Американская трагедия Слободана Милошевича

На модерации Отложенный

Театральный спектакль «Милошевич в Гааге», посвященный бывшему президенту Союзной Республики Югославии Слободану Милошевичу, скончавшемуся в результате сердечного приступа 11 марта 2006-го в тюрьме Гаагского трибунала, стал на американской сцене одним их хитов ушедшего года.

Премьера пьесы, написанной американцем сербского происхождения Миланом Драгичевичем, состоялась в США, а затем спектакль был показан и сербской публике в рамках театрального фестиваля в городе Крагуевац.

Представленная в афишах как «политический памфлет», пьеса являет собой, скорее, документальную драму. Во многом неожиданно для самого автора спектакль О нем много пишут в газетах, бурно полемизируют критики, а билеты раскупаются за несколько недель до представления. Америка, похоже, впервые узнала правду о том, что происходило в Сербии в середине 1999-го, когда на эту далекую и непонятную для американцев страну напала авиация НАТО.

Через весь спектакль проходят две, связанные между собой, сюжетные линии. Одна посвящена последним месяцам жизни С. Милошевича, когда, по сути, единственным молчаливым его собеседником стала видеокамера, следившая за узником одиночной камеры тюрьмы Шевенинген 24 часа в сутки, а вторая рассказывает о живущей в небольшом косовском городке Велика Хоча сербской семье.

«Когда в Америке я читал и слышал о трагических для сербского народа событиях 1999-го, то понимал, что изображаемое американскими средствами массовой информации положение не может быть только черно-белым, - рассказал Милан Драгичевич после сербской премьеры своего спектакля. - Все, происходившее в течение тех 78 дней, да и раньше, в период боснийской войны, намного сложнее. Я хотел, чтобы зрители поняли: далеко не все, что делает Америка за пределами страны, хорошо. Я не оправдываю бывшего президента Союзной Югославии, но даю ему шанс предстать перед зрителем в своем естественном облике — пусть и не однозначного, но исключительно сильного политика и человека, до конца боровшегося за «свою» правду в течение всех пяти тюремных лет».

По признанию автора, в процессе работы над сценарием он придерживался принципа Бернарда Шоу, заключавшегося в том, что даже злому демону театральная сцена должна позволить поделиться своей истиной.

Но, вместе с тем, он задает вопрос: кто обладал большей демонической силой, С. Милошевич или натовские генералы, отдававшие приказы о бомбардировках мирных городов и сел? «Право ответить на него я предоставил самому зрителю», - говорит Милан Драгичевич. В качестве фактического материала для пьесы драматург использовал опубликованные в интернете протоколы заседаний Гаагского трибунала по делу Милошевича, для изучения которых ему потребовалось почти полгода. В спектакле фигурируют и представленные судьям бывшим сербским лидером фотоматериалы, свидетельствующие о жертвах агрессии - стариках, женщинах, детях. По мнению критиков, эти снимки повергли Америку в шок…

В спектакле - 22 персонажа. Роль Слободана Милошевича играет известный театральный актер Кермит Дункельберг.

На сцене появляются и бывший главный прокурор Международного трибунала по бывшей Югославии Карла дель Понте, и американский генерал Майкл Шорт, определявший наземные и воздушные цели для ракетных ударов.

«Я много читал о Милошевиче, изучал по видеозаписям его манеру говорить, двигаться и даже петь, - говорит исполнитель главной роли. – А, главное, хотел понять и передать своей игрой образ мысли бывшего коммунистического вождя Югославии, проникнуть в парадоксальный менталитет человека, способного быть холодным и жестоким и одновременно — вызывать у собеседников интерес и даже симпатию к себе». Как посчитали сербские зрители - а среди них были и близко знавшие Милошевича люди - с этой задачей Дункельберг справился отлично.

Вторая сюжетная линия касается судьбы оставшихся в Косово сербов. В свое время 12-летняя девочка Елена встречает в родном городке Милошевича и получает от него клятвенные заверения в том, что он защитит ее семью от террора со стороны албанских экстремистов. Спустя много лет Елена появляется в тюремной камере, где президент находится в ожидании суда, и молча передает ему урну с пеплом ее брата - одного из журналистов, погибших в результате ракетного удара по зданию телевидения Сербии. Чтобы до конца понять эту сцену, необходимо знать, что обычно натовское командование сообщало Белграду о том, какие цели будут подвергнуты обстрелу, но на сей раз информация почему-то не дошла до руководства национальной телерадиокомпании.

По мнению автора пьесы, роль Елены, пусть и эпизодическая, является одной из ключевых в спектакле.

«Эта девушка не имеет никакой власти в том смысле, как ее воспринимали и сам Милошевич, и, например, Карла дель Понте, обладавшая болезненными властными амбициями, - утверждает Милан Драгичевич. - Но у Елены есть свой тип власти, чистой и глубоко духовной, и только эта героиня имеет право предстать в моем спектакле в образе ангела во плоти»,

Слободан Милошевич с 1990 по 1997 годы являлся президентом Сербии, а с 1997 по 2000-й — президентом Союзной Республики Югославии, в состав которой входили Сербия и Черногория. В 2000-м он проиграл президентские выборы Воиславу Коштунице, но остался лидером перешедшей в оппозицию Социалистической партии Сербии.

В конце июня 2001-го, под беспрецедентным по своей силе давлением Запада, Милошевич был выдан Гаагскому трибуналу согласно выдвинутому против него обвинению в военных преступлениях, и это до сих пор расценивается значительной частью общества как величайшее предательство интересов сербского народа. Самый именитый узник тюрьмы Шевенинген до конца не признавал полномочий трибунала, отказался от адвокатов и самостоятельно вел свою защиту. «Меня обвиняют в том, что я защищал свой народ законными средствами на основе права на самооборону, которое имеет каждая нация», - заявил он на одном из первых заседаний Гаагского трибунала.

Сегодня американцам показывают войну, которая велась от имени их страны – и о которой они практически ничего не знали минувшие десять лет…