Гаити. Взорванная страна уже оккупирована

На модерации Отложенный

Пока что на Гаити находится две тысячи американских морских пехотинцев, но к концу января их численность, по заявлениям Пентагона, может увеличиться до 4-6 тысяч. Причем одновременно у берегов Гаити, в том числе у гаитянского острова Навасса, оккупированного США со второй половины еще XIX века, дислоцируются три американских авианосца и до 10 военно-вспомогательных судов. В этой связи, руководители Кубы, Венесуэлы, Боливии и Никарагуа утверждают, что природная катастрофа в западной части острова Гаити стала «сверхудобным» предлогом для оккупации Соединенными Штатами западной части этого острова, то есть Республики Гаити.

А точнее, для «возвращения через 76 лет в эту стратегически важную страну американских войск - в дополнение к незаконной американской базе Гуантанамо на юго-востоке Кубы и к давней оккупации Соединенными Штатами острова Пуэрто-Рико и гаитянского острова Навасса». По мнению Гаваны, Каракаса, Ла-Паса и Манагуа, «такими действиями Вашингтон демонстрирует неизменность своих военно-политических планов в Карибско-Центральноамериканском регионе в целом».

То же мнение, хотя и в менее жёсткой форме, официально высказывает и Франция, язык и культурные традиции которой прочно обосновались в республике — бывшей французской колонии. 19 января госсекретарь Франции по зарубежным территориям, франкофонии и сотрудничеству Ален Жуандэ заявил в Париже, что «войска США уже «наводнили» разрушенную Республику Гаити и де-факто оккупировали её. Приняв на себя функции диспетчеров в аэропорту Порт-о-Пренса, военные США отдают приоритет собственным армейским рейсам, а прочим самолетам, в том числе с жизненно необходимыми гуманитарными грузами, часто не дают посадку. ООН надлежит уточнить функции США в этой стране...».

А 18 января ту же точку зрения высказала в Женеве штаб-квартира международной организации «Врачи без границ»: «...Расположившиеся в Гаити американцы, «заворачивая» самолеты с помощью, ставят под угрозу гибели пострадавших гаитян».

Увы, катастрофическое, беспрецедентное для Западного Полушария землетрясение в буквальном смысле уничтожило Республику Гаити — и без того одну из самых бедных стран мира. Среднегодовой доход на душу населения там уже которое десятилетие не превышает 1500 долларов США, а средняя продолжительность жизни гаитянцев — 51 год. Хотя эта республика — первое независимое государство в Латинской Америке, с 1804 года. И - вторая независимая страна в Западном Полушарии после США (1776 г.). — вдвое меньше Московской области, гаитянская республика отнюдь не бедна разнообразными природными ресурсами и возможностями. Но...

Франкоязычная Гаити расположена на перекрёстке стратегической артерии — на «выходе» из Атлантики в Карибское море - связанной с трансконтинентальным Панамским каналом (Атлантика-Карибское море-Тихий океан). Вдобавок, эту многострадальную республику отделяет от «непроамериканской» Кубы пролив шириной лишь в 30 км. То есть эта страна максимально близка к Кубе географически.

Что касается ресурсов, Республика Гаити располагает крупными месторождениями бокситов, меди, кобальта, серебро- и золотоносных руд, значительными запасами нефти. Кроме того, страна производит разнообразные продукты тропического земледелия и морского промысла, располагает крупными транзитными портами, и курортно-туристическими возможностями.

Но еще с XIX века ресурсы и возможности Гаити (и, соответственно, внутренняя и внешняя политика гаитянских правительств) юридически или фактически подчинены Соединенным Штатам, что обусловлено стратегической значимостью «гаитянской» географии. Интерес же США именно к этой - западной части острова Гаити сперва был связан со стремлением Вашингтона не только изгнать Испанию с соседних Кубы и Пуэрто-Рико (что было осуществлено в 1898-1902 годах). Но и навсегда предотвратить «возвращение» Франции или, по крайней мере, французского присутствия в Республику Гаити, точнее — в Карибско-Центральноамериканский регион, объявленный сферой приоритетных интересов США еще в первой половине XIX столетия («Доктрина Монро»).

Заметим, в этой связи, что, хотя гаитянская республика лишь до 1804 г. была французской колонией, до сих пор государственный язык там — французский. Неоднократные же попытки США навязать гаитянцам в качестве второго госязыка английский — оказались безуспешными. Даже в период американской военной оккупации этой страны - в 1915-1934 годах...

Более того, в годы Второй мировой войны, когда почти все страны Центральной и Южной Америки, в том числе соседи Республики Гаити, установили дипломатические отношения с СССР и стали развивать с ним торговлю, США воспрепятствовали той же тенденции во внешней политике Порт-о-Пренса. Хотя гаитянская республика, как и большинство других латиноамериканских стран, объявила войну фашистскому блоку 8 декабря 1941 года (сразу после Пирл-Харбора).

Дипотношений у Гаити с СССР так и не было, а с Россией они были установлены только в 1996 году, причем по инициативе гаитянских властей.

В годы Второй мировой войны Вашингтон не допустил и того, чтобы ни пэтэновская Франция (прогерманский режим в неоккупированной Франции и во многих ее колониях), ни возглавляемое генералом де Голлем антифашистское движение «Сражающаяся Франция» не имели связей с Республикой Гаити. И взаправду: а вдруг Франция «вернётся» в эту стратегически важную страну и тем самым оспорит монополию США на всю Центральную Америку?

Та же линия Вашингтона продолжилась после 1945-го. Так, Вашингтон фактически запретил Порт-о-Пренсу участвовать в международном экономическом совещании в Москве в апреле 1952 года, где обсуждались варианты общего рынка и общей валюты социалистических и развивающихся стран, не привязанной к западными валютам. США всячески тормозили развитие отношений Порт-о-Пренса с Парижем и даже...

с карибско- южноамериканскими территориями Франции. Ну, а после революции на Кубе и последовавших долгосрочных - «непроамериканских» изменений по всей Латинской Америке роль гаитянской республики для США, естественно, возросла. И, по упомянутым причинам, остаётся «сверхважной» по сей день.

А чтобы прочно контролировать эту стратегическую страну, США еще в 1860-м оккупировали расположенный в Карибском море гаитянский остров Навасса — в 15 милях к юго-западу от побережья Гаити. Причем, на основе так называемого «Акта о гуановых островах» 1856 года: документ санкционировал оккупацию войсками США любых соседних островов, где есть крупные запасы гуано — ценного естественного удобрения в виде птичьего помёта. Столь необходимого быстроразвивающемуся сельскому хозяйству Соединенных Штатов. Но не только этим сырьем Навасса до сих пор манит американцев...

Уже 150 лет этот остров принадлежит США вопреки неоднократным протестам даже проамериканских гаитянских властей, потому что, наряду с запасами гуано, он расположен лишь в 40 милях к югу от небезызвестной американской базы в Гуантанамо (на юго-восточном побережье Кубы) и вблизи гаитянско-кубинского пролива между Карибским морем и Атлантикой...

В 1958-1986 гг. страной правил вроде бы проамериканский диктаторский клан Дювалье. Но всё было не столь однозначно, как «рисовали» его в советских СМИ.

Режим этот — особенно его основатель Франсуа Дювалье — придерживался националистической ориентации и, в этой связи, неофициально поддерживал не только планы де Голля по союзу всех франкоязычных стран, но и планы Франсиско Франко—Оливейра Салазара по созданию союза ибероязычных (т. е. испано-португалоязычных) государств. Что, конечно, противоречило тогдашней советской политике в Латинской Америке.

«Иберофонии» придерживался в последние годы своего правления и вроде бы проамериканский диктатор соседней Доминиканской Республики - Рафаэль Трухильо (правил с 1930-х гг.). За что и был убит ЦРУ США в 1961-м. Отстранить же от власти Ф. Дювалье, правившего в 1958-1971 гг., американцам так и не удалось.

