По следам \"Невского экспресса\"

В нашу эпоху «порченного времени», которого всё время не хватает, чтобы остановиться и выхватить из огромного потока информации, ежедневно обрушивающего на нас из различных источников, крупицы истины. Они проскакивают, в основном, случайно, просочившись через сонм «красных» редакторских карандашей и вычёркиваний советниками «как бы чего не вышло и как бы кого не обидеть».

Катастрофы типа крушения (подрыва?) «Невского экспресса» позволяют появиться такому «моменту истины» и на нашем центральном телевидении. Потом, когда первый шок проходит, эти «моменты» умело затирают и игнорируют, организуют информационную кампанию по противодействию случайно всплывшей истине, топя её под грузом массы умных слов и деепричастных оборотов, говоря с умными лицами и умными словами то, что выгодно заказчику такой кампании. Итак, вступление затянулось, о чём, собственно, эта статья?

В день крушения «Невского экспресса», когда на фоне покорёженных вагонов нам показывали первые кадры работы спасателей с места катастрофы, мне резанула ухо дикторская информация, в которой говорилось, что из-за отсутствия нормальных дорог до места крушения экспресса, машины «скорой помощи» не могут добраться до пострадавших, нуждающихся в срочной медицинской помощи. И только несколько стареньких карет скорой помощи - «Газелей» проторили себе дорогу к пострадавшим. Почему резануло - незадолго до этого на Ньюсланде проскочила информация о тендере на машины «скорой помощи», в которой говорилось о том, что при формировании тендера на 2009 год были определены такие требования, которым соответствовали только \"Фиаты\"...

Итак, катастрофа «Невского экспресса». Из новостей интернета было известно следующее: по данным официального сайта правительства Тверской области, первые экипажи скорой помощи из Бологовского района отправились к месту катастрофы уже спустя восемь минут. Всего были задействованы 34 машины скорой помощи из Тверской области, а также из ЗАТО «Озерный». Позднее к ним присоединились их коллеги из Москвы и Санкт-Петербурга, и в общей сложности на месте крушения «Невского экспресса» работали 50 бригад скорой помощи. СМИ указывают на то, что до места происшествия автомобилям было необходимо преодолеть не менее 4-6 километров по грунтовой дороге. http://www.rg.ru/2009/12/03/nevskiy-passazhiry.html «Пассажиры из уцелевших вагонов разводили костры и собирали теплые вещи, чтобы согреть раненых. В это время бригады \"скорой помощи\" буквально пробивались к месту катастрофы. Кругом - бездорожье, непосредственно к месту крушения, где лежали подорванные вагоны, невозможно было подъехать.

Последние пять километров были особенно тяжелы: машины \"скорой\" и личные авто врачей вязли в грязи, образовалась пробка. Некоторые медики, бросив машины, пошли к поезду пешком.»

Что же получается? Новенькие «Фиаты», выигравшие беспроигрышный тендер, увязли со своим тяжёлым передним приводом в грязи, а заднеприводные «Газели» добуксовали до места трагедии?

АиФ №42 2 декабря 2009 года: «Несмотря на то что информация о трагедии на пульты диспетчеров поступила в первые же минуты после катастрофы, помощь к пострадавшим шла ещё очень долго. Причина фатального опоздания всех без исключения служб - отсутствие дорог. Откуда бы ни мчалась помощь - из Бологого, Валдая, Твери, до посёлка Лыкошино она добиралась беспрепятственно. Но от посёлка до места крушения - ещё около 6 км. Они и стали самым серьёзным препятствием для спасателей. Легковушки застревали в первой же луже. В этих условиях старые советские газики «скорой помощи» оказались самым надёжным транспортом».

Решил копнуть глубже - оказывается, ситуация с новыми «скорыми» совсем не так проста, как кажется на первый взгляд. \"Фиат\", который неплохо подходит для столицы нашей родины города-героя Москвы с её сравнительно приличными дорогами, хорошо развитой сервисной сетью и более-менее приличной соляркой, в глубинке является просто обузой для станций скорой помощи! Ведь действительно, смотря с житейской точки, «Газель» ремонтирует любой дядя Вася из колхозного гаража, с закрытыми глазами на спор разбирая-собирая движок, который ещё и работает после этого. С «Фиатом» ситуация совсем иная, он требует квалифицированного сервиса, дизельный двигатель достаточно прихотлив к нашей солярке с повышенным содержанием серы, что, без сомнения, сказывается на ресурсе. Теперь абстрагируемся от модели «скорой помощи» крупного города, которой, по всей видимости, руководствовалось наше «министерство всеобщего счастья» и посмотрим на райцентры российской глубинки. Итак, имеем в качестве кареты скорой помощи «ФИАТ». От этого гипотетического райцентра до областного города, где есть СТО «ФИАТ», в среднем от 50 до 350 км. ТО каждые 10-15 тысяч, на месте не сделаешь. Что получается? Гонять каждые три-четыре месяца в областной центр? Далее, если, не приведи господь, сломается такая машина - дядя Вася из колхозного гаража не починит уже такую, да и нельзя ему- требует «Фиат» квалифицированного сервиса.

Вот и стоят по матушке России заграничные «скорые» в качестве экспонатов министерского скудомыслия, а врачи и водители скорой помощи в глубинке так и рассекают на чиненых- перечиненных «Газелях» и «Уазиках»...

Посмотрел историю вопроса, РГ 16 ноября 2006 года http://www.rg.ru/2006/11/16/skoraya.html Дмитрий Медведев ... направлялся к врачам \"скорой помощи\" и их автомобилям. Осмотрев несколько машин изнутри и снаружи, первый вице-премьер заявил присутствовавшим медикам, что правительство приняло принципиальное решение закупать в рамках нацпроекта \"Здоровье\" только отечественные автомобили. Он также добавил, что медицинские газели \"производят впечатление вполне современных машин, по их качеству практически нет вопросов\". Общаясь с врачами, Дмитрий Медведев рассказал, что жалобы пациентов на работу службы \"скорой помощи\" в основном всегда связаны с тем, что врачи долго добираются на вызовы. \"Теперь автопарк меняется, и мы рассчитываем, что \"скорая помощь\" действительно будет скорой\", - отметил первый вице-премьер. Врачи в ответ назвали новые автомобили \"подарком прежде всего для больных\".

Далее, РГ за 24 апреля 2007 года http://www.rg.ru/2007/04/24/mashini.html : «Хороши \"Газели\" в медицинском деле.» \"Программа поставки автомобилей \"скорой помощи\" крайне актуальна для нашего здравоохранения, - считает губернатор Псковской области М.В. Кузнецов. - Парк станций \"скорой помощи\" сильно изношен, машин не хватает, поэтому новые \"Газели\" стали настоящим подарком для нашей службы \"скорой помощи\". В 2006 году в Псковскую область было поставлено 60 медицинских автомобилей производства АЗ \"ГАЗ\". Это очень хорошие машины - удобные и для врачей, и для пациентов, и для водителей, с высокой проходимостью, вместительные, оснащенные всем необходимым медицинским оборудованием. Как известно, это во многом определяет качество оказания помощи больным по экстренным вызовам.

Очень важно, что у завода \"ГАЗ\" хорошо развита сервисно-сбытовая сеть в Псковской области и в целом по стране. Поэтому сервисное обслуживание автомобилей на протяжении всего периода эксплуатации осуществлялось своевременно и качественно.

Наши врачи пересели на \"газели\" со старых, разваливающихся на ходу \"уазиков\" - тесных и не предназначенных для оказания помощи пациенту в пути. С поступлением \"Газелей\" в наши медицинские учреждения качество оказания помощи пациентам значительно улучшилось. И псковские медики с нетерпением ждут новой партии медицинских \"Газелей\" в этом году»

Хочется задать традиционный вопрос - кто виноват и что делать? По поводу «кто виноват» наш премьер уже ясно высказался «если всех взяточников пересажать, то некому работать будет», чем милостиво разрешил своим чиновникам разных уровней и дальше «зажигать» по полной программе. Вот если бы он ещё и добавил, что работать, хотя бы периодически, в вопросах, связанных с жизнью людей, нужно на государство, включая государственное мышление не тогда, когда это выгодно лично чиновнику, а тогда, когда это выгодно государству, то цены бы ему не было. И если бы поддержка отечественного автопроизводителя заключалась не только в тупом вливании миллиардов в «ВАЗ», а ещё и в лоббировании, защите интересов своего, отечественного, автогиганта «ГАЗ», история которого напрямую связана с историей страны, автомобили которого были вехами в развитии СССР, маленькими и большими трудягами социалистического государства, то люди бы поверили в то, что государство заботится не только о финансовых интересах «социально близких» структур, но и о них, людях, народе...

Почему государство для государственных же нужд, нужд народа, который является единственным источником власти в нашем государстве, закупает автомобили зарубежных производителей, которые в результате, получается, по эксплуатационным качествам проигрывают нашим? Почему нельзя дифференцировать госзакупки, руководствуясь именно государственными интересами, закупая иномарки, если уж это так необходимо представителям министерства, для крупных городов и отечественные «Газели» для станций скорой помощи в маленьких городках и сёлах регионов России? Возвращаясь к началу статьи, возможно, что если бы к «Невскому экспрессу» пробрались бы не несколько скорых «Газелей», а весь автопарк прибывших карет \"скорой помощи\" из \"Газелей\" вместо забуксовавших своим тяжёлым передним приводом «ФИАТов», то и число погибших в этой катастрофе было бы меньше?

P.S. Пока я вчера писал эту статью, в РГ Олег Храмов опубликовал свою, в которой высказал практически мои мысли, что подтверждает, что не я один озаботился этой проблемой. \"Российская газета\" - Федеральный выпуск №5063 (239) от 14 декабря 2009 г.