Очередная \"новация\" обернулась новым скандалом
На модерации
Отложенный
Финансовые контролеры выявили, что в результате махинаций со статистикой районы и города одной области затребовали на этот учебный год на обучение школьников более 100 миллионов рублей лишку.
Попросту говоря, администрации районов сообщили в областную администрацию чуть-чуть завышенное число учащихся, всего лишь... на 4161 больше, чем сели за парты в школах.
Грех большой. Но давайте не будем, как большинство СМИ, откликнувшихся на сию авантюрную историю, сразу клеймить муниципальных чиновников и строить предположения, что они, дескать, мечтали присвоить эти деньги себе. Жизнь нынешней провинциальной школы - куда сложнее таких линейных предположений.
Объявленное грехопадение местных чиновников произошло в тот момент, когда ведомства министра образования г-на Фурсенко и министра финансов г-на Кудрина затеяли перевод всех школ России на так называемое подушевое финансирование.
Как тут не вспомнишь бессмертную поэму великого Гоголя о подобном «русском проекте».
Между тем, многие из тех обозревателей, что еще несколько лет назад откликнулись на подобное финансовое нововведение, вполне серьезно предупреждали об опасности затеи, суть которой можно коротко свести к следующей формуле. Есть некая, исчисленная в ведомстве г-на Кудрина цифра «n», которая означает затраты на одного учащегося в год. Если в школе учится 1000 учащихся, то ей и дадут 1000 х n. Если же учится 31 школьник, то школа и получит 31 х n.
Предпринята вся эта затея, якобы, для того, чтобы, во-первых, таким образом подвигнуть отечественные школы лучше работать: по законам конкуренции они должны привлекать к себе «предоставлением образовательных услуг». Количество учащихся увеличится, а значит - они получат больше денег.
И все бы хорошо, все по-рыночному. Вот только суровая российская действительность для такого вполне либерального эксперимента ну никак не подходит.
Делу мешает пустяк - малая плотность населения на квадратный километр. Предположим, если в неком сибирском поселении 42 ребенка, а до ближайшей школы аж 75 км через тайгу, то будь учителя хоть все поголовно Ушинскими и Песталлоци, никто в ту школу еще 100 детей, понятно, не приведет. И оттого не будут они, выходит, участвовать в рыночном соревновании, и денег больше не получат.
Уже несколько лет вменяемые финансисты и деятели образования просят-умоляют федеральных чиновников от этого радикального умственного завихрения отказаться. Но куда там! Никто и слышать не хочет.
Почему? Да потому, что придумана эта затея еще и затем, чтобы финансирование образования подсократить. Уж больно дороги все эти школы от Владивостока до Калининграда! Нет денег в стране на подобное расточительство.
А тут все понятно: дали тебе «подушевые деньги», и вертись с ними как хочешь: то ли на зарплату учителям пускай, то ли - на текущие нужды школы. И больше не проси: тебе «подушно» все выделили. А не хватает, расширяй численность учащихся!
Это - об идеологии. Теперь - о практике, то есть о жизни.
Не везде в регионах в начальниках, как оказалось, сидят лохи. Справедливость этого утверждения подтверждают владимирские муниципальные чиновники. Они первыми поняли: если попросить денег впритык, на точное число учащихся по району, то и дадут тебе ровно столько, и ни на рубль больше. А если в город или район приехали на постоянное или временное жительство семьи с детьми?
А финансирование на этих детей в бюджет школы не заложено? Как учить их прикажите? Без денег?
А если в силу ветхости школьного фонда пара зданий в районе рассыпаются в одночасье - где бедной райадминистрации деньги взять на ремонт? А, не дай Бог, какая авария? Ликвидировать заставят, а про деньги скажут: «В районном бюджете ищите!». А их там, понятно, нет.
А если в городе какой конкурс провести, да учителей и школы - победителей материально поощрить? На какие шиши, извините, спрашивается, когда тут все «подушевым» методом уже нарезано?
Оттого и смекают местные чиновники: при подобной системе без «мертвых душ» не проживешь. Вот и пририсуют к реальным цифрам - где нолик, а где - два.
Пока суть да дело, в район денег побольше придет. А там, авось, и пронесет, просвистит угроза-то, все как-нибудь устаканится.
Так что, огульно обвинять муниципальных столоначальников в голой корысти - не приходится. У них свои резоны на сей счет есть. Фурсенко с Кудриным - далеко, а школы сельские и поселковые - вон они, рядом. И все есть просят и починяться хотят.
Областные владимирские начальники, понятное дело, полны гнева и неподдельного возмущения. «Владимирская область в числе первых регионов в России начала переход на подушевое финансирование народного образования, смысл которого - создать наиболее выгодные материальные условия для школ, где учится больше детей», - заявляют представители региональной администрации, и сокрушаются, что их директора школ оказались не полными идиотами. Поскольку, по словам тех же господ из обладминистрации, эти директора «восприняли принцип подушевого финансирования слишком буквально, показав в своих предварительных расчетах завышенные цифры».
После таких откровений губернских столоначальников поведение директоров иначе, чем разумным, не назовешь. Ведь, если директор малочисленной школы согласен с тем, что его учителя и дети должны иметь «материальные условия» хуже, чем в «школе, где учится больше детей», то такого директора надо гнать с этой должности взашей. Поскольку ему на вверенное учебное заведение наплевать. С таким директором школа лучше работать (как призывает г-н Фурсенко) уж точно не будет!
А вот если директор сообразил сотню-другую «мертвых душ» «пририсовать» - то он человек, считай, ответственный по житейской логике, и на своем месте. Лучше уж директор школы будет хватким хозяйственником, чем мямлей и рохлей.
А если директора загнали в условия, при которых приписки - единственный путь хоть как-то поднять нищенский уровень жизни его школы, то он будет трижды прав, если зарезервирует себе тысяч двадцать-тридцать. На замену унитазов и лампочек.
Короче говоря, зря коллеги в некоторых СМИ так набросились на владимирских чиновников и тычут пальцами в «мертвые души», которые вдруг (после проверок финведомства) повылезали из знаменитых владимирских лесов, сидят на опушках и громко смеются над федеральными вершителями судеб российского образования.
А нам еще раз довелось убедиться в бессмертии произведений великого Николая Васильевича Гоголя, подтверждающих неизменность природы отечественного чиновничества - гораздого на многое! От обычного «Чего изволите?» до крепкой мужицкой сметки, дающей возможность манипулировать и ревизскими сказками. Коли - для дела.
Комментарии