Отметим, что Ф. Дювалье, во-первых, не разрешал создавать в стране «антикастровских» подрывных баз. Во-вторых — военные советники США появились в гаитянской армии только через 40 лет со времени вывода американских войск из Республики Гаити в 1934-м, оккупировавших ее с 1915 года. Подчеркнем: американские военные советники появились в армии Гаити после кончины Франсуа Дювалье (в 1971-м).

А в-третьих — Республика Гаити отказалась от участия в военной интервенции США и их латиноамериканских союзников в соседней Доминиканской Республике в 1965 году.

Наконец, в четвертых — не только дювальистский режим, но и последующие руководители Гаити осмеливались выступать за комплексное промышленное освоение местных природных ресурсов и, в частности, за разработки гаитянской нефти и ее местную переработку. Но тщетно. Почти всё добываемое и производимое в этой стране как вывозилось за бесценок в основном в США и Канаду, так и поныне вывозится. А построенный североамериканскими фирмами в Порт-о-Пренсе в конце 1970-х нефтеперерабатывающий завод им же принадлежит и перерабатывает только импортную нефть. Как известно, дорожающую с 2008 года.

С учетом изложенного - стоит ли удивляться бессрочному кризису Республики Гаити фактически со времени её независимости, достигнутой почти 210 лет тому назад?..

Еще характерный штрих отношения Америки к этой многострадальной стране: многие тысячи беженцев-гаитян в поисках лучшей доли традиционно пытаются попасть в США (или хотя бы на контролируемые Вашингтоном близлежащие острова Пуэрто-Рико и Западные Виргины) - в том числе через ту же Навассу и базу в Гуантанамо. Но этих гаитянцев, в большинстве своем, американцы конвоируют обратно. Так же поступают соседние «проамериканская» Доминиканская Республика, британские протектораты—острова Каймановые, Тёркс и Кайкос. В отличие от соседних Кубы, Ямайки, Содружества Багамских островов и более отдалённых карибских островов Франции...

Но, оказывается, есть и вовсе беспрецедентные планы в отношении несчастных гаитянцев. Руководство Сенегала и приграничной Доминиканской Республики на днях предложили переселять жителей Гаити - это сотни тысяч человек - в те страны. Дескать, там немало свободных территорий и возможностей для трудоустройства. Впрочем, только ли лидеры этих стран -авторы такого рода идеи - еще вопрос...

Словом, получается должная \"зачистка плацдарма\", нацеленного - ввиду гаитянской географии - не только против Кубы? А кто \"заменит\" гаитянское население непосредственно в этой республике? Вероятно войска США?

Что касается Сенегала, глава Гаити Франсуа Дювалье еще в 1960-х годах проговаривал с тогдашним основателем-руководителем Сенегала, бывшей французской колонии, Л.С. Сенгором идею создания афро-карибского сообщества под эгидой Франции (Сенгор выступал за \"непроамериканский\" блок всех стран, где преобладает негритянское франкоязычное население и мулаты. После отставки де Голля в 1969-м этот проект оказался в ахивах). А вот в соседней Доминикане гаитянцы всегда были на положении фактически рабов, позволяющих резко снижать себестоимость доминиканской экономики и курортной отрасли. На что сетовал еще в начале XIX века основатель-первый президент Республики Гаити Туссэн-Лувертюр. С тех пор практически ничего не изменилось. В Доминикане часто вспыхивали восстания изгоев-гаитянцев, а в ответ Санто-Доминго объявляла блокаду соседней республики. И получалось: с одной стороны - блокированная Вашингтоном Куба, а с другой - блокада со стороны единственного сухопутного соседа...

Словом, нынешняя природная катастрофа фактически подытожила более чем 200-летную трагедию Республики Гаити и гаитянской нации. Но, похоже, для США привлекательна и разрушенная гаитянская республика.