Описание антикризисной политики правительства
На модерации
Отложенный
В уходящем году резким колебаниям были подвержены не только экономические и финансовые процессы, курсы валют и фондовые индексы, но и оценка этих процессов и явлений теми, кто несет прямую ответственность за происходящее. Кто в ответе за погружение России в кризис и за так называемые «антикризисные меры».
Особенно резкими колебаниями, или, говоря на либеральном наречии, «волатильностью», отличаются прогнозы самого министра финансов А. Кудрина.
Немногим больше года назад он называл Россию «тихой гаванью», «островком стабильности», гордился «подушками безопасности». Но уже в апреле 2009 года предрекал 50-летнюю рецессию. Затем, к началу осени, перед тем как предъявить Думе свой антисоциальный бюджет, рапортовал о выходе России из кризиса. И вот на днях, 8 декабря, на Международной конференции Внешэкономбанка уже назвал Россию «слабым звеном на рынках капитала». И заявил, что дно кризиса «будет растянутым». На этот раз Кудрин разоткровенничался и предрек России тяжелые годы: «банкротство компаний, колебания на денежном рынке, нехватку ликвидности, рост безработицы».
Таков, согласно новым прогнозам Кудрина, примерный экономический сценарий наступающего десятилетия. При этом, надо думать, Кудрин и в следующем десятилетии не мыслит себя без Минфина, а правительства – без своей персоны. И уж конечно он не намерен признавать, что это и благодаря ему Россия пришла к тем печальным результатам, подошла к тем удручающим перспективам, о которых теперь говорит Кудрин. Более того, он уже нашел виновных. И 6 декабря на организованном Академией наук Первом российском экономическом конгрессе, где собралось 2,5 тысячи ученых, заявил, что «экономисты проспали кризис, не предупредили правительство, не заметили финансовых пузырей, просмотрели угрозы, связанные с негативными рисками». И далее перешел к пророчествам, заявляя: после улучшения обнаружится, что «не все пузыри сдулись».
Там же из уст Кудрина прозвучала и совсем уж неожиданная оценка антикризисных мер правительства как мер, которые «в ряде случаев даже усугубили ситуацию». И далее Кудрин заявил, что правительство в результате этих своих антикризисных мер создало некие зоны рисков, которых само же до сих пор не видит. Мысль туманная, но звучит тем не менее как признание вины правительства. Но опять же без всякой персональной ответственности министра финансов. Он в этом правительстве, надо думать, остается непонятым благородным героем. Ему мешали принимать взвешенные, продуктивные антикризисные меры. Ему не прислали загодя прогнозы из Академии наук. Ему не сразу показали пузыри.
И какое личное отношение Кудрин имеет, например, к тому, что Автовазу выделено 25 миллиардов рублей безо всякого полезного результата? Сейчас правительство обещает подбросить туда еще 12 миллиардов или уже подбросило. И опять ведь ни с кого не будет спроса за то, какова отдача от этих инвестиций. А потом обещают вливания в размере уже 75 миллиардов. Но только в случае, если нашим автогигантом согласятся управлять французы. Управлять в своих же собственных интересах. Вот такая эффективная «антикризисная политика».
Фиктивные гарантии
Во всех отчетах, посланиях, обращениях, докладах и прямых линиях звучат пафосные заверения о социальных гарантиях. Но гарантии эти сводятся к предстоящему в 2010 году повышению нищенских пенсий до полунищенского уровня. Рост пенсий будет обеспечен за счет трансфертов из федерального бюджета. А будет ли такая возможность в последующие годы?
Производство падает, поступления от основных налогов снижаются. И даже если цены на нефть удержатся на уровне 80 долларов за баррель, невозможно гарантировать дальнейший рост пенсий и зарплат бюджетников. А ведь это первый и главный приоритет, указанный в антикризисном плане правительства. Но разве не перечеркивается этот приоритет падением реальных доходов населения на 4–5% с начала года? (По разным оценкам – и статистическим, и экспертным.)
