Почему ЛДПР не вписывается в \"модернизацию\"?

Дискуссия о модернизации политсистемы, в очередной раз актуализированная недавней статьей, опубликованной на Liberty.ru, разумеется, не может сводиться к обсуждению одной только \"Единой России\".

Главный недостаток данного рассуждения заключается в том, что оно совершенно упускает из внимания другие партии. \"Единая Россия\" - партия \"нулевых\". Она создавалась под новые задачи, успешно их выполнила и теперь переживает период идеологической трансформации, встраиваясь в модернизационную повестку.

Однако в российской политике до сих пор функционируют фантастические рудиментарные образования, наследующие худшие традиции российских \"девяностых\".

И самый примечательный из этих политреликтов - это, безусловно, ЛДПР. Наблюдения за функционированием этой \"политической машины\" Жириновского не оставляет сомнения в том, что в новых условиях она является не более чем бесполезным и даже опасным балластом, который нам необходимо сбросить, если мы начинаем всерьез говорить о модернизации.

Итак, либерал-демократы Владимира Жириновского - типичная партия 90-х. Первом признаком такой партии является полное несоответствие имени содержанию, названия - заявленным политическим целям. В стране с развитой политической культурой либеральные демократы - выразители традиционных либеральных ценностей.

Они являются сторонниками свобод - гражданских, политических, экономических и религиозных. Они отстаивают свободный рынок и выступают за открытое общество свободных людей, в котором государство делает самое главное - не мешает гражданам.

Российская ЛДПР - авторитарная партия с популистской риторикой. У нее нет, и не может быть никакой идеологии, поскольку вместо политической программы в случае Жириновского речь идет о цирковой программке.

В течение всей новейшей истории России \"Либеральные демократы\" занимались тем, что воспроизводили и поощряли предрассудки, предубеждения, фобии и невежество своих избирателей-маргиналов. Партия Жириновского - партия, которая стремилась консервировать все самое худшее в нашем обществе - отсталость, необразованность, запуганность перед властью и агрессивность в отношении чужаков.

Наивысшего взлета партия достигла в 1993 году, когда ни власть, ни коммунистическая оппозиция не пользовались доверием. ЛДПР говорила то, что хотели слышать избиратели, подавленные реформами и еще помнившие конвульсии Советского Союза. В этот момент на короткий срок большинство населения страны, по сути, превратилось в маргиналов. Жириновский знал, как решить все их проблемы.

Нужно просто следовать тому, что думают самые недовольные из нас. Это лидер не элиты - интеллектуалов, предпринимателей, профессионалов, а тех, кто имеет либо маргинальный социальный статус, либо маргинальное сознание. Бандиты и бытовые ксенофобы яркий тому пример. В этом смысле, ЛДПР стала настоящим гласом обиженного народа, которому нравилось ощущать себя обиженным. И Жириновский был хорошим воспитателем обиды. Надо отдать ему должное.

С Жириновским можно было одновременно проклинать Запад, восхищаться СССР, но отвергать коммунистов, которые Союз построили.

Страна Жириновского - СССР без коммунистов, в которой самые главные граждане не рабочие и интеллигенция, а бандиты и держатели автомастерских. Для Запада он блестяще сыграл роль пугала и героя таблоидов, воплощая собой ту Россию, которую все боялись как-нибудь увидеть, - страну победивших 90-х.

Что представляет собой ЛДПР сегодня? Партия устроена, как закрытое акционерное общество, в котором главные распорядители - это семья лидера. Политика для Жириновского - это обычный шоу-бизнес, где он должен отличаться от всех других, чтобы держаться на плаву. Смысл акционерного общества состоял в том, чтобы продавать голоса тому, кто их захочет купить. И это работало, причем главным заказчиком услуги была сама власть.

Долгое время партия была успешной машиной по сбору голосов маргинального электората: тех, кто прочно застряли в 90-ых. Эти голоса были главным капиталом ЛДПР. Партия выставляла их на продажу, когда власти нужно было найти поддержку для очередного законопроекта. Средства от продажи были главным доходом акционерного общества имени Жириновского.

90-е кончились. Российская политсистема больше не нуждается в аккумуляции голосов маргинальной части общества. Исполнительной власти больше не нужно искать помощи у партий, избирателя которых она никогда бы не заполучила. Голоса больше нет нужды \"покупать\". Произошла демаргинализация электората и всей нашей политики в целом.

Следовательно, отпала необходимость в политических машинах, которые собирают голоса маргиналов. Те условия, которые сделали Жириновского возможным как политика, больше не являются актуальными. Нет необходимости в партиях, которые представляют одних, но потом в парламенте голосуют за те решения, которые их же собственный электорат никогда бы не одобрил.

Можно согласиться с тезисом, что модернизация политсистемы должна начаться с модернизации парламента. Нам нужен работающий парламент, в котором решения будут приниматься не по приказу, а на основе свободной дискуссии и тщательного анализа законопроектов. Нам не нужен парламент бюрократов.

Однако нам не нужен и парламент политических машин, которые занимаются сбором голосов для последующего предложения тому, кто их готов заполучить за подходящую \"цену\", а взамен развлекает электорат цирковыми речами. Нам нужна дискуссия в парламенте, а для этого в нем нужны политики, а не коммерсанты и народные артисты. Пора свыкнуться с мыслью о том, что парламентаризм - это серьезная политическая практика, а не пространство выступления шутов.

Поэтому ЛДПР не вписывается в модернизацию политической системы. Демарш ЛДПР в октябре, попытка вызвать политический кризис, в этом смысле, не более чем торг с властью, попытка испросить для себя новую политическую функцию в системе. Эта партия - пережиток прошлого, от которого следует избавиться. Нынешний созыв Государственной Думы станет последним для \"либеральных демократов\".