Кремль решил поделиться с Западом Великой Победой

На модерации Отложенный

Накануне 65-летнего юбилея Великой Победы российское руководство неожиданно решило внести существенные коррективы в традицию празднования этой знаменательной даты.

9 мая впервые в параде на Красной площади будут участвовать вооруженные силы не только РФ, но и бывших союзников СССР по антигитлеровской коалиции. По этому поводу уже достигнута предварительная договоренность с военно-политическим руководством Франции, США и Великобритании. Об этом сообщил управляющий делами президента РФ Владимир Кожин.

Таким образом, впервые за всю историю проведения парадов Победы в этом году по брусчатке Красной площади будут маршировать солдаты, представляющие воинские контингенты стран НАТО.

При этом обращает на себя внимание то обстоятельство, что к участию в параде не приглашены воинские части, представляющие бывшие советские республики (страны СНГ будут представлены исключительно главами государств, за исключением объявленного персоной нон грата Михаила Саакашвили). Это тем более странно, если учесть, что наши ветераны сражались и проливали кровь в одних окопах со своими боевыми товарищами из братских советских республик. В то время как наши формальные союзники по антигитлеровской коалиции в лице США и Великобритании, как известно, отнюдь не спешили с открытием второго фронта в Европе, выжидая, когда Германия и СССР окончательно измотают друг друга в кровопролитной схватке, чтобы прийти уже на готовенькое к разделу европейского пирога.

Наконец, нельзя не отметить и некоторую непоследовательность в действиях российских властей. С одной стороны, они публично декларируют необходимость противодействия любым попыткам переписать историю Второй мировой войны и умалить неоценимый вклад Советского Союза в победу над фашистской коричневой чумой. А с другой – косвенным образом символически уравнивают значение СССР с другими партнерами по антигитлеровской коалиции.

Своим мнением по поводу того, чем мотивируется это очередное щедрое символическое подношению Западу со стороны Москвы, в интервью KM.RU поделились президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов и сопредседатель Движения «Народный Собор» Владимир Хомяков.

Михаил Ремизов:

– Что касается США, то это приглашение можно рассматривать в связи с объявленной «перезагрузкой» в российско-американских отношениях. Но этим оно не исчерпывается. Я бы сказал, что этот жест связан с более амбициозным проектом, который я бы назвал стремлением стать частью системы евро-атлантического партнерства. Не случайно нам постоянно говорят о евро-атлантическом пространстве. Это – попытка представить его таким образом, чтобы оно включало в себя и Россию. Формальное вхождение в НАТО, конечно, не предполагается. Зато проводится идея, что Россия может стать интегральной частью западного мира, будучи связанной с ним формальными и неформальными союзническими узами.

Надо сказать, что каждый из трех президентов новой России начинал свое правление с этой утопии. При этом к концу президентского срока модель позиционирования России в мире была у них уже совсем другая. Это говорит как о том, что сама по себе такая постановка задачи уже является утопической и неадекватной, так и о том, что неадекватны средства ее реализации. Понятно, что если мы хотим стать полностью своими для Запада, то это невозможно решить средствами прагматичной политики, которую проводит (или, по крайней мере, декларирует) Кремль.

Этого можно достичь, только если согласиться на полное верховенство западных идеологических ценностей. В противном случае Запад никогда не признает Россию «своей» в цивилизационном смысле страной.

Понятно, что Россия к этому не готова. В первую очередь потому, что это означает принятие на себя бремени западных стандартов. Более того, интерпретация соблюдения этих самых стандартов также будет производиться Западом. Т. е. фактически это означало бы установление контроля над нашей страной. Если это для нас неприемлемо, мы должны проводить политику самостоятельного полюса силы со своей системой союзничества. И тогда на парад нужно приглашать не американцев, британцев и французов, а белорусов, казахов и украинцев, или кого-то из стран Восточной Европы. Например, сербов. Или тех же поляков – пусть даже откажутся пожать нашу протянутую руку, мы от этого ничего не теряем. Нужно разговаривать напрямую не только с крупными центрами силы в лице США, Франции и Великобритании, но и региональными европейскими державами вроде Польши. Тем более что их недоброжелательная по отношению к России позиция, как известно, зачастую блокирует выстраивание добрососедских отношений между Россией и Западом.

Владимир Хомяков:

– Что-то я не могу припомнить, чтобы российские воинские контингенты приглашались для участия в парадах в европейских странах, тем более – в США. Между тем именно на советский народ и армию выпала главная тяжесть, страдания и потери этой войны, что до сих пор сказывается на благополучии наших людей. И мы просто не имеем права забывать об этом. В этом смысле приглашение людей, представляющих армии стран, которые не воевали на территории нашей страны (за исключением легендарного французского полка «Нормандия – Неман»), притом, что остались неприглашенными бывшие советские республики, выглядит несколько двусмысленно.

Не будем забывать о том, что совсем недавно обсуждался вопрос об уголовном наказании за отрицание роли Советского Союза в победе над Германией и за искажение истории. Весь Запад отмечает победу над Германией 8 мая, а не 9-го. Так что неплохо было бы пригласить тех, кто действительно были нашими соратниками в этой Победе. И, в частности, ветеранов из всех бывших союзных республик. Это было бы хорошей демонстрацией нашего единства, которое сегодня разделено искусственно проведенными государственными границами.

Восстановление единства возможно только через восстановление нашего единого духовно-культурного пространства. А неотъемлемой составной частью последнего является общая духовная память. Почему бы, например, не пригласить югославов (сербов), которые воевали с немцами с 1940 по 1945 гг.? В отличие от американцев, которые прибыли только к дележу трофеев. Даже поляки на этом параде были бы более уместны, чем американцы. По крайней мере, они воевали с 1939 года, и пострадали гораздо больше. В то время, кстати, как в тех же парижских кофейнях французы лишь поругивали немцев, спокойно распивая кофе. А воевала только небольшая часть французской нации – те, что ушли в партизаны. Я думаю, что это – наша Великая Победа, и делить ее с кем-то было бы неправильно. Коль скоро за стол не приглашены ближайшие родственники, глупо звать дальних соседей.