За что сажают генералов милиции

На модерации Отложенный

Уже несколько месяцев под стражей в «Лефортово» содержится министр внутренних дел Бурятии Виктор Сюсюра. Корреспондент «КП» попытался разобраться, в чем его вина.

Генерала милиции Виктора Сюсюру арестовали внезапно, как это всегда и происходит с людьми такого ранга. Еще вчера тебе поют дифирамбы, а сегодня суровые мужчины в масках уже взяли тебя под микитки и везут в СИЗО. Милицейское сообщество зашевелилось, зашепталось, заворочалось. Предположения об истинной причине ареста мусолили в курилках и коридорах райотделов по всей стране. Так в чем же виноват генерал?

«ПРОПОЛКА» ПО-БУРЯТСКИ


Напомним вкратце суть истории. Министра внутренних дел Республики Бурятия Виктора Сюсюру задерживают в Улан-Удэ 17 октября. Уже на следующий день высокопоставленный милиционер оказывается в «Лефортово». Что происходит - непонятно. В прессе делаются предположения, что арест каким-то образом связан с деятельностью Сюсюры на посту главного милиционера Бурятии. Мол, генерал засветился на контрабанде и как-то связан с незаконными вырубщиками леса. 20 октября Басманный суд столицы принимает решение об аресте Сюсюры. Тогда же становится известно, в чем именно обвиняет генерала Следственный комитет при Прокуратуре РФ, который ведет дело.

Для многих оказывается неожиданностью, что эти обвинения никак не касаются последнего места работы Сюсюры. Генералу, а также задержанному вместе с ним его заместителю (и родному племяннику) Андрею Шурупову инкриминируют крышевание контрабандистов еще во время их службы на Кубани. С 1996 по 2006 год Виктор Сюсюра работал здесь - сначала в должности начальника Краснодарского УВД на транспорте, а с 2001 г. - начальником объединенного Азово-Черноморского УВД(т). Спустя неделю уголовное дело заводят на еще одного заместителя Сюсюры, Александра Черных, который - совпадение? - тоже работал с генералом на юге. Под угрозой ареста, по слухам, находится и третий подчиненный бывшего министра, тоже привезенный им с собой. Несмотря на заверения следствия, мол, к помощникам Сюсюры совсем другие претензии, становится понятно: на милицейской «грядке» Бурятии идет основательная «прополка». «Корнеплоды» с Кубани, три года назад посаженные было в сибирскую землю, теперь вырывают с «грядки» неизвестные «агрономы».

Какую цель они преследуют, непонятно, так как официально комментировать происходящее и в МВД, и в СКП отказываются, ссылаясь на тайну следствия...

ПРИСТЕГНУЛИ К СТАРОМУ ДЕЛУ?

Единственное, что известно о противозаконной деятельности Сюсюры, - его обвиняют в 44 эпизодах пособничества контрабанде. Якобы в 2005 - 2006 годах он неоднократно брал деньги (не напрямую, а через третьих лиц) за крышевание предпринимателей, незаконно возивших шмотки из Турции в Сочи. Оттуда товар расходился по вещевым рынкам страны. Часть его, вполне вероятно, попадала и на московский Черкизон.

- Дело о контрабанде в Сочи мы действительно рассматривали, - рассказывают мне в краевом суде Краснодара. - Только вот приговор по нему был вынесен еще в 2007 году.Тогда была раскрыта международная преступная группа, состоящая из столичного милицейского полковника, сотрудника отдела выдачи виз посольства Ливана в России, сирийского бизнесмена, начслужбы авиабезопасности сочинского аэропорта и трех таможенников. Всех их тогда посадили на серьезные сроки - от пяти до девяти лет. Но приговор был обжалован, и сейчас дело находится в Верховном суде. Когда дело разбиралось в Краснодаре, ни Сюсюра, ни его подчиненные в нем не фигурировали.

- Если он действительно был причастен к тем случаям, его имя бы всплыло еще в ходе следствия, - рассуждает один из краснодарских милиционеров. - Сами видите, за решетку попали серьезные люди. И если нынешний арест Сюсюры связан с темными делишками того времени, то почему его не взяли сразу? Вероятно, истинные причины ареста Виктора Леонидовича следует искать в Бурятии, его просто пристегивают к старому делу...

САПОЖНИКИ БЕЗ САПОГ

Ситуация с преступностью в Бурятии давно хуже некуда. На золото- и лесодобывающей инфраструктуре, созданной в советское время, как плесень в забытой на балконе кастрюле с борщом, выросли криминальные кланы. По словам местных бизнесменов, до 70 процентов золота вчерную, за нал, продается в соседний Китай. То же - с нефритом, невзрачным зеленоватым минералом, который в России никому не нужен, но считается священным в Поднебесной и охотно выкупается нашими соседями за бешеные деньги - от 40 000 до 100 000 долларов за тонну. Добывают его в основном незаконно, просто взрывая породу и выламывая валуны. Золотодобывающие предприятия - на грани банкротства, во многих введено внешнее управление. Сапожники без сапог. И это при том, что цены на драгоценный металл постоянно прыгают вверх и бьют рекорд за рекордом, как Елена Исинбаева. Зато у людей, занимающихся этим бизнесом, машину хуже «Крузака» последней модели не встретишь. Преступления в сфере экономики соседствуют с уличными грабежами и квартирными кражами: дают о себе знать безработица и бедность местного населения.

Такой вот невеселый регион получил Виктор Сюсюра в 2006 году. С одной стороны, не сахар. С другой - кресло республиканского министра гораздо мягче кресла начальника УВД на транспорте. Да и столицу с него видно намного лучше, несмотря на то, что кремлевские башни отсюда в семи часах лета.

КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Для начала новый министр занялся формированием собственной команды. И крепко при этом обидел местное милицейское сообщество.

- Я хорошо помню первую встречу с Сюсюрой, - рассказывает Станислав Тулугоев, полковник налоговой полиции в отставке. - И слова, которые он процедил сквозь зубы: «С кадрами полный бардак! Мы будем разбираться, кто и как здесь работает».

Министр сказал - министр сделал. Последовательно он заменил почти всех замов министра, а затем и начальников отделов на своих людей. «Кубанская интервенция» носила действительно массовый характер: в Краснодаре попросту не осталось ни одного более-менее серьезного милиционера из тех, кто раньше служил с Сюсюрой. Клин «журавлей» в милицейских фуражках потянулся с юга в Сибирь. Некоторые назначения министра вызывали у местных оторопь.

- Дошло до того, что исполнять обязанности начальника одного из отделов поставили лейтенанта милиции, - возмущается Тулугоев. - А в подчинении у него - майоры и полковники. Это как вообще? Мы хохотали.

ЗА ТУМАНОМ И ЗА ЗАПАХОМ ТАЙГИ

- Ну хорошо, пусть будет ротация крупных милиционеров, - рассуждает бывший первый замминистра МВД Бурятии Герман Языков. - Но зачем было полностью ломать систему кадрового резерва? Если раньше человек, работавший на должности заместителя начальника отдела, знал, что может получить повышение, у него был стимул, он старался работать. Теперь смысл потерян, все равно на его место очередной приезжий варяг поставит своего назначенца. Отбора рядовых сотрудников просто нет - нанять готовы любого. Посмотрите местное ТВ - постоянно бегущая строка: «В милицию требуются сотрудники».

Языков во многом прав. Волна увольнений из местного МВД прокатилась еще после 2002 года, когда на пост ушедшего в отставку местного министра был назначен из соседней Иркутской области Михаил Цукрук. С приходом Сюсюры ситуация обострилась. По словам многих моих собеседников, за время правления Виктора Леонидовича из органов уволилось просто небывалое число сотрудников.

- Надо же понимать специфику региона, - объясняет Языков. - У нас есть чисто бурятские районы, где от населения просто ничего не добьешься. Кража произошла или даже убийство, все равно: местные включают отказ полный - «ничего не знаю, не понимаю». Никто не выдаст своего. А как раскрывать такие преступления? Только за счет местных милиционеров, которые знают их привычки.

Но это не главное. Пришлые министры не ощущали своей принадлежности к земле, расценивали свое назначение лишь как трамплин для продолжения карьеры. Это, может быть, и неплохо для какого-нибудь менеджера, но в милиции должны быть несколько иные принципы управления.- У нас далековато от больших дорог, и все эти люди - они к нам ехали не за туманом и за запахом тайги, - уверен Герман Корнилович. - Они еще перед переездом начинают изучать свои владения: чем тут можно поживиться. Край-то богат ресурсами.

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ В ПОГОНАХ

- Да уж, не за туманом, это точно, - весело скалит зубы бывший милиционер, офицер, спец по преступлениям в сфере экономики, а ныне бизнесмен Сергей В. - При Сюсюре мои бывшие коллеги впервые услышали от своего нового начальника вполне открыто, что кого-то у нас можно трогать, а кого-то нет. После этого ушли 90 процентов ребят из нашей команды, а команда была очень толковая, жуликов мы переловили мно-о-ого.

Сергей недобро щурит глаза. По его словам, «эффективные менеджеры в погонах» не скрывали: они приехали, чтобы заработать.

- Приходят ко мне коммерсанты наши местные, говорят: «Серега, у нас твои бывшие трясут процент за обналичку денег. Говорят, что если не заплатим, будут проверки, и проверки сто пудов чего-нибудь найдут. Надо им три миллиона, что делать?» Ну а что тут посоветуешь? И таких случаев - полно. Всю коммерцию под себя подмяли. С кого по двести, с кого по пятьсот тысяч - ясак платили все.

Это только то, что, по данным моего собеседника, получали менты по линии экономических преступлений. Реальная же, настоящая милицейская работа, по сути, остановилась. Несмотря на растущие показатели.

- При Сюсюре у нас не было ни одного громкого дела, - говорит Сергей. - Хотя собраны материалы на очень серьезных людей.

Вот, допустим, в городской администрации есть крупный чиновник и вообще интересный человек. Любит, когда напьется, кричать: «Я - САМЫЙ БОГАТЫЙ БУРЯТ В МИРЕ!» Ну хорошо, никто и не спорит. Знаем мы все про твое богатство и про то, откуда оно у тебя взялось. Но ход делу не дают - нельзя. А показатели для галочки - их ведь не так трудно сделать.

Схема, о которой Сергей тут же мне и рассказывает, проста и изящна. Допустим, есть уголовное дело, мошенничество. Сумма ущерба - один миллион рублей. Дело режется на дольки, как слоеный пирог. Внимание, фокус: из одного выходит много. По 70, по 100 тысяч рублей каждое. Так в отчетности появляется 30 дел. А человек по ним проходит один. Да и дела эти потом, после того как радующая глаз отчетность отправится на стол начальству, развалятся.

- Никого не интересует одно крупное дело, лучше 10 маленьких, - сжимает здоровенные кулаки Сергей. - Тем более до суда они не дойдут.

ОБРОК ЗА ЗВАНИЕ

Я сижу в офисе одного из предпринимателей, о которых только что рассказывал Сергей. Смешно, но жертва милицейского произвола и сам в прошлом милиционер, полковник в отставке, и то, что на него напали «свои же», кажется, его просто взбесило. Теперь Николай Ломако занимается строительством и находится под уголовным преследованием.

- Сюсюра - не милиционер, а потребитель, - уверенно говорит Николай Александрович. - Через своих эмиссаров он начал жестко кошмарить бизнесменов. Душить по полной программе.

В поле зрения нехороших милиционеров Ломако, по его же словам, оказался не случайно: задолжал государству налогов на 1,17 миллиона рублей. Впрочем, сам он этого и не скрывал.

- Мы взялись за строительство двух котельных, потратились, - объясняет полковник. - Приняли их в эксплуатацию. Ну и тут - бац! - кризис. Начались проблемы со сбором денег. Факт есть, я не отрицаю. Но умысла-то у меня не было... В общем, Шурупов (и. о. министра по экономическим преступлениям. - Авт.) подписал направление о проверке. Проверили меня, я ничего и не прятал. А потом, через какое-то время, заходит в кабинет мужичок в штатском. Садится, не представляясь, и говорит: «У вас проблемы? Давайте их решать».

Всю подноготную дела - что, кому и почему должен Ломако - посланец знал в совершенстве. Хотя сведения эти были только у милиции.

- В общем, за решение вопроса нам нужно 300 000 рублей, - нагло заявил он. - Наличкой.

Ломако вскипел:

- Да ты к кому обращаешься с такими предложениями?! Я - полковник милиции!

Но гость только усмехнулся в ответ:- А нам-то что? Для нас все равны. Вы же прекрасно знаете, как краснодарцы нас напрягают. Не хотите по-хорошему - будут у вас проблемы.

Против Ломако возбудили уголовное дело, в дом ворвались с обыском. Ничего не нашли, но обиженный милиционер, пусть и бывший, по своим каналам быстро выяснил, в чем дело. По его версии, Виктор Сюсюра привез с собой в «дикую Азию» новые методы работы. Вполне «европейские».

- Например, он вызвал к себе одного моего знакомого и прямо спросил: «Сколько у вас тут платит майор, чтобы получить подполковника?» Тот так и застыл на месте, как замороженный. У нас ведь раньше о таком и не слышали. Да, конечно, был какой-то блат, какая-то определенная клановость. Но чтобы вот так?!

Впрочем, удивление быстро сменилось пониманием, что такую «оплату» Сюсюра ввел неспроста.

- Он приехал к нам в звании полковника, - объясняет Ломако. - А должность министра - генерал-лейтенантская. И есть такое правило: если ты работаешь в генеральской должности год, то должен получить и соответствующее звание. Сюсюра генеральских погонов добиться не мог ну никак. По моей информации, он четыре раза направлял рапорт Рашиду Нургалиеву. И четыре раза министр вычеркивал его из списков тех полковников, которые должны получить повышение. Наконец летом 2008 года - то есть уже через два года после назначения министром - рапорт все-таки подписали. Но сам Нургалиев в это время был в отпуске. И визу ставил один из его заместителей (мой собеседник называет фамилию, но напечатать ее по понятным причинам мы не можем). По-честному получить погоны Сюсюра не мог - видимо, были за ним известные Нургалиеву грешки. И тогда он их просто купил. А чтобы рассчитаться, обложил данью всех, до кого смог дотянуться.

РАЗДРАЙ В ВЕРХУШКЕ

Но если все действительно так, как говорит мой собеседник, тогда откуда проблемы у Сюсюры? Очевидно, что ни в Краснодаре, ни в Бурятии нет таких сил, которые могли бы выдернуть плотно вросшего в милицейскую структуру генерала, как опытный стоматолог выдергивает разболевшийся молочный зуб.

- Генерал Сюсюра - лишь фигура в крупной игре, которая ведется на самом верху МВД, - уверен наш хорошо осведомленный собеседник, ранее много лет отдавший службе в милиции. - Не пешка, конечно, но и не ферзь. Дело в том, что заместители Нургалиева вовсе не являются единой командой. Они представляют разные кланы, защищают интересы разных сил. Некоторые между собой откровенно враждуют. Естественно, у каждого есть свои люди среди милицейского руководства в регионах. И взлеты, и падения этих людей - результаты внутренних разборок в министерстве. Кстати, Сюсюра, попав в опалу, так и не потерял бодрости духа. Вспомните, он, даже сидя в клетке, шутил с журналистами. Уверенно отрицал свою вину. Вероятно, он в курсе происходящей наверху борьбы и не потерял надежды, что его покровитель выйдет победителем или по крайней мере не проигравшим.

Кстати, можно вспомнить пример того же Михаила Цукрука, на чье место в Бурятию пришел Сюсюра. Ведь против него тоже возбуждалось уголовное дело по обвинению в превышении служебных полномочий (правда, уже после того, как он перевелся из Сибирского региона в Волгоградскую область). И Цукрук даже был осужден, получив два года условно. Тогда некоторые эксперты объясняли, что настоящая цель наезда на генерала - удар по его покровителю в МВД. В случае с Сюсюрой, возможно, происходит то же самое...

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Геннадий ГУДКОВ, заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности: «МВД надо сократить и поставить под контроль»

- Проблемы в МВД очень серьезные. Совсем недавно было мероприятие праздничное, где собрались люди, которые когда-то работали вместе, но потом разошлись по разным сторонам. На этой встрече присутствовал и мой приятель. Когда я спросил у него, кто среди собравшихся оказался самым крутым, оказалось, что полковник милиции, который работает в самом министерстве в Москве. Приехал на «Кайене», который стоит тысяч 200 долларов, на руке - золотой «Брегет» за 38 тысяч долларов, в кошельке - золотые кредитки.

Второй пример. Ко мне приходит известный финансист, он совсем недавно был в Испании, ездил вместе с генералом МВД. Пересказывает мне следующую историю. Сидят на берегу, и вдруг генерал говорит: «Елки, сдается мне, что это яхта одного моего знакомого из соседнего управления! Она ж у него не в Испании должна быть, а в Черногории! Ну сейчас я ему позвоню». Набирает номер, говорит: «Вася, ты почему своими яхтами по миру разбрасываешься?» А тот в ответ смеется: мол, ха-ха, от тебя ничего не скроешь!

Вот два эпизода от разных людей с разрывом в одну неделю. У меня вопрос: откуда? Откуда яхта, откуда «Кайен», откуда «Брегет»? Наверное, это отдельные случаи. Но честно такие деньги не заработаешь.

К Нургалиеву как к личности я отношусь очень позитивно. Видно, что он старается, видно, что по-другому сейчас начинает работать Главное управление собственной безопасности.

Насчет сложных отношений в верхушке МВД. Естественно, в любой бюрократической структуре, да еще наделенной огромными полномочиями, будут аппаратные войны. Коррупция пустила глубокие корни. Ни министр, ни ГУСБ принципиально поменять ситуацию пока не могут.

Выход есть: МВД должно быть реформировано. Его нужно сократить в два раза, вместе с урезанием избыточных функций. После этого провести чистку кадров. Оставшимся минимум в три раза увеличить зарплату и соцпакет. Потом поставить МВД под все виды контроля, включая общественный и парламентский. Другого способа нет. Разработать план реформы можно в течение месяца. Но для того чтобы ее провести, нужна политическая воля главы государства.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Конечно, можно сказать, что многие из тех, с кем разговаривал корреспондент «КП» во время командировки, обижены увольнениями и политикой «новой метлы» в лице Сюсюры. Поэтому все представляют лишь в черном цвете. И вряд ли найдут для генерала доброе слово. Да и тот факт, что бурятский министр привез с собой команду, сам по себе не может стать обвинением в коррупции. В конце концов это общий принцип работы - попробуй воплоти в жизнь какие-то решения, если у тебя нет на ключевых местах своих людей.

Но, с другой стороны, поражает, насколько открыто и не стесняясь эти люди говорят о проблемах, назревших в милиции. Даже бывшие милиционеры обычно стараются все-таки быть аккуратнее, чтобы по возможности не пачкать общероссийский милицейский китель, которому и так уже никакая химчистка не поможет. Удивляет и то, что многие происходящее воспринимают абсолютно нормально, хотя, если уровень коррупции в милиции действительно настолько высок и она поразила даже высший офицерский состав, как можно надеяться на честность рядовых сотрудников?

Мы не можем обвинять генерала Сюсюру сейчас, до суда. К тому же не факт, что суд этот вообще будет. Но ясно одно - в системе МВД как воздух необходимы реформы. Если уже сажают людей из верхушки, то что говорить о рядовых?! И здесь аппаратные чистки как припарки мертвому.