Открыта выставка лучших отечественных сценографов
На модерации
Отложенный
Российские театральные художники подводят творческие итоги минувшего сезона.
Сегодня в столичном «Новом Манеже» открывается выставка работ лучших отечественных сценографов. Около восьмидесяти авторов представили эскизы, макеты декораций и сценические костюмы, использованные в самых громких постановках 2009-го. Какие идеи вдохновляют современных сценографов – выясняли «Новости культуры».
Еще недавно это были только идеи. Эскизы костюмов, макеты – первый шаг от замысла к воплощению. Теперь все они обрели плоть и кровь театральной постановки. Станислав Бенедиктов в прошлом сезоне выпустил шесть спектаклей. Здесь макеты к двум - «Снегурочке» Кремлевского балета и «Алым парусам» в РАМТе. Ржавый корабль на круге – трансформер. Хитроумные механизмы превращают его в таверну, порт, дом….
Станислав Бенедиктов, художник: «Это единый пластический образ… Кадры сменяют друг друга».
Идея трансформации захватила и Виктора Шилькрота. Пришлось даже поубавить аппетиты, чтобы не превратить сцену в аттракцион. Оформляя спектакль по повести Горького для Ярославского театра художник придумал подворотню-трансформер.
Виктор использовал трансформацию плоского задника и в московском ТЮЗЕ. Рабочие сцены до сих пор гадают над механическими секретами, а зрители только пожимают плечами – как такое возможно?...
Виктор Шилькрот, художник: «Получилась игрушка-трансформер…»
Показать театральной публике фокус считается теперь делом обычным. Даже бывшие студенты, которые только начинают создавать свои театральные миры, предпочитают экспериментировать с декорациями трасформерами.
У Кати Галактеоновой – дебют….она хоть и новичок, но среди мэтров не теряется. Свой первый спектакль в учебном театре МХАТа отработала на одном дыхании.
Екатерина Галактионова, художник: «Для меня была сумасшедшая идея….сплошной экстрим».
Придя на репетицию и увидев, как зависают актеры на балках, Катя сама не на шутку перепугалась. Актерам пришлось ее успокаивать. Ее коллега Вера Никольская тоже прониклась студенческими идеями. «Дни Турбиных» оформляла в театре ГИТИСА. Декорацию создавала из подручных материалов.
Вера Никольская, художник: «Это учебный театр, приходится выкручиваться».
Это на макете все просто - пальто из бумаги, длинная вешалка…а на сцене актеры намучились с этой конструкцией.
Вера Никольская: «Боялись, что эта штука упадет…»
Здесь все на виду…но многие секреты так и остаются за семью замками… Их знают только сами художники и раскрывать не торопятся.
В театре, чтобы привести в рабочее состояние хитроумное изобретение художника, требуется тросы, фуры….Здесь - все проще. Одно легкое движение, и все в работе.
Костюмы Елены Степановой и декорации Андриса Фрейбергса к «Лючии ди Ламмермур» номинированы на «Золотую маску». У себя в Латвии Андрис -редкий гость. Вот и сейчас одновременно ставит для двух театров. Оперу предпочитает драме…
В крошечном мире театрального макета каждая деталь имеет значение. Но только сцена определит ее настоящее место. И только спектакль покажет ценность самой идеи.
Комментарии