Проблема, усугубляющая снижение доходов, – это инфляция. Правительство в качестве едва ли не главного своего достижения рассматривает замедление темпов роста инфляции. Но ведь это «достижение» объясняется растущим обнищанием населения, падением его покупательной способности и потребительского спроса. Об этом свидетельствует и общее снижение объема продаж, розничного товарооборота. Гордиться таким снижением инфляции – значит уподобляться врачу, который гордится, что его пациент сбросил вес из-за тяжелой болезни. К тому же, подсчитывая инфляцию, у нас поступают так же, как и при расчете средних доходов на душу населения, когда миллионы нищих вперемежку с единицами сверхбогатых в среднем дают уже картину не полной, а умеренной нищеты. То есть и в случае с инфляцией считают среднюю температуру по больнице. Товары первой необходимости – прежде всего продовольствие и лекарства – могут стремительно дорожать, и это бьет по абсолютному большинству населения. А в магазинах по соседству могут стабилизироваться или даже снизиться цены на дорогую аппаратуру или оргтехнику, что интересно далеко не всем, поскольку большинству эти товары не по карману и по сниженной цене. Но серьезного дифференцированного подсчета по категориям товаров нет. Считают все, так сказать, в общей куче – и продукты, и лекарства, и оргтехнику, и норковые шубы. В итоге получается, что у нас снижается инфляция. Но снижается она только для богатых.
Вместо роста – падение
А вот второй приоритет антикризисной программы: «Сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста». Можно сказать, что он похоронен. Темпы падения промышленности в России – одни из самых высоких не только в странах «Большой двадцатки», но и в странах СНГ. По последним данным Росстата, за истекшие месяцы этого года они составили 13,5%.
То же самое можно сказать о третьем приоритете программы антикризисных мер – «активизации внутреннего спроса на российские товары как основы для восстановления экономического роста».
Правительство обещало предпринять особые усилия, дабы ослабить экономическую зависимость страны от внешних факторов, максимально задействовать внутренние ресурсы. Что же на
деле?
Легкая промышленность упала на 20–26% и ничего не предпринято для ее развития.
Сельскохозяйственная продукция, производимая нашими крестьянами, по-прежнему либо не доходит до городских рынков, либо доходит с колоссальными препятствиями, ютится там на задворках, если соблаговолят чуть-чуть подвинуться новые хозяева. Уже сколько лет власть обещает взять эту сферу под контроль! Но все эти обещания остаются не более чем говорильней. Прямой поддержки сельскому хозяйству как не было, так и нет. В кудринском бюджете предусмотрено резкое снижение ассигнований в аграрный сектор в 2010 году.
Недавно на Совете безопасности президент заявил, что от минимума, необходимого для нормального развития и поддержания здоровья, народ в среднем недополучает 25% мяса, 45% рыбы. И ведь это опять лишь средняя температура по больнице. Президент откровенно сказал, что фактическое недоедание грозит народу деградацией. И как же решается эта проблема?
Вот лишь один пример. В этом году к берегам России невиданными косяками шел лосось. Но россиянам предлагают сверхдорогую рыбу из Норвегии или что-то рыбное из Китая.
Распродажа страны продолжается
Четвертый приоритет антикризисной программы – «стимулирование и структурная перестройка». Надо полагать, правительство видит структурную перестройку в очередной приватизации, затеянной им безо всякого согласования с Государственной думой. А ведь это не соответствует Конституции. Вы даже не осмелились заслушать оценки Счетной палаты по приватизации, проведенной в 90-х. И вот уже приступаете к ее новому витку. 24 ноября правительство одобрило план приватизации на 2010 год. В соответствии с планом в следующем году Минфин получит 18 млрд рублей. А итоговая выручка от приватизации должна составить 77 млрд рублей за 700 предприятий. Кудрин заявляет, что эти деньги пойдут на покрытие бюджетного дефицита. Но ведь согласно принятому бюджету в одном только 2010 году бюджетный дефицит достигнет 3 триллионов рублей. И что на фоне этой суммы 18 или даже 77 миллиардов выручки от приватизации?
Между тем среди приватизируемых – 28 стратегических объектов и предприятий. Таких, например, как Московский метрострой. И мы согласны с теми экспертами, которые считают, что приватизацию еще не распроданных ключевых предприятий вы проводите не с целью покрытия бюджетного дефицита, которого приватизация и близко не покроет, а с целью дальнейшего разрушения страны. Согласно вашим программам, к 2012 году объем оставшегося государственного имущества сократится почти на треть. Если инновационный процесс заключается в этом, то он не в интересах народа, не в интересах России.
И не случайно по результатам недавнего опроса «Левада-Центра» на вопрос «Совпадают ли сейчас в России интересы власти и общества?» 62% опрошенных отвечают «нет». Это «нет» народ говорит вам, вашей политике.
Тарифная удавка
Пятый приоритет, который заложен правительством в антикризисную программу, касается поддержки предпринимательской деятельности. Он тоже звучит сегодня как издевательство над нормальными, не коррумпированными предпринимателями.
О какой поддержке можно говорить, если в 2010 году будут повышены тарифы на энергоносители, на водоснабжение, на арендную плату, на перевозки и т.д.? И не это ли имел в виду Кудрин, когда заявлял в уже упомянутых недавних выступлениях, что через кризис «пройдут не все»? Вот тот редкий случай, когда нет сомнений в искренности слов министра финансов.
Но на вопросы о том, что в результате вашей политики будет со страной и с народом, вы честных ответов по-прежнему не даете.
Ну и наибольшего внимания со стороны правительства удостоился шестой приоритет антикризисной программы, а именно «формирование мощной финансовой системы как надежной основы для развития национальной экономики». Этот приоритет обеспечен сполна. Финансовые эксперты не устают повторять, что у российских банков образовался большой «избыток ликвидности», который они вкладывают в доллары и евро, выводя их из страны. Сбербанк, например, в самом начале кризиса получил от правительства десятки миллиардов долларов. А теперь планирует выкупить часть государственных облигаций. По сути, правительство возьмет в долг не только у зарубежных кредиторов, у которых планирует в 2010 году занять 18 млрд долларов, но и у Сбербанка, который само же прокредитовало. И это при наличии резервов Центрального банка, достигающих, по его собственным данным, примерно 450 млрд долларов. Спрашивается, в чем смысл подобных схем?
Пока федеральное правительство отчитывается о выполнении программы антикризисных мер, продолжая твердить о приоритетности социальных обязательств перед гражданами, правительство Москвы уже выпустило указ о повышении тарифов ЖКХ с 1 января 2010 года в среднем на 26%. При этом москвичам еще и предлагают радоваться. Ведь повысили не на 44%, как планировалось изначально. Кроме того, в столице повысятся и тарифы на проезд в общественном транспорте минимум на 18–20%.
Вслед за Москвой и в других регионах будут повышены тарифы на услуги ЖКХ и на общественный транспорт. И это повышение ляжет на плечи простых людей, чья зарплата давно не повышается и продолжает обесцениваться под влиянием инфляции, которая, если говорить о товарах первой необходимости, продолжает расти.
Это антисоциальные процессы, которые полностью опровергают заклинания правительства о выполнении социальных обязательств перед населением. Заклинания, к которым присоединяется и сегодняшний отчет в Государственной думе. Это не отчет об эффективности ваших «антикризисных мер». Это отчет об их бесполезности и несостоятельности. Это еще одна красноречивая заявка на отставку кабинета министров. И еще одно напоминание о необходимости полной смены курса во имя спасения страны.
Г.А. ЗЮГАНОВ
Выступление в Госдуме 16.12.2009 г.
Комментарии
звездное небо через дуршлаг, то можно увидеть лицо врача скорой помощи.
А вот Макаров, брызгая слюной и подпрыгивая от охватившего его "словесного поноса", ВЕЩАЛ с трибуны, что в России начался подъём зарплаты (?) у ЛЮДЕЙ (это слово он намерено подчеркнул) ???!!!
Интересно одно ??
А кого ЕДЕРЬМОСЫ считают людьми ????