\"Яблоко\" превратилось в тоталитарную секту

На модерации Отложенный

В подмосковном городе Московский завершил свою работу XV съезд партии «Яблоко». Съезд запретил своим активистам принимать участие в иных политических проектах – желающие остаться в партии должны в трехмесячный срок публично объявить об уходе из других организаций. Лидер «Яблока», а ныне член Политкомитета партии Григорий Явлинский заявил, что партия намерена участвовать в предстоящих в марте региональных выборах. Явлинский затруднился назвать число регионов, где партия будет бороться за места в законодательных органах. «Мы будем участвовать в выборах там, где нас не снимут», - заверил он.

Что происходит с «Яблоком», рассуждает бывший лидер молодежного «Яблока» Илья Яшин.

«СП»: – Илья, съезд «Яблока» отменил решение арбитража о вашем восстановлении в партии. За что все же вас исключили?

– Сначала меня восстановили, но потом опомнились, и снова исключили. Формально дело выглядит следующим образом: было решение московского бюро партии 18 декабря 2008 года – исключить за нанесение политического ущерба, который выразился в том, что Яшин участвовал в создании движения «Солидарность», и тем самым внес в партию раскол и дезориентировал ее избирателей. Это официальная причина исключения.

«СП»: – А неофициальная?

– Неофициальных причин несколько. Прежде всего, сведение личных счетов. Я довольно долго критиковал генеральную линию партии и ее вождей – а в «Яблоке» такое не прощают. Руководство партии давно и последовательно ведет курс на политический изоляционизм. На съезде эта линия достигла апогея, когда было принято решение, запрещающее членам партии состоять в других политических организациях. Я боролся, чтобы «Яблоко» было демократической партией. А руководство настаивает на том, что «Яблоко» должно оставаться тоталитарной политической сектой, фан-клубом нескольких человек.

«СП»: – Какие в партии сейчас ключевые внутренние противоречия?

– Крупные противоречия есть по нескольким пунктам. В «Яблоке» есть реформистское крыло во главе с лидером питерского отделения Максимом Резником. Они настаивают, чтобы «Яблоко» стремилось к превращению в объединенную демократическую партию. Они говорят, что стремиться надо не к самоизоляции, а к объединению всех здоровых демократических сил на оппозиционной основе.

Еще одно противоречие заключается в тактике демократической оппозиции. Руководство «Яблока» настаивает, чтобы партия занимала лояльную и конструктивную линию по отношению к действующим властям. Против того, чтобы требовать отставки Путина, например. А оппозиция настаивает на том, чтобы «Яблоко» было внятным и последовательным оппозиционером. Например, чтобы не поддерживала в Москве Лужкова.

«СП»: – На съезде лидер псковского отделения Лев Шлосберг в содокладе заявил, что «Яблоко» все больше становится похожим «на частную собственность трех человек» (нынешний лидер Сергей Митрохин, экс-лидер Григорий Явлинский, бывший зампред партии, ныне член политкомитета Сергей Иваненко).

Это так?

– В кулуарах съезда эту троицу зовут «три толстяка». Эти люди, да, давно уже относятся к «Яблоку», как к своей частной собственности. Это, конечно, мало кого устраивает в партии – кроме тех, кто лично предан вождям. Если люди приходят в «Яблоко» с независимой позицией, они очень быстро оказываются в рядах внутрипартийной оппозиции, потому что никому не хочется быть чьей-то собственностью.

«СП»: – Вы говорите, в «Яблоке» большая внутренняя оппозиция. К чему это приведет – партия расколется, они выйдут из нее?

– Технология организации съезда выстроена таким образом, что значительная часть делегатов – это люди, лично преданные Явлинскому. Эта технология использовалась на протяжении практически всех съездов «Яблока», и обеспечивает принятие нужных решений. Однако яблочники и региональные организации с независимой позицией практически все выступают с критикой руководства. К сожалению, на сегодня они не в состоянии переломить генеральную линию партии.

«СП»: – Из докладов на съезде следовало, что реальную политическую борьбу «Яблоку» имеет смысл вести лишь на муниципальных выборах, а во всех прочих участвовать сугубо в рекламных и пропагандистских целях. Как будет складываться политическая деятельность?

– Это вопрос тактический: проводить ли пикеты, митинги, или пытаться участвовать в выборах. Мне кажется, принципиальным является наличие внятной оппозиционной линии. Если она появится, у партии будет будущее. А пока Иваненко просиживает дни и ночи в приемной Суркова, у партии будущего нет.

«СП»: – Почему «Яблоко» практически исчезло из политического ландшафта?

– Объективная причина – крах всей партийной системы, который был организован действующей властью, плюс политический прессинг демократических партий и общественных организаций. Но есть и субъективная причина. Люди во главе «Яблока» слишком засиделись в своих креслах, это привело к началу гниения. Явлинский был одним из наиболее уважаемых и авторитетных политиков в 1990-е годы. На мой взгляд, драма «Яблока» и главная ошибка Явлинского в том, что он не нашел в себе силы вовремя уйти.

ЧТО ГОВОРИЛ ЯВЛИНСКИЙ

«Ключевым вопросом для нас является вопрос реализации программы, которую я бы назвал так: «Дома, дороги, земля». По нашей программе более 10 миллионов семей в течение 5-7 лет могут получить собственный дом и землю. Наконец, уже проблему земли в России надо начинать решать в принципе. Сто с лишним лет власти обещают жителям России, что они получат землю, получат дом, получат возможность заниматься собственным делом, и до сих пор ничего в этом направлении не сделано. А сейчас Россия имеет деньги. Это редкий случай, когда у России есть финансовые возможности для того, чтобы начинать решать эти вопросы. Ну, например, создавать инфраструктуру».