Китай успешно создает свою собственную зону влияния

На модерации Отложенный

Конец 2009 года многие наблюдатели считают временем окончательного превращения Китая в сверхдержаву и связывают это в значительной степени с тем, что Китай не поддался на американское давление на климатическом форуме в Копенгагене. То есть фактически Китай сыграл роль противовеса Соединенным Штатам на этом форуме и подтвердил тем самым свою способность не слишком оглядываться на Соединенные Штаты Америки в проведении своей внешней политики.

Есть еще как минимум две сферы, в которых Китай становится равным партнером Соединенных Штатов, помимо климата, помимо проблем борьбы с выхлопами и выбросами парниковых газов. Китай также является главным партнером Соединенных Штатов в области торговли, а китайско-американская торговля сейчас, видимо, является самой крупной двусторонней торговлей по объему операций и в области финансов.

Взаимодействие американских и китайских интересов становится решающим для глобальных процессов

В обеих этих сферах взаимодействие между американскими и китайскими интересами становится решающим для глобальных процессов. Да, Китай еще не превратился в глобальную державу с точки зрения, скажем, объема и интенсивности своей внешней политики. Он также, конечно, еще не может сравниться с Соединенными Штатами по военно-техническим параметрам и по объему своего влияния, но Китай постепенно набирает вес и в этой сфере. В частности, сейчас уже поговаривают о том, что Китай успешно создает свою собственную зону влияния, а это является признаком любой сверхдержавы. Ну, зоны влияния Соединенных Штатов известны. Они простираются от Японии до НАТО и охватывают многие ключевые точки земного шара, такие как Ближний Восток, такие как Корейский полуостров, Тайвань, и так далее, и так далее, и так далее.

Китай тоже создает свою собственную зону влияния, и пока он этим занимается (и достаточно успешно) прежде всего по периметру своих собственных границ. Китай граничит с 16 странами и ведет себя весьма разумно на этих направлениях. В частности, все отмечают, что Китай правильно выстраивает отношения с малыми государствами. Он к ним достаточно снисходителен и проявляет готовность понимать их нужды и их интересы. В частности, Китай предоставляет большие беспроцентные кредиты на долгие сроки. Вот недавно Китай предоставил такой беспроцентный пятимиллиардный кредит Молдавии. Хотя Молдавия не относится к тем странам, которые граничат с Китаем, но тем не менее это показательный пример. То есть Китай понимает, что малым странам очень сложно выстраивать отношения с крупными державами. Крупные державы стремятся подчинить себе интересы малых государств. Это заметно и по Соединенным Штатам, это, кстати, заметно и в российской внешней политике, в наших отношениях с Белоруссией.

Это заметно и в отношениях таких стран, как Индия, например, с небольшими государствами типа Непала. Потому что, когда Индия ведет переговоры с Непалом, она непременно старается настоять на своем, добиться своего в этих переговорах.

С малыми странами надо выстраивать отношения, идя им на некоторые уступки

Китай идет по пути уступок малым странам. Идет по пути коммерческих, финансовых, кредитных уступок малым странам. И за счет этого приобретает гораздо большее. Он уступает немного, потому что тот же пятимиллиардный кредит Молдавии для общего объема внешних финансовых операций Китая — это не очень много, но зато он приобретает эту страну в надежные союзники. И точно так же Китай ведет себя очень разумно по отношению к государствам, которые с ним сейчас граничат, когда предоставляет им займы, кредиты. Он ведет себя как страна, которая заинтересована в том, чтобы иметь долгосрочных, надежных союзников. А ведь эти страны участвуют в международных организациях, в той же Организации Объединенных Наций… Это поддержка на мировой арене, это возможность, допустим, в случае необходимости использовать их и в каких-то политических целях, и получить их помощь в важных военно-политических вопросах, и так далее, и так далее, и так далее.

То есть мы видим, что Китай ведет себя не близоруко. Китай ведет себя стратегически, в отличие от тех государств, которые пытаются малые страны, находящиеся в зависимости от них, жестко подчинить своим интересам, выбить из них максимальные уступки и тем самым фактически подталкивают эти государства к взаимоотношениям, к переориентации на другие страны. Вот, в частности, наши сложные отношения с Белоруссией. Наше стремление, которое мы иногда видим, как бы «выстроить» под себя Белоруссию, оно привело к тому, что Белоруссия уже в значительно большей степени ориентируется на Европейский союз. И Европейский союз, кстати, отвечает ей взаимностью, и Лукашенко, который там был когда-то персоной нон-грата, сейчас является вполне себе персоной грата. С ним встречается папа римский, к нему ездят эмиссары Евросоюза и так далее.

Вот надо ли крупной державе выстраивать отношения с малыми странами так, чтобы эти малые страны обижались и даже отворачивались от этой крупной державы? Это серьезный вопрос. Опыт Китая, точнее, практика китайской внешней политики, говорит об обратном: с малыми странами есть смысл выстраивать отношения, идя им на некоторые уступки, так, чтобы они чувствовали признательность, за счет этого создается большая зона влияния. И именно это и является проявлением стратегического мышления.