Как Тимошенко \"кинула\" США
На модерации
Отложенный
Ажиотаж по поводу дополнения и уточнения газового договора между Москвой и Киевом отодвинул на задний план один из важнейших документов, подписанных в Ялте на заседании Комитета по экономическому сотрудничеству российско-украинской межгосударственной комиссии. Речь идет о контракте в ядерной сфере, касающемся закупки российских тепловыделяющих сборок для украинских реакторов советского производства.
А между тем, как сообщают западные СМИ, подписание именно этого контракта вызвало однозначно нервозную реакцию у конкурента ОАО «Атомэнергопром» – американской компании Westinghouse, которая еще летом этого года надеялась на то, что украинские власти не станут перезаключать договор с россиянами, заканчивающийся 1 января 2010 г. И для подобного оптимизма, казалось, были все основания. Ведь главным залогом такой экспансии бизнеса компании Westinghouse в Украину считался лично президент страны Виктор Ющенко, лоббирующий, по словам его оппонентов из всеукраинской партии «Родина», интересы американцев в ядерной сфере. Поводом для формирования такого убеждения послужил, в частности, прошлогодний визит президента Ющенко в США, в ходе которого обсуждалось дальнейшее продвижение продукции Westinghouse на украинские атомные станции.
Очевидно, что экспансия США на рынок ядерных материалов Украины началась сразу же после победы «оранжевой революции» в начале 2005 года. Тогда в рамках совместного с компанией Westinghouse проекта американцы направили в Киев опытную партию ядерного топлива для АЭС (тепловыделяющие сборки), чтобы протестировать его использование на третьем блоке Южно-Украинской АЭС в Николаеве. Смена российского поставщика прикрывалась лозунгами нового руководства о необходимости диверсификации поставок ядерного топлива на Украину, о которой говорится в ее стратегических энергетических планах.
Однако не все избиратели Украины, видимо, осведомлены о том, что выполнять поручение «оранжевого» президента Ющенко по переводу страны на новые «ядерные» рельсы было поручено именно Юлии Тимошенко – в ее первый премьерский срок. Встречаясь в 2005 г. с министром энергетики США Самюэлем Бодманом, именно Юлия Тимошенко предложила американским компаниям принять участие также и в разработке урановых месторождений, разведке и добыче нефти и газа. (Следует отметить, что к тому времени, по сообщениям World Nuclear News, Украина уже получила от Вашингтона более $280 млн на программу повышения ядерной безопасности на АЭС.) Тогда министр энергетики США заверил киевских партнеров, что Соединенные Штаты готовы оказать техническую помощь в разработке энергетической стратегии Украины.
Летом прошлого года, видимо, такая разработка была закончена, и США приступили к ее пошаговому внедрению на просторах Украины: НАЭК «Энергоатом» и американская Westinghouse подписали в Киеве контракт на поставку свежего ядерного топлива для реакторов российского производства ВВЭР-1000 в течение 2011-2015 годов в объеме, необходимом для обеспечения ежегодной плановой перезагрузки от трех до шести энергоблоков АЭС. Эти сроки удивительным образом совпадают с окончанием действия 1 января 2010 г. договора украинской стороны с российской компанией «ТВЭЛ» (входит в ОАО «Атомэнергопром»). Как сообщала сама компания Westinghouse, пока планируется поставка 630 топливных сборок, но при необходимости могут быть подписаны документы о расширении сделки.
Такая политическая «диверсификация», по разным экспертным оценкам, обернется для Украины повышением стоимости ядерного топлива в диапазоне от 25% до 40%. Ясно, кому это выгодно: американцы «отбивают» у украинских налогоплательщиков свои «зеленые», вложенные в «оранжевых», а вожди последних получают, как минимум, свои политические дивиденды в вашингтонском «обкоме». Впрочем, здесь не приходится сомневаться и в эффективности мировой практики «откатов».
«Оранжевая» власть так спешила подписать договор с американцами до окончания российко-украинского, что побежала даже впереди Госатомрегулирования. То есть не имея официального разрешения Госатомрегулирования Украины на промышленную эксплуатацию американского топлива в реакторах российского производства. Особое удивление вызывает пункт контракта, из которого следует, что даже если НАЭК «Энергоатом» и получит разрешение от Госатомрегулирования на промышленную эксплуатацию американского топлива в советских реакторах, то в случае массового возникновения технических проблем с топливом от компании Westinghouse украинская сторона будет иметь право прекратить действие контракта.
Видимо, этот пункт возник в связи с тем, что Чехия и Финляндия, где работают такие же российские реакторы типа ВВЭР, некоторое время назад тоже «диверсифицировали» себя от России, перейдя на топливные сборки от Westinghouse. Закончилось тем, что на их АЭС чудом удалось избежать ядерной аварии. По данным независимых экспертов, в Чехии на станции «Темелин» были зафиксированы отказы, по крайней мере, 51 из 61 стержней управления.
Окружающие Чехию и Финляндию европейские страны выступили дружными рядами против опасных политических экспериментов с ядерным американским «меню». После этого чехам и финнам пришлось дать задний ход — возвращаться к «материнскому» топливу для реакторов. Объявленный тендер, как и следовало ожидать, выиграл российский «ТВЭЛ». Похожая история произошла и с аварией на атомной электростанции в Кршко (Словения), работающей по американской технологии и использующей топливо из США – здесь из строя вышла система охлаждения на первом контуре реактора.
Но как стало известно от украинских ядерщиков, небезопасный эксперимент по использованию американских топливных сборок на Южно-Украинской АЭС близ Николаева все еще продолжается, хотя департамент Госатомрегулирования все еще не выдал официальное разрешение на промышленную эксплуатацию топлива из США в реакторах советско-российского производства. Это при том, подчеркнем, что международный договор о поставках нелицензированного ядерного топлива из США уже подписан – полтора года назад. Сегодня Украина осталась единственной страной на просторах Восточной Европы, где власти все еще не отказались от сомнительных в смысле безопасности американских «ядерных» услуг.
И, видимо, если бы Виктор Андреевич не поссорился с Юлией Владимировной, то премьер-министр и дальше выступала бы в роли лоббиста американской электрокомпании. Однако экономическая пропасть, в которую летит Украина, политическое соперничество, а особенно – грядущие выборы, — заставили ее быстро забыть о своих обещаниях министру энергетики США Самюэлю Бодману – допустить Штаты на ядерный рынок Украины. Приоритеты поменялись вместе с появлением новых политических конструкций, возникших в ходе противостояния Ющенко-Тимошенко. Хотя, несмотря ни на что, президенту Ющенко удавалось успешно тормозить подготовку и заключение нового российско-украинского договора в сфере поставки твэлов на АЭС Украины, как минимум, полгода.
Похоже, что после Ялты исход потенциально возможных «газовых» споров между двумя странами будет зависеть именно от того, как обложенное президентом со всех сторон правительство Юлии Тимошенко выполнит свою часть взятых перед Россией обязательств в сфере ядерного топлива. Иными словами, «газовый мир» в Европе и выполнение устных обещаний Путина будут зависеть от того, насколько быстро, успешно и безболезненно для России Юлия Тимошенко сумеет дать от ворот поворот американским партнерам президента Ющенко, которых еще совсем недавно она же сама и привела на Украину.
А сделать это будет непросто. Ведь по договору с другой американской компанией Holtec International на Украине предполагается построить три хранилища для отработанного ядерного топлива. Зачем, спрашивается, