Двадцать лет назад умер Сахаров
На модерации
Отложенный
Двадцать лет назад умер Сахаров. За эти годы произошла его официальная канонизация, его к месту и не к месту цитируют представители различных политических сил, стремясь использовать хотя бы частицу морального авторитета праведника, который у них самих в дефиците. Даже противники идей Сахарова не прочь противопоставить «настоящего» правозащитника его последователям, правозащитникам ненастоящим, живущим на западные гранты и ненавидящим свою страну.
На самом деле сходные обвинения при жизни выдвигались в отношении самого Сахарова. Только вместо упреков в корыстолюбии (в них не поверил бы даже самый лояльный советский человек) выдвигался другой – в безрассудной глупости. Мол, довольно неплохой когда-то физик (а, впрочем, что в этом из ряда вон выходящего – у нас сотни академиков, и все хорошие граждане, патриоты своей страны, кроме одного отщепенца Сахарова) попал под влияние жены-сионистки, ушел из науки – где мог бы приносить пользу обществу, которое его вскормило, образование дало, содержало всю жизнь. И вместо того, чтобы и дальше отдавать свой долг стране и народу, начал клеветать на родину, сговорившись с ее противниками из числа империалистов (или геополитическими конкурентами, как модно говорить сегодня). И родина терпела его десять лет, а когда терпение закончилось, то оправила его в Горький (несколько часов езды от Москвы, не Колыма ведь) в четырехкомнатную квартиру – мечта почти каждого советского человека.
Вряд ли приходится сомневаться в том, что порядка 90% советских людей этому верили. И не только потому, что им лгали в большом и малом, не говоря о том, что свободомыслие Сахарова проявлялось задолго до знакомства с Еленой Боннэр – например, во время его критики лысенковцев, почувствовавших было «второе дыхание» в хрущевское время. Или забывали сказать, что горьковская квартира была без телефона, а в одной из комнат первое время сидел специально назначенный служилый человек. Это все важно, но относительно второстепенно. Главное – что Сахаров как честный и последовательный правозащитник не допускал для себя ограничителей, которые абсолютное большинство советских (и современных российских) людей считают вполне естественными и необходимыми. Для него не существовало аргументов в пользу того, что нужно лгать или замалчивать что-либо во имя высших интересов государства, что есть хорошие люди, права которых нужно защищать, а есть плохие и недостойные иметь какие-либо права вообще.
Примеры? Их масса. Вспомним хотя бы взрывы в Москве во второй половине 70-х годов. В этих преступлениях были обвинены несколько армянских националистов – и вряд ли приходится сомневаться в том, что они действительно были преступниками; система доказательств слишком сильна, чтобы предположить фальсификацию. Только эти доказательства были предъявлены обществу уже в перестроечные годы, а в 70-е состоялся закрытый суд с расстрельными приговорами. Сахаров резко и однозначно выступил против такого суда, против лишения обвиняемых права на эффективную защиту. И, разумеется, «открылся» для разгромных нападок в советской прессе, представившей его защитником террористов.
Далее. Ввод советских войск в Афганистан. Даже в современных российских школьных учебниках написано, что Сахаров публично выступил против этой войны, за что и был сослан в Горький. Но при этом забывают добавить, что он своим моральным авторитетом поддержал требование бойкота московской Олимпиады, которую советские власти считали своим важнейшим имиджевым проектом. А простые советские люди – большим праздником, который империалисты пытаются сорвать под предлогом событий в южной стране, которую мы не позволили им захватить.
Да еще и сажаем там не людей в тюрьмы, а «деревья мира» – по телевизору ведь показывали.
1983 год, советско-американские переговоры по разоружению на грани краха. Западные пацифисты пытаются надавить на свои правительства, чтобы те пошли на любые уступки, лишь бы спасти переговорный процесс (возможностей давить на генсека Андропова у них, разумеется, нет). И в этот момент Сахаров из горьковской ссылки пишет письмо, в котором предостерегает от таких уступок, от «слабины» в отношении советского режима, напоминает об опасности просоветской пропаганды в странах Запада и о том, что просоветские элементы проникли «во многие ключевые узлы, в особенности в масс-медиа».
А теперь представим себе, что Сахаров ведет себя иначе, более разумно и рационально. Он молчит, когда людей (даже очень плохих) судят закрытым судом, соглашаясь с выглядящими, на первый взгляд, довольно разумно аргументами – не надо мутить воду, разжигать межнациональные страсти. Критикует войну в Афганистане сдержанно и аккуратно, чтобы не повредить ни в чем не виноватым спортсменам и зрителям, да и престижу страны, которая не виновата, что ею управляют несколько неразумных старцев. А во время переговоров с потенциальным противником ограничивается написанием честных, но конфиденциальных записок с тем, чтобы не подрывать переговорные позиции своей страны.
Действительно, это было возможно. Более того, очень многие достойные люди такие записки и писали. И старались как-то «подправить» систему, купировать по мере сил наиболее одиозные ее проявления. Например, академик Капица, в сталинские годы отказавшийся от участия в атомном проекте и уже на склоне лет дважды негласно – и неудачно – пытавшийся защитить Сахарова во время его горьковской ссылки. Были умные эксперты, способствовавшие потеплению в отношениях с международной социал-демократией, что оказало со временем немалое влияние на выработку перестроечных концепций. Был Твардовский, публиковавший Солженицына в «Новом мире», пока это было возможно. Был будущий академик Яковлев, многое переосмысливший во время своего привилегированного посольского изгнания в Канаде и после тихого возвращения в СССР ставший главным творцом политики гласности, предварившей российскую свободу слова. Было большое количество ученых-гуманитариев, чьи далекие от текущей политики труды заставляли читателей думать – и тем самым приближали время свободы, от московского историка Зимина до питерского цивилиста Иоффе. Были честные епископы, посвящавшие в священный сан образованных людей и не позволявшие закрывать храмы в своих епархиях (одного из них мне довелось знать лично – покойного вологодского владыку Михаила). Каждый человек сам определяет свой путь, в том числе и масштабы возможных компромиссов на этом пути и саму допустимость компромиссов.
Не стоит абсолютизировать путь правозащитника – далеко не каждый может выйти на площадь. Идти против течения, хвалу и клевету приемля равнодушно. Не для каждого это целесообразно. Но надо понимать, что правозащитник может быть только таким, как Сахаров, Ковалев, Григоренко, Алексеева, Пономарев. Неудобным, «неконструктивным», неспособным проникнуться высшими интересами, о которых говорит начальство, коему одобрительно внимает народ. Иногда, как в случае с Сахаровым, такие люди получают признание общества еще при жизни, но чаще непонимание и отторжение со стороны людей благонамеренных сопровождает их до конца дней. Но, быть может, это и есть те праведники, без которых не стоит не только село, но и страна.
Комментарии
"Для него не существовало аргументов в пользу того, что нужно лгать или замалчивать что-либо во имя высших интересов государства, что есть хорошие люди, права которых нужно защищать, а есть плохие и недостойные иметь какие-либо права вообще".
Сахаров был верен себе, своему чувству, своему знанию.
Он создал водородную бомбу как учёный. А уж как её головотяпы будут использовать... Сделал значит, что-то , раз правительство чтило его, хоть и своеобразно.
Конечно своему чувству.
А минусуют те, кому сказать нечего, а отношение выразить надо (может, и по долгу службы). Про долг совести говорить в данном случае не приходится
А сахаров - диссидент, просто диссидент.
А что до спорности - все мы спорны ...
Вас послушать, так Сахаров не слезал с трибуны и всё разваливал, разваливал ... А он всего-то выступал (причём нечасто) и высказывал ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ (это важно!) о ПРИЧИНАХ, приведших СССР к такому положению. Он не выступал от имени народа, он не представлял какую-либо партию, он говорил от своего имени.
Но только почему-то (и почему бы это ?) его высказывания воспринимались обществом как задание вектора обсуждения проблем СССР, причём при обсуждениях проблемы морально-этического плана непременно трансформировались в экономико-политические.
Я думаю, что общество верило ему как человеку, который никогда не был замечен в корыстных побуждениях ни к чему (богатству, власти, влиянию ...), т.е. верило так, как можно верить только человеку ПОРЯДОЧНОМУ. Это как раз то качество, которое напрочь отсутствует у миллионов клептократов, что сегодня управляют нами
Но !!!!!
Ставить фамилию, да и ЧЕЛОВЕКА(!!!!!) САХАРОВА, рядом с ковалёвыми, алексеевыми, пономарёвыми.....
Это испачкать имя СОВЕРШЕННО БЕСКОРЫСТНОГО и ЧЕСТНОГО ЧЕЛОВЕКА в ДЕРЬМЕ !!!!
Он, был за ПРЕОБРАЗОВАНИЕ России - они за её РАЗРУШЕНИЕ !!!
И ещё прошу заметить, что правильность его точки зрения стала признаваться только после его смерти, что в России всегда служило мерилом её значимости
Просто обсуждение этого человека, в контексте всей статьи - некорректно.
Зомбокс - это силища!
Официоз может рапортовать:" Ещё день продержались!"
Вот так, за здорово живешь предлагал снести с лица земли многомиллионый город..
Правозащитничек...Таких "горячих" получил тогда от главнокомандующего флотом, что потом носу туда не казал, и в правозащитники заделался...Этот эпизод даже в биографии Сахарова есть, коротенько так, незаметно почти...
Боннер и ее дети в США преспокойно живут. Достаточно почитать ее воспиминания о Горьковской ссылке, чтобы многое понять о диссидентах. Комментировать не хочется. Что касается опросов о счастье, то социальные опросы и в Африке - опросы.
С каких это пор в России политики стали называться правозащитниками?
Из книги С.П.Капицы "Мои воспоминания": "Елена Боннэр обратилась к отцу с просьбой подписать письмо в защиту одного диссидента. Отец отказался, сказав, что он никогда не подписывает коллективных писем, а если это надо - пишет сам кому надо. Но чтобы как-то смягчить это дело, пригласил Сахаровых отобедать. Когда обед закончился, отец, как обычно, позвал Андрея Дмитриевича к себе в кабинет поговорить. Елена Боннэр моментально отреагировала: "Андрей Дмитриевич будет говорить только в моем присутствии". Действие было как в театре: длинная пауза, все молчали. Наконец отец сухо сказал: "Сергей, проводи, пожалуйста, гостей". Гости встали, попрощались, отец не вышел с ними в переднюю, там они оделись, и я проводил их до машины".
Вот такой вот дисидент-ученый. Тьфу....
- Пагуошское движение спасло мир от ядерной войны?
- Это было любопытное явление. Ученым всего мира в 1957 году дали возможность обсуждать ядерные проблемы. Ведь у большинства политических и даже военных деятелей того времени было весьма смутное представление, что такое ядерное оружие. Рассказывали, что даже Курчатов, побывав на испытании водородной бомбы, был совершенно потрясен увиденным. А Сахаров и вовсе на некоторое время потерял над собой контроль...
- ...после этого и начался его дрейф в сторону диссидентства?
- Сложно сказать. Сахаров очень сложная, необычная личность. На меня произвела большое впечатление последняя с ним встреча. По существу, Андрей Дмитриевич был уже втянут своей женой Еленой Боннэр в политический бизнес.
При этом, я думаю, на Вас испытание Н-бомбы не произвело бы такого впечатления, как на более экспрессивных людей.
А насчёт политического бизнеса - так вообще шедевр! Никогда в А/городке не знали такого учёного (СПК), а теперь вижу - действительно, не за что уважать
Аргументы приведите.
а то, что немцом контактировал с ЗАКОННО избранной властью на украине, это может сойти за преступление лишь в глазах кровавой кремлёвской гэбни. ну не нравится гэбне выбор народа, в этом народ виноват? конечно, "оранжевые" это подрыв бесконтрольной власти кремлёвской гэбни.
Насчет политического бизнеса - это не шедевр это проза жизни сахарова.
Так что не будем подобным образом отмечаться на великих
http://ru.wikipedia.org,_Олег_Александрович
http://www.zn.ua
http://ufn.ru
http://ufn.ru
А Капица один из последних порядочных публичных людей остался, который в отличие от остальных огульно не охаивает наше великое прошлое.
http://www.utro.ru
Нет в статье ни слова о том,что ни кто нибудь, а Сахаров разрабатывал чудо-торпеду, которая должна была вызвать цунами и смыть Нью-Йорк. Даже военные были поражены его кровожадностью.Одно дело быть не согласным с властью,и совсем другое-гадить своей Родине(как с Олимпиадой).
А главное-его гадкое выступление на Съезде Советов.Я имею в виду его перл по поводу убийства в Афганистане своих!Я слушал это вытупление вместе с вертолётчиком, ставшим инвалидом в Афганистане.Он был готов придушить Сахарова за его ложь!Сахаров был очень наивным и доверял своим кукловодам в лице Боннер,что не достойно большого учён...
2) США (в составе НАТО) в Афганистане раскапывают гнездо мирового терроризма -- Бог им в помощь.
3) Разница между учёным и политиком в том, что учёный может СОЗДАТЬ нечто -- хоть бомбу, хоть государственную структуру, не бия себя в грудь при этом. А политики, которые у власти, дают ему заказ... потом толкутся вокруг целой сворой и каждый кричит "Это я! Это я!" при удачах и "Это он, это он!" при ошибках. Какая власть, такой и заказ. А народ по темноте своей не может оценить учёного, и считает реальными деятелями -- политиков... вот, например, Ельцина посчитали в своё время деятелем...
Не в восторге я и от Елены Боннэр. Но совсем по другим причинам, нежели ей предъявляют другие.
Такова жизнь. Даже у всеми нелюбимого Гайдара есть почитатели. Нормально.
А жена его та еще русофобка.
Там подробно написано, кто такая Боннер (кстати, заодно освежите в памяти "Записки следователя" т. Шейнина - в частности, про "Люсю Б."), и какую роль она сыграла в становлении "академика-диссидента", кем и чем окружила она последнего муженька.
Так что, умер Максим, и ... с им!
"Искренним идеологом и проповедником западного образа мысли у нас был А.Д.Сахаров. В отношении права он провозгласил: "Принцип "разрешено все, что не запрещено законом" должен пониматься буквально". Эта лаконично выраженная мысль означает полный и необратимый разрыв со всей той системой права, которая существует в России. Представление о праве Сахарова означает, что в
обществе снимаются все запреты, все не записанные в законе культурные нормы".
С.Г.Кара-Мурза. Манипуляция сознанием (кто не читал, рекомендую)
Кто такой Кара-Мурза? Чей авторитет выше, Кара-Мурзы или Сахарова?
Сахаров не обладал целостностью восприятия он действительность "нащупывал".
Ну, что же, с праздничком! Жаль что не 30-ти летие...
Сахаров - бомбист по жизни:
Начал с водородной,
А потом - БАХ!!! - по Отчизне
"Дурой" бзик-свободной...
Видно, и на всю планету
Он бы замахнулся,
Но - призвал Господь к ответу:
Вовремя загнулся...
Пусть в аду теперь мастачит
Бомбы "шалунишка":
Если бесов расхерачит -
Здесь чубайсам крышка!
Евгений Шнуровский