Медведев расчищает дорогу в Сочи

На модерации Отложенный

Сможет ли Александр Хлопонин сделать Кавказ привлекательным регионом для инвесторов, пока никто не знает. Плюс для бизнеса во вчерашнем решении президента заключается в другом.

Выделив республики Северного Кавказа в отдельный округ, Медведев резко снизил риски для бизнеса в Южном федеральном округе (ЮФО). Именно там, в городе Сочи, должна пройти зимняя Олимпиада-2014, и заманивать туда инвесторов правительству теперь станет значительно легче.

О том, что Северный Кавказ портил инвестиционную привлекательность всего Южного округа, не говорил только ленивый. Компании из Ростова, Новороссийска или Краснодара вынуждены были каждый раз объяснять инвесторам, что, хотя они и числятся в одном регионе с Чечней, Ингушетией и Дагестаном, события в этих республиках на их деятельность никак не влияют.

«Основную часть территории ЮФО занимают субъекты Российской Федерации с благоприятными условиями для развития бизнеса и с уровнем регионального риска не ниже средних значений по стране.

Важно отметить, что Эмитент не осуществляет свою деятельность на территории Чеченской и Ингушской республик, социально-политическая нестабильность которых значительно ухудшает интегральный показатель рисков ЮФО, – говорится в последнем ежеквартальном отчете «Магнита» (федеральная розничная сеть со штаб-квартирой в Краснодаре). – Практически во всех республиках Северного Кавказа сохраняется значительная социально-этническая нестабильность, высоки экономические и политические риски».

Бывшему полпреду в ЮФО Дмитрию Козаку, заманивая иностранных инвесторов в округ, приходилось всегда начинать с разоблачения «сплошных стереотипов, касающихся высоких инвестиционных и финансовых рисков северокавказских республик».

В составленной в прошлом году по инициативе Козака «Стратегии экономического развития ЮФО до 2025 года» имеется SWOT-анализ региона. Выводы, к которым пришли авторы – «Центр стратегических разработок» (ЦСР), «Национальное агентство прямых инвестиций», Strategy Partners и Bauman Innovation, – те же самые, что и у «Магнита».

В числе слабых сторон (W) округа назван «плохой имидж региона из-за слабой институциональной базы, нестабильной социально-экономической ситуации, угрозы терроризма и межнациональных конфликтов».

В числе угроз (Т): терроризм и межнациональные конфликты.

Однако авторы тут же в скобочках добавляют, что «непосредственную угрозу терроризм представляет лишь для сравнительно небольшой части ЮФО, но наличие такой угрозы может негативно влиять на восприятие рисков ведения бизнеса для округа в целом» и что «повышенный риск межнациональных конфликтов имеется лишь для небольшой части ЮФО, но их возникновение может ухудшить восприятие рисков ведения бизнеса для всего округа».

Далее авторы стратегии неоднократно возвращаются к мысли о том, как сильно портят некоторые субъекты общую картину, особенно для такой перспективной отрасли, как туристическая. И приводят в пример Израиль, где и терроризма хватает, и с туризмом все в порядке. Но вряд ли кому-нибудь в голову пришла бы идея провести в Израиле Олимпиаду.

Выделение северокавказских республик, генерирующих негативные новости не хуже Пакистана, в отдельный округ – могло бы стать совершенно очевидным решением проблемы, но вряд ли кто-то верил, что подобное возможно. Что заставило Медведева решиться на такой радикальный поступок?

Возможно, потребовалось время, чтобы прийти к выводу о необходимости подобной меры. Возможно, сыграл свою роль тот факт, что обстановка на Кавказе не улучшается, а, скорее, ухудшается. А возможно, всё дело в приближающейся Олимпиаде. Инвесторам требуется время, чтобы принять решение об инвестициях в Сочи, а осталось всего-то четыре года.

Ради Олимпиады Россия готова не только тратить миллиарды, но и перекраивать административную карту страны. И возникает вопрос. А на что еще готов пойти Кремль ради «Сочи-2014»? Не знаю, есть ли у кого сомнения в том, что в случае, если Саакшивили будет руководить Грузией в 2014 году, эскалация напряженности в соседней Абхазии накануне и во время Олимпийских игр нам обеспечена.

А значит внешнеполитическим проектом номер один для озабоченного успехом олимпийского движения Кремля должна стать смена власти в Грузии. По графику следующие президентские выборы состоятся там в 2013 году. Согласно грузинской конституции, третий срок запрещен, так что, теоретически, власть Саакшвили вроде как закончится. Но что помешает ему стать премьер-министром?