Совестливые судьи Конституционного суда
Судьи Кононов и Ярославцев вызывают уважение своей независимостью и готовностью отстаивать свои взгляды в ущерб собственным интересам
Конституционный Суд вынудил судью Кононова выйти в отставку, а судью Ярославцева – покинуть Совет судей Российской Федерации, в котором он представлял Конституционный Суд. Конституционный Суд мотивировал свои действия тем, что судьи Кононов и Ярославцев нелицеприятно высказывались о судебной системе, а также публично подвергали сомнению решения Конституционного Суда. Конституционный Суд счел, что такое поведение судей умаляет авторитет судебной власти.
Не стоит анализировать Кодекс судейской этики, на который ссылается Конституционный Суд. Важнее смотреть шире – каков авторитет судебной власти и что умаляет, а что, наоборот, повышает его. Авторитет этот сегодня – ниже некуда. Суды послушно исполняют волю и желания вертикали власти – народ прекрасно это понимает. Ничьи и никакие высказывания на этот счет никому глаза не откроют, потому что глаза у всех давно открыты. Единственное, что может повысить авторитет судебной системы, – это понимание гражданами, что существуют судьи, следующие совести, а не указаниям власти, и надежда, что со временем таких судей станет больше. Действия Конституционного Суда показали, что эти надежды напрасны: тех, кто не разделяет единую, общую точку зрения, кто не зависим от власти, – тех рано или поздно наказывают или изгоняют из судебной системы. Трудно сделать для умаления авторитета судебной системы больше, чем сделал Конституционный Суд. Суд уважают не за то, то он непроницаем для смертных, а его высказывания непререкаемы, а за то, что судьи, принимая решение, размышляют и сомневаются, возможно, даже мучаются и страдают и, приняв решение, уже не могут от него отказаться – потому, что это решение выстрадано ими и соответствует их совести.
Конституционный Суд требует от своих судей другого – скрытности и дисциплины: для посторонних суд должен быть единым и неделимым, гражданам не следует знать о спорах и разногласиях внутри суда. Такого суда можно бояться, но уважать его и доверять ему – невозможно.
Конституционный Суд считает, что судьи не должны критиковать пороки судебной системы, не должны отстаивать ее самостоятельность. Но если это не будут делать судьи, то это не будет делать никто. Никто не видит так ясно изъяны судебной системы, как сами судьи, никто лучше них не понимает, как эта система должна работать, наконец, от судей можно и должно требовать большей честности и самоотверженности, чем от простых граждан. Лучше, если бы это делало судейское сообщество в целом, но оно молчит. В такой ситуации нельзя запретить говорить судьям. Тем более нельзя требовать молчания от конституционных судей, которые призваны не разрешать конкретные споры, а оценивать и толковать законы, руководствуясь высшими правовыми принципами.
Судебная система в России только формируется, поэтому основа уважения к суду – это уважение к конкретному судье. Судьи Кононов и Ярославцев вызывают уважение своей независимостью и готовностью отстаивать свои взгляды в ущерб собственным интересам. Наказывая и изгоняя их, судебная система теряет свой авторитет в глазах граждан. Правда, выигрывая при этом в глазах власти.
Комментарии
Особенно низок авторитет судебной системы у автолюбителей.
А назначение председателем ВАС "просто хорошего друга" одного из приёмников - это просто плевок на авторитет этого некогда уважаемого органа.
А судьи, высказывающие свое собственное, и, в целом, правдивое мнение - авторитет суда не умаляют. Потому, что большинство, молчащее в тряпочку и стоящее перед властью в позе официанта - этот авторитет уже так умалили, что дальше просто уже некуда.