Кризис в Крыму: давно пора!

На модерации Отложенный

Кризис обнажил проблемы, которые накопились в Крыму за годы бездействия властей. Неподготовленная инфраструктура, плохие дороги и заоблачные цены – вот итог пятилетки политического популизма. В 2009 году полуостров недосчитался 30% туристов. 2010-й должен стать годом прагматиков: для популизма времени уже нет.

Крыму повезло, что 2009 год оказался годом кризиса. Он дал возможность крымчанам снять, наконец, розовые очки и трезво взглянуть на себя. А реалии неутешительны.

За последние пять лет Крым стал заложником череды бесконечных выборов. Электоральный марафон привел к тому, что политики (как местные, так и киевские) вместо того, чтобы заниматься обустройством жизни, занимались борьбой за власть. И если в прежние годы еще удавалось маскировать отсутствие реального прогресса бравурными статистическими показателями, то кризис беспристрастно обнажил итоги многолетнего социально-экономического популизма.

Особенно четко кризис сказался на главном показателе крымского благополучия – курортном сезоне. Есть старая шутка: чтобы корова меньше ела и больше давала молока, ее нужно меньше кормить и больше доить. Такое ощущение, что киевские и местные власти сочли это руководством к действию. Туроператоры твердят в один голос: чтобы получать прибыли от сезона, власть сперва должна вложиться в создание инфраструктуры. Практически ни один пансионат не сможет провести пляжоукрепительные работы или построить дорогу – это под силу только государству. На дорогах нет ни стоянок для туристических автобусов, ни системы туалетов. За немалые деньги иностранным туристам по старинке предлагают «сбегать в кустики».

Еще один туристический бич – действующая система налогообложения. Она давно стала системой поборов с тех, кто не хочет или не может работать нелегально. Даже если владелец частной гостиницы решит выйти из тени, он не сможет этого сделать: задушат налогами. Ни один санаторий, работающий в правовом поле и исправно выплачивающий налоги и отчисления в местные бюджеты, не выдержит конкуренции с частными подпольными мини-гостиницами. Не приходится удивляться, что в 2009 году, когда кризис сломал отработанную схему выкупа крымских путевок крупными предприятиями восточной Украины, количество курортников резко упало. По официальным данным – на 13%, по оценкам туроператоров – на все 30%.

В срыве курортного сезона местные и киевские власти сразу начали обвинять друг друга. Хотя ответственность лежит и на тех, и на других. Официальный Киев так и не удосужился принять программу развития туротрасли ни в одном из регионов страны – это факт. Тем не менее, пример той же западной Украины показывает, что привести инфраструктуру в порядок можно и силами местных властей. Однако для крымских политиков куда проще взвинтить налог на землю и резко повысить стоимость воды, чем заниматься системной работой.

Что особенно обидно – «психология временщиков» начинает поражать и тех, кто работает в курортном бизнесе. Перевозчики и туроператоры стонут и обвиняют во всем государство, но при этом считанные единицы из них готовы тратиться на раскрутку крымских курортов. На международных туристических ярмарках, где цена квадратного метра выставочной площади доходит до $400, Крым представлен лишь отдельными небольшими стендами.



Все, кто зарабатывает на курортном сезоне, должны, наконец, понять: халява закончилась. Та же Болгария не меняет своих цен уже три года, и за $17 в сутки в этой стране можно получить добротный сервис. Неудивительно, что Крым практически потерял туристический средний класс – на полуострове отдыхают либо очень бедные, либо очень богатые. Если не сломать нынешнюю систему, когда бизнес высасывает все соки из отдыхающих, а государство в свою очередь проделывает то же самое с бизнесом, то курортный сезон 2010 года поставит очередной антирекорд.

Если думаете, что крымские политики озабочены решением этой проблемы, то вы заблуждаетесь. Вместо этого крупнейшие политические силы полуострова заняты неимоверно важными делами. Одна из них собирает подписи, чтобы переименовать местный парламент из «Верховной Рады» в «Верховный Совет». Другая — собирается обратиться к руководству России, чтобы Крыму продавали газ по внутрироссийским ценам (то, что сегодня Крым покупает у материковой Украины газ по ценам, которые ниже внутрироссийских, их не волнует). Третья – собирает подписи крымчан за переименование Волгограда в Сталинград. Это не театр абсурда, это будни крымского политического предвыборного процесса: перевыборы парламента пройдут в мае.

Любой политик, приходя в реальную власть с гуманитарной риторикой, должен становиться прагматичным математиком. Но это в идеале. Постоянные перевыборы привели к тому, что вместо госуправления чиновники постоянно занимаются популизмом. Даже то немногое, что делается – делается не из стратегических соображений, а из тактических (и чаще всего, опять-таки, предвыборных). Начальник крымского милицейского главка активно разоблачает коррупционные схемы в Верховном Совете автономии, но ему позволено это делать лишь потому, что он – ставленник премьера Тимошенко, а фигуранты открываемых им уголовных дел – местные «регионалы». Будь на их месте сторонники БЮТ – вряд ли бы крымчане стали свидетелями подобной милицейской активности.

2009 год вскрыл всю некомпетентность крымской власти, ее нежелание (или неумение) заниматься реальным наведением порядка. Но этим же грешат практически все политические силы полуострова. Если почитать предвыборные листовки, то получается, что у избирателя есть только три инстинкта: стадный, пищевой и потребительский. Любое объединение предлагается совершать не по принципу «за что-то», а «против кого-то», напрочь отсутствует стратегическое видение будущего полуострова.

Есть робкая надежда, что кризис положит конец бессмысленной и беспощадной погоне за рейтингом, из-за чего откладывается решение самых главных системных проблем полуострова, отрезвит симуляторов политического процесса и вынудит принимать жесткие, порой непопулярные меры. Что народ, наконец, перестанут держать за электорат. Но чтобы все это произошло – крымчане сами должны сделать выводы из 2009 года. Эпоха популизма закончилась. Ей на смену должна прийти эпоха политических прагматиков. И если верить соцопросам, то первые подвижки в осознании реалий у крымчан уже есть: треть опрошенных не знает, кому отдать голос на выборах в местный Верховный совет.