\"Россия 88\" - вызов неонацизму

На модерации Отложенный

Московское бюро по правам человека распространило заявление по поводу попыток признать экстремистским фильм «Россия 88» Павла Бардина.

В нем частности говорится, что «Россию 88» не пускают в прокат. Неприятности у Бардина начались после того, как в начале февраля 2009 года фильм встретил триумфальный прием на Берлинском кинофестивале. В конце того же месяца, перед показом на фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске, некое высокопоставленное лицо потребовало у жюри исключить картину из программы. Жюри не пошло на это, но, уступая беспрецедентному давлению, присудило фильму не главную награду (как собиралось сделать), а специальный приз.

Правозащитники напоминают, что в декабре 2009 г. самарский областной прокурор по иску двух сомнительных граждан, обратился в суд с требованием признать фильм Бардина экстремистским, внести его в федеральный список экстремистских материалов, «изъять из гражданского оборота» и запретить к показу. В случае принятия подобного решения самарским областным судом, фильм будет запрещен к показу на всей территории России.

Мотивировка прокурора: в фильме представлены высказывания современных неофашистов, он включает в себя рассказ об идеологии организации скинхедов. А, кроме того, «в нем содержатся сцены физического насилия по отношению к лицам неславянской внешности, эпизоды антисемитской направленности, что способствует разжиганию межнациональной розни».

Правозащитники утверждают, что фильм Бардина – художественный, стилизованный под документальный. В нем действительно есть указанные сцены и указанные эпизоды. Но он вызывает чувство отвращения к российским неонацистам и заканчивается мартирологом – списком их жертв (80 человек за один только 2008-й год).

«Россия 88» – антифашистский фильм, подчеркивают правозащитники. Он получил спецприз «Событие года» Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за 2009 год.

Напомним, что слушание по иску прокуратуры, требующей изъять из оборота киноленту, должны были состояться 23 декабря.

Однако рассмотрение дела перенесли на 14 января в связи с болезнью судьи.