Национальная идея по патриаршьи

На модерации Отложенный

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сформулировал определение для такого понятия, как «национальная идея».

Предстоятель определяет ее как «самопонимание, самоидентификацию народа в системе базисных ценностей». Ценности эти, включающие любовь к Отечеству, благоговейное отношение к природе и окружающему миру, почитание родителей, святость семейных отношений, должны впитываться с молоком матери. При этом важно, что, по словам Патриарха, на данные ценности не должны посягать политики. «Тогда выборы перестанут сопровождаться ожиданием коллапса или какого-то радикального разрушения того, что есть в стране», – заявил он. Предстоятель подчеркнул, что национальная идея – из разряда тех вещей, которые нельзя написать, принять на партийном съезде или спустить сверху. Как подтверждение этому, патриарх напомнил о ситуации начала 90-х годов XX столетия, когда, по его словам, на одной из госдач собралась группа интеллектуалов, чтобы разработать российскую национальную идею, но из этого, по его мнению, к счастью, ничего не вышло.

С данными рассуждениями предстоятель Русской православной церкви выступил во вторник, 29 декабря, в ходе визита в Российскую академию госслужбы при президенте России (РАГС).

В своей речи Его Святейшество касался и вполне земных вопросов. «В начале 90-х Церковь упрекали в недостаточной активности, в неповоротливости, – вспомнил патриарх, – потом стали говорить: «Куда вы лезете, ваше дело – кадилом махать», и посыпались обвинения в клерикализации. Не вмешиваясь в политику, Церковь оставляет за собой право на нравственный комментарий программ», – заявил предстоятель.

Патриарх Кирилл подчеркнул, что считает оправданным разрушение в начале 90-х годов старой системы ведомств по работе с религиозными организациями. Не стоит воссоздавать государственный орган для управления религиозной жизнью. По его мнению, система церковно-государственных отношений не должна «замыкаться на один орган», ей следует быть не монопольной, а многоуровневой, и в основе этой системы должен лежать «принцип соработничества и диалога» государственных органов и религиозных общин.

Кроме того, необходимо снять юридические препоны, мешающие государству помогать восстанавливать памятники архитектуры, принадлежащие религиозным организациям.

Также Его Святейшество посоветовал российским дипломатам не унижаться перед иностранными наблюдателями. По его словам, российская внешняя политика достаточно долгое время была ориентирована на стремление «доказать сторонним наблюдателям, что мы – хорошие мальчики, мы живем по тем же критериям, просто у нас есть некоторые недостатки».

«Дипломатия унизительно объясняла судьям, накладывающим собственный критерий на нашу ситуацию, что мы – такие же, как они, мы – такие же хорошие, и просто у них – ошибочная информация, и нас неправильно поняли», – сказал патриарх.

Он назвал «недопустимой» ситуацию, когда Россию «судят по чужим критериям, рожденным в чужой культурной среде». Патриарх рассказал, что некоторые европейские лидеры уже осознали тяжесть своего положения. «Очевидно, что в исламской цивилизации религиозный фактор – решающий, он наполняет пассионарной силой, а современный европеец, ориентированный на успех и комфорт, ею не обладает, – отметил первосвятитель. – Современный европеец ни близких, ни Родину не защитит».

«Если мы будем последовательно осуществлять либеральные идеи в общественном сознании (не в экономике, в экономике либерализм – это уместное явление и важный фактор, хотя и с оговорками), то на выходе мы также получим слабого человека, не защищающего ни Родину, ни ближнего», – цитирует патриарха «Интерфакс-Религия».

Патриарх также отметил, что недавнее направление российского священника в Грузию и грузинского – в Россию помогает отчасти решить проблему отсутствия дипотношений между двумя странами. «Нет государственных послов – будут церковные», – сказал патриарх и подчеркнул неангажированность церковной позиции, обусловленной самой природой Церкви.