройка финансово-экономической системы ... . В таких условиях и с такими перспективами лучше быть в локомотиве: если уж под откос, то с музыкой, а то, гляди, и проскочит локомотив пропасть кризиса, а вот вагоны ... !?! Их место, уж точно, под откосом не только экономики, но и истории.
Программой тут не поможешь - программ было шибко много - все провалились. Причина - все они экономические, организационные, а надо ПОЛИТИЧЕСКУЮ реформу структуры Правительства - оптимальное разделение государственной власти не на ветви (ошибочно) а на категории единой компетенции. Если интерес есть - запрос \"Теория\" AlexMark@k66.ru - вышлю, прикрепив файл к ответу.
Тем более, что их здесь примут как родных. Просторы большие места хватит. Климат в США портится и природный и экономический. Кто раньше вернётся тот лучше устроится. Без конкурентов. Кто не успеет тот опоздает.
Зачем жить в выжженных прериях, с кризисами. Кризис очень быстро испортит многих американцев. И не до науки будет. Вернутся. Они же умные.
С их умом, деньгами и, что самое главное, жизненным опытом обустроят хотя бы для себя нормальные жизненные условия.
А если им там в Америке жить и работать лучше, то пусть там и остаются жить.
Может для них и для нас так будет лучше.
А ведь когда-то я тот самый берег в перископ разглядывал, было дело. И наивно верил в то, что коммунизм не за горами.
--------------------------------------
"Вор должен сидеть в тюрьме!"
Раньше в Америке было хорошо, а теперь к ним пришёл Кризис.
Рекордный дефицит бюджета, экономия на всём.
Лунную программу до 2020 меняют на программу до 2028.
У них становится плохо.
Пора нашим эмигрантам возвращаться. Если уже не поздно...
Можно добавить еще один фактор, способствующий уничтожению науки.
Основные отрасли экономики не принадлежат Государству. Бизнесмены же, управляющие производством, не хотят кормить ученых и предпочитают покупать готовые технологии за рубежом.
Так менее накладно.
Покажите пример хоть какой-либо мало-мальски значимой технологии, которую они нам продали за последние 10 лет? И не ищите - не найдёте.
Насчёт менее накладно - это чушь2, производная из первой. Нельзя купить то, чего нет в продаже (правда, через третьи страны можно, но это настолько накладно, что не все государства могут себе это позволить (вспомните выч. системы Барроуз, купленные нами в годы холодной войны)). Вы же выражаете мнение наших безмозглых купипродаек-нуворишей, до сих пор считающих, что покупается всё.
И третья чушь, уже про государство: государство единолично владеет тысячами ФГУПов - покажите хоть один пример технического перевооружения предприятия такого плана или предприятия (из ОАО), где государство имеет 50% и более, либо контрольный или блокпакет. Можете назвать пример успешного предприятия, управляемого нашим государством (Газпром с Роснефтью не предлагайте - не смешите коз на пастбище, от хохота у них молоко пропадает!)? Представители государства в таких предприятиях - главные расхитители (или послушно голосующие за хорошие откаты).
Издалека. 18-19 века, хлопок в южных штатах, освоение пространств дикого Запада, Клондайка, Аляски (освоили!) - со всего мира собирались предприимчивые, смелые и дерзкие, с нестандартным мышлением, с амбициями и желанием обогатиться. Освоили.
Промышленный подъём 19-го века - рудники, шахты, плотины, железные дороги, города - нужны технические и строительные мозги. Нашли, подняли, освоили.
19-20 век - на открытия прорвало науку, потребовались изобретатели на автомобили, самолёты, радио, суда, вертолёты - появились Тесла, Эдисон, Белл, Маркони, Сикорский, Зворыкин ... тьма умных изобретателей с мозгами со всего мира! И здесь американцы первые по набору изобретателей-одиночек!
Далее пришёл черёд коллективов, наука стала корпоративной и зловещей - А- и Н-бомбы, средства доставки тут уже и Оппенгеймер, и фон Браун с командой (нашим тоже досталось, но уже объедки со стола американцев).
2-я половина 20-го века - наука стала массовой в силу огромного объёма информации - в америк. науке представлены лучшие представители всех наций земли - и все с хорошими мозгами (у русских с этим тоже всё ...
Зачем Америке многомиллионное учёное сообщество? Ответов два.
Один ответ - взять всё сейчас, до чего можно дотянуться - технологии, материалы, системы, матобеспечение (креативность и нестандартность русских весьма в цене!) для обеспечения лозунга \"Америка всегда впереди!\".
Второй ответ - долгосрочная перспектива - американцы знают, ещё никто в здравом уме не отказывался от хорошей жизни и американского гражданства. Но отсосанные и отобранные со всего мира мозги, поступившие в \"плавильный котёл\" США, дадут в конечном итоге отличного качества потомство, которое будет уже истинными американцами, будут иметь американских родителей (межвидовое и межрасовое скрещивание приводит всегда к исключительным результатам!) и будет уважать и наследовать истинно американские ценности. Поэтому вкупе с тем, что наработано за прошедшие полвека и следующие 20-30 лет, американцы станут супер-нацией, которая будет с уверенностью смотреть в будущее (для русских светлое будущее не просматривается в принципе при таких подходах правителей к политике, науке, экономике, демографии и благосостоянию народа).
С чем Вас и поздравля...
По сути, мы являемся свидетелями и участниками латентного по форме, и системного по содержанию кризиса, который затрагивает одновременно все важнейшие сферы жизнедеятельности российского общества, все его главные институты. Это кризис искусства и науки, права и морали, воспитания и образования, образа жизни и нравов, включая институт брака и семьи. Это кризис форм и содержания социальной, экономической, политической организаций и вооруженных сил общества.
Таким образом, вопросы возрождения отечественной науки, сохранения и эффективного использования имеющегося научно-технического потенциала, выбора приоритетных направлений развития науки и техники, необходимо рассматривать как неотъемлемую часть совокупного процесса национального возрождения и динамичного развития страны.
глупость какая...людям нужно платить за работу достойные деньги, вот и весь секрет. Создай этим талантам условия жизни лучше, чем там, где они сейчас живут - они тут же сюда хлынут.
Пока к мнению таких экспертов прислушиваются - ничего у власти не выйдет. На голом энтузиазме долго человек не проживёт.
Трудно? А кто сказал, что должно быть легко? Разломать построенное было легко, вот теперь надо руководству страны как следует потрудиться. А то болтать все могут, мы с вами тоже можем начать призывами кидаться "Улучшим! Обеспечить!" а толку-то...
Вопрос в том, удастся ли сохранить какое-то высшее образование. Да и школу тоже, там сейчас попы обоснуются.