Глобальный кризис спас Россию от экономического коллапса в 2011
Кризис заканчивается понемногу - для такого суждения налицо достаточно признаков. И поскольку страх прошел, можно позволить себе проанализировать его последствия. В том числе с неожиданной стороны. Например, вопрос можно сформулировать так: если бы кризис не начался в США осенью 2008 года, как бы чувствовала себя экономика России в 2009-2010 годах? Появился бы "чисто российский" кризис, или нет?
Меня обвинят в том, что я использую "сослагательное наклонение", а это, дескать, нехорошо. Но я оправдаюсь. Во-первых, история хотя и не знает сослагательного наклонения, но на деле его любит. Почитайте любого историка, даже хорошего - место сослагательному наклонению там найдется. Во-вторых, экономика США - это такая инерционная махина, что проблемы в ней могли "выстрелить" как раньше, так и позже, с лагом лет в пять. Скажем, окажись на посту президента в "нулевые" другой человек, вроде Рональда Рейгана, который, как известно, умел находить выходы из самых безнадежных тупиков - возможно, накопленные проблемы в экономике США проявились бы в 2015-м, или даже позже.
Итак, что было бы, если бы?
Инфляция
Как известно, в 2008 году инфляция в РФ составила 13,3%. Но четвертый квартал был занят кризисом, не будь его, инфляция подошла бы к отметке процентов 15. В 2009 году мы бы имели около 15-17% инфляции, а в 2010 Минфин решал бы проблему 20%-й инфляции. Почему?
Мировые цены на нефть не просто остались бы на прежнем уровне, не будь кризиса - они бы выросли, достигнув астрономических отметок. Собственно, цены на нефть упали из-за кризиса (это в России все случилось наоборот, острая фаза кризиса началась из-за падения цен, но это в России). Приток нефтедолларов в казну уже вызывал серьезнейшие проблемы их стерилизации. Как и приток денег в экономику в целом. Ажиотажно растущий спрос (в основном со стороны населения, о предприятиях поговорим потом) и прежде провоцировал инфляцию, причиной которой была, вообще говоря, неспособность экономики этот спрос удовлетворить быстро и в полном объеме (жилье дорожало, потому что его не хватало, новой машины ждали по году - и они тоже дорожали, и т.д.). Теперь этот спрос, достигнув небывалых по масштабам российской экономики величин, сделал бы инфляцию неуправляемой.
Высокая инфляция привела бы к одному простому последствию. Изымая часть сверхприбылей у богатых покупателей (в этом заключается позитивная сторона инфляции - она стерилизует часть денег лучше Минфина), инфляция в то же время, скорее всего, загнала бы в тупик бюджетников, зарплаты которых по определению от инфляции отстают. Это вызвало бы необходимость постоянно индексировать зарплаты бюджетникам, но по мере нарастания инфляции процесс индексации, как можно предположить, становился бы все менее эффективным. В результате разрыв между богатыми и бедными в России к 2010 году стал бы вопиющим. К каким социальным последствиям это могло бы привести, гадайте сами.
Курс доллара
Нет никаких оснований полагать, что в отсутствии кризиса курс доллара вырос бы по отношению к рублю. Он и в кризис-то вырос искусственно, под давлением нефтяных компаний. А вот к укреплению рубля складывались бы все предпосылки. Курс доллара к 2010 году мог бы составить порядка 10-11 рублей за доллар.
Долларовых зарплат в России в 2008 году считай что не было, а в 2009 году предприятия уж точно отвязали бы зарплату от доллара под давлением трудовых коллективов. В массовом порядке народ принялся бы брать долларовые кредиты и заводить рублевые депозиты. Банки, сталкиваясь с проблемой долларовых кредитов, находились бы в недоумении. Поднять ставку боязно, можно оттолкнуть клиентов, оставлять ставку - значит, терять. В итоге банки приняли бы соломоново решение: полученные по депозитам деньги они бы пускали на спекулятивные операции, приобретая на рубли доллары (что, кстати, несколько замедлило бы укрепление рубля, но несущественно). Хуже, что эти операции загнали бы банки в сложную систему отношений с массой "брокеров". И когда внешний кризис бы, наконец, пришел (скажем, в 2012 году), банки бы просто рухнули, как подкошенная трава.
Укрепление рубля вызвало бы опережающий рост туризма в долларовые страны. Туроператоры были бы на седьмом небе, а вот производители российских товаров, пожалуй, положили бы зубы на полку окончательно. Курс доллара - который, напомним, по нашим подсчетам, равнялся бы 10-11 рублям, - это прямая смерть любого отечественного производителя, неважно, что он делает - тапки или комбайны. В ответ на просьбы производителей правительство начало бы протекционистские меры, но они оказались бы не слишком эффективны хотя бы потому, что правительство, без всякого сомнения, боялось бы подстегнуть инфляцию (дешевый импорт хоть как-то ее сдерживает), и к 2012 году ВСЕМ российским производителям настал бы славный (бесславный - нужное подчеркнуть) конец.
Тарифы
Бурный приток коротких денег на фондовые рынки РФ (полагаю, к 2011 году РФ превысил бы по коротким деньгам Китай - если не по объемам, так по темпам прироста) вызвал бы рост инвестиционной активности. Компании строили бы электрические станции, объекты инфраструктуры, и, поскольку деньги короткие, старались бы отбивать свои затраты через тариф. Для падения тарифов, таким образом, никаких оснований не было бы, а были бы основания для их активного роста.
Скажем, производители нефтепродуктов, до нитки обобранные через цену отсечения (при высокой цене на нефть в мире объем платежей в российский бюджет становится уже критическим) постарались бы отбить потери через бензин, и кто бы им в этом помешал?
Конечно, население не испытало бы столь резкого роста тарифов, как промышленные предприятия (за исключением розничных цен на бензин), поскольку часть тарифа населению компенсируется бюджетом, но платежи на компенсацию достигли бы таких размеров, что встал бы вопрос о возможном бюджетном дефиците. Конечно, до этого бы не дошло - напомним, что в бюджет идут потоки нефтедолларов - однако, нагрузка на бюджет стала бы в какой-то момент очень серьезной.
Производство
Продолжим моделирование. Согласно этому сценарию, то, что происходило бы с реальным сектором экономики, можно охарактеризовать одним словом - коллапс. Низкий доллар, высокие тарифы, высокие издержки на землю, на оплату персонала - все это вызвало бы массовое закрытие промышленных предприятий в стране. Без безработицы, конечно - раздувающаяся на глазах сфера услуг поглотит столько народа, сколько есть. Но на производстве как таковом можно было бы смело ставить крест.
Что интересно, серьезные проблемы испытали бы и нефтяники с газовиками. У нефтяников налоговые сборы закрыли бы возможность для развития, проблемы газовиков были бы не столь острыми (они могли бы беспрепятственно брать кредиты для подъема новых месторождений и строительства труб), но к 2012 году, когда кризис бы наступил, долговая нагрузка на газовиков достигла бы таких пределов, что никакой бюджет им не смог бы помочь.
У крестьян дела бы обстояли не столь трагично, поскольку часть населения страны все равно будет предпочитать отечественные продукты, а не импортные, сколько бы они не стоили, а возможный рост цен в силу инфляции привел бы и к некоторому росту их доходов (при том, что львиная доля досталась бы торговым сетям). И все-таки высокие тарифы на электроэнергию и цены на топливо держали бы крестьян где-то на грани рентабельности. А наступление застройщиков на пригородные сельхозземли спровоцировали бы проблемы в сотнях хозяйств. Тем не менее, АПК - единственный бизнес, который остался бы на плаву в РФ из числа производственных отраслей, так что Россия стала бы постепенно напоминать классическую аграрную страну.
Коррупция
Уже перед кризисом по ряду проектов процент денег, выделенных на проект и освоенных вне кассы, то есть процент отката, достигал 80%.
Коррупцию провоцировал бы отмеченный выше дикий приток коротких денег. Раз деньги короткие, у их получателя возникает соблазн проект не осуществлять, деньги крутануть, и вернуть инвестору, оставив себе прибыль. Потом приходит идея не возвращать инвестору ничего, как некоторые уже и делали. У чиновников, с другой стороны, чем больше запросы со стороны бизнеса ("дайте землю, дайте провода с током"), тем больше коррупционная емкость. Конечно, посадки, столь любимые нашими властями, были бы, но коррупция оказывалась бы быстрее посадок. К 2011 году Россия выдвинулась бы на первое место в мире по коррупции.
Итог
Таким образом, экономика России в 2010-2011 году свалилась бы в кризис сама. Где бы рвануло, не совсем понятно. Скорее всего, как и в США, проблемы начались бы с сектора недвижимости. Высокий спрос на нее заставил бы застройщиков, несмотря на рост издержек, строить все больше и больше. Но в совокупности с разгулом коррупции это вызвало бы по факту незавершенность многих строек: где-то землю не дали, а стройка началась, где-то в коммуникациях отказали. Если одна из этих проблем привела бы к банкротству хоть одной строительной компании, в условиях перегретого рынка за ней в течение пары месяцев посыпались бы все.
Кризис в строительной отрасли мгновенно ударил бы по банковской системе - в которой крутились спекулятивным образом строительные деньги, которая сама является инвестором многих строек. Как уже говорилось, банковская система находилась бы в таком состоянии, что рухнула бы за пару дней.
Что затем? Рост доллара в разы, а не на проценты. Мгновенно обнаружившаяся корпоративная задолженность предприятий такого размера, что ее, в отличие от осени 2008, гасить уже нечем. А поскольку кризис в США все равно бы наступил (даже гению на посту президента страны не удалось бы его отсрочить), экономика России попала бы в две волны сразу, в собственную и привнесенную. Тут конечно огромную роль играет фактор времени. Если предположить, что в сентябре 2011 года кризис начинается у нас, а в октябре в Штатах, все совсем плохо. Чем больше временной лаг между этими событиями, тем лучше.
Какой же вывод? Хорошо, что пришел кризис? Как ни кощунственно звучат эти слова, при том качестве управления, которое наблюдалось в 2008 и было бы пролонгировано на будущие годы, пожалуй, что да. Чем раньше вскрывается нарыв, тем лучше. Но вряд ли можно утешиться таким выводом: ведь, рисуя наш сценарий, мы и мысли не допустили, что стерилизованные за рубежом нефтедоллары были бы пущены на модернизацию общественных институтов, не говоря уже о технологическом перевооружении. Увы, мы не допустили этой мысли, поскольку к этому не было никаких предпосылок. А вот это на самом деле печальный вывод.
Комментарии
Правительственная пресса сообщает лишь то, что ей разрешили, и Вам не хуже моего известно, что далеко не всегда это правда.
P.S. В соседней статье в "РГ" тот-же автор сообщает, что "плохих" кредитов стало больше и виновны в том промышленные предприятия (http://www.rg.ru). Ни и вот!