Генпрокуратура взялась за проекты Путина

На модерации Отложенный

Генпрокуратура РФ возбудила 22 уголовных дела в рамках проверки деятельности государственных корпораций.

Вчера Президент России Дмитрий Медведев провёл в Кремле встречу с Генеральным прокурором Юрием Чайкой и помощником Президента – начальником Контрольного управления Константином Чуйченко, на котором обсуждалась проблема госкорпораций.

Ю.Чайка доложил о результатах проверки. О предложениях по изменению организационно-правовой формы ряда госкорпораций, а также законодательства, регулирующего их деятельность, рассказал Константин Чуйченко.

\"Проверкой установлены факты невыполнения возложенных законом на государственные корпорации функций и задач, несоответствие деятельности корпораций целям, сформулированным в федеральных законах об их создании, нецелевого и неэффективного использования государственными корпорациями имущества и финансовых средств, переданных им государством. Выявлены нарушения законодательства при реализации государственными корпорациями функций, предусмотренных федеральными законами об их создании\", – заявил Юрий Чайка.

В качестве примере, генеральный прокурор привел Российскую корпорацию нанотехнологий, которая была создана 19 июня 2007 года. Из переданных корпорации 29 ноября 2007 года 130 миллиардов рублей на 1 июля 2009 года освоено всего 10 миллиардов, из них 5 миллиардов – на обеспечение своей текущей деятельности.

\"В результате подавляющая часть выделенных государством средств не используется по целевому назначению, а размещается на банковских депозитах как временно свободные средства\", – подчеркнул прокурор.

Аналогичные факты, по словам высокопоставленного чиновника, установлены в деятельности госкорпораций \"Фонд содействия реформированию ЖКХ\", \"Олимпстрой\", \"Ростехнологии\".

Особенно, \"на орехи\" досталось от прокурора \"Ростехнологиям\".

\"В связи с неправомерным отчуждением имущества, находящегося в пользовании подведомственных госкорпорации \"Ростехнологии\" предприятий (ОАО \"Всероссийский научно-исследовательский институт текстильного и лёгкого машиностроения\", ОАО \"Институт радиовещательного приёма и акустики имени А.С.Попова\", ФГУП \"Санкт-Петербургский завод \"Госметр\", Ногинское государственное предприятие \"Вторчермет\", ОАО \"Климовский завод \"Метеоприбор\"), возбуждено 22 уголовных дела, в том числе по фактам злоупотребления полномочиями и преднамеренного банкротства\", – заявил Чайка.

На встрече было подчеркнуто, что на государственные корпорации не распространяются требования законодательства о государственных закупках товаров, работ и услуг, что приводит к непрозрачности размещения заказов и способствует злоупотреблению в сфере проведения торгов. Это создаёт условия для использования избирательного подхода при выборе поставщиков, усиливает коррупционные риски и как следствие влечёт неэффективное расходование выделенных бюджетных средств.

Прокуратура вскрыла ряд других нарушений: \"В частности, \"Тройке-Диалог\" \"Роснанотех\" оплатила 130 миллионов за выполнение работ, которые должны выполнять сами собственные структуры. Кроме того, такие факты имели место в госкорпорации \"Ростехнологии\", Агентстве по страхованию вкладов\".

Несмотря на то, что чётких показателей эффективности деятельности корпораций нет, работникам выплачиваются \"малообоснованные премии и бонусы\", предоставляются социальные льготы и компенсации, несопоставимые с привилегиями государственных служащих, рассказал президенту Чайка.

После доклада прокурора Медведев предложил высказаться начальнику Контрольного управления Константину Чуйченко, который предложил преобразовать госкорпорации, работающие в конкурентной среде, в другие организационно-правовые формы, в частности, в акционерные общества.

\"Также Правительству необходимо определить конкретные показатели эффективности деятельности каждой остающейся госкорпорации\", – сказал Чуйченкно.

Кроме того, было предложено приблизить статус менеджмента госкорпораций к статусу государственных служащих.

\"Предложения, которые сделаны, на мой взгляд, вполне разумны. Я, естественно, ещё раз их изучу. Что же касается общего отношения к тому, как нам развивать соответствующий правовой институт, я определюсь и сформулирую окончательное видение в Послании Президента Федеральному Собранию\", – заключил президент.

Еще в октябре Дмитрий Медведев отметил, что создание госкорпораций было выпущено из-под контроля, и от этой формы собственности нужно отказаться.

\"Конечно, те госкорпорации, которые действительно существуют в иной среде, где мы пока не можем обеспечить нормальное конкурентное начало, они останутся, или госкорпорации, которые созданы на срок и должны завершить свою жизнь просто распределением денег, значит, они просто должны исчезнуть. Но те госкорпорации, которые сегодня очевидно нужны, они должны будут поменять свою организационно-правовую форму. Нам такая форма не нужна по большому счету. Я считаю, что мы в какой-то момент выпустили из-под контроля создание государственных корпораций\", – заявил он.

\"В конечном счете, встанет вопрос – или акционерное общество, или ликвидация деятельности. Госкорпорации, которые созданы на срок и должны завершить свою жизнь просто распределением денег, они просто должны исчезнуть. Но те госкорпорации, которые сегодня, очевидно, нужны, они должны будут поменять свою организационно-правовую форму\", – подчеркнул он.

В августе Дмитрий Медведев поручил Генпрокуратуре и управлению президента к ноябрю оценить целесообразность существования госкорпораций.

Напомним, что госкорпорация – это особая организационно-правовая форма предприятий. Впервые, госкорпорация в России была создана в 2007 году, это было Агентство по страхованию вкладов.

Каждая из таких структур создается по специальному федеральному закону. В отличие от открытого акционерного общества госкорпорация не может быть признана банкротом и не обязана публиковать отчетность. В отличие от государственных унитарных предприятий (ГУПов) она неподконтрольна государственным органам. Ее деятельность руководят наблюдательные советы, в которые входят высшие чиновники, раз в год госкорпорации отчитываются перед правительством.

Сейчас государственными корпорациями являются \"Фонд содействия реформированию ЖКХ\", \"Российская корпорация нанотехнологий\" – \"Роснано\", \"Ростехнологии\" (создан на базе \"Рособоронэкспорта\"), Олимпийская госкорпорация – \"Олимпстрой\", \"Росатом\" (бывшее Федеральное агентство по атомной энергии), Объединенная авиастроительная корпорация – \"ОАК\", \"Внешэконобанк\".

Экспертное сообщество с самого начало скептически отнеслось к подобной форме управления государственным имуществом.

\"Я согласен с мнением подавляющего большинства экспертов, что эта форма собственности для управления государственным имуществом и финансовыми ресурсами выбрана крайне неудачно\", – говорит Владимир Осаковский, Начальник управления стратегического планирования и развития банка \"ЮниКредитАтон\".

\"Главная проблема – в отсутствии контроля. Да, государство должно присутствовать в некоторых сферах экономики, например, в ЖКХ, но не в форме госкорпорации, потому что это крайне не эффективно. Вполне может работать форма ОАО, открытого акционерного общества со 100% участием государственного капитала\", – считает эксперт.

\"Конечно, форма собственности – одна из основных проблем госкорпораций\", – подтверждает главный экономист ФК \"Уралсиб\" Владимир Тихомиров. \"Что касается оценки эффективности этих компаний, я бы не спешил с выводами. В них были собраны изначально неэффективные государственные активы с огромными проблемами. Многие компании очень серьезно отставали в техническом развитии. Сегодня, эти компании, конечно, по-прежнему, неэффективны. Требовались огромные вливания, которые так и не были сделаны. Сам процесс создания был затяжным. Корпорации появились в 2004-2006 годах. Причем, первые два год ушло на решении административных проблем. А последние годы – это время кризиса. По всей видимости, усиление государства через создание подобных структур было стратегической ошибкой. Но, в то же время, стоит отметить, что есть группа предприятий, которое государство не хочет ни при каких обстоятельствах отдавать в частные руки, например, предприятия \"оборонки\". Здесь, на мой взгляд, решение одно – масштабные финансовые вливания\", – убежден эксперт.

\"С точки зрения публичности мы можем рассматривать лишь \"Автоваз\" (его акции торгуются на бирже, и он представляет отчетность как акционерное общество), которым управляют \"Ростехнологии\", – говорит аналитик ИГ \"Ренессанс Капитал\" Николай Подгузов. Общеизвестно, что предприятие находится в тяжелейшем положении. Но, на мой взгляд, вины \"Ростехнологий\" тут нет. \"Автоваз\" болеет, и болеет давно. С чисто экономической точки зрения, логично было его закрыть. Но могут быть большие негативные социальные последствия, поэтому \"Ростеху\" приходиться нести эту ношу\", – объясняет Подгузов.

Но есть и другие мнения, более пессимистичные. Многие аналитики соглашались давать комментарии, заранее оговаривая, что это не для печати.

По их словам, госкорпарации – это просто форма \"распила\" бюджетных денег, превосходные дополнительные возможности воровства народных средств. Худшие из этих структур – \"Роснано\" и \"Ростехнолгии\". Единственный проект \"Роснано\" закупка и внедрение \"каких-то чипов, которые 10 лет как устарели\". В общем, это худшее, что только можно было придумать. А главное, что обвинить госкорпорации, это все равно, что обвинить друзей Владимира Путина, которым в свое время \"раздали эти игрушки\".

\"Толка от этих корпораций нет никакого\", – считает аналитик УК \"Капитал\" Федор Наумов. \"В российской экономике кроме нефти и газа – все очень, очень плохо. В начале 2000-х годов решили переупаковать все проблемные государственные активы. Идея заключалась в том, что единый менеджмент сможет снизить издержки на персонал, сделать управление более эффективным, будет достигнут синергетический эффект при объединение разных производств. Ничего из этого не вышло.

Я не слышал, что бы в госкорпорациях до кризиса кого-то увольняли. Последние 10 лет в российской экономке ровным счетом ничего не меняется. Становится только хуже. Когда мы говорим о то, что делать с \"Ростехнологиями\", мы, фактически, рассуждаем на тему, что делать с российской экономикой. Есть ли возможность производить что-то кроме нефти и газа? Коррупционная составляющая в этих компаниях очень велика. Проблемные активы так и остались проблемными. Если форма собственности измениться на АО, то коррупции, возможно, станет меньше, но вероятность повышения эффективности невелика. Возьмем, к примеру, \"АвтоВАЗ\" \"Ростехнологий\". Что там изменилась? Что было бы без \"Ростехнологий\"? Ну, просто выделяли бы деньги напрямую, без посредников. Сколько вложили в него денег? А в итоге, это самое слабое в мире автомобильное производство. Парой складывается впечатление, что даже при большом желании и при наличие средств, что-то изменить в российской экономике вряд ли возможно. Слишком поздно, науки нет, перспектив мало. Если рассматривать государственные корпорации по отдельности, то наверное, стоит выделить \"Фонд ЖКХ\" и АСВ, аналоги которых существуют почти во всех развитых странах мира. В будущее \"Ростехнологий\" и \"Роснано\" я не верю\", – убежден эксперт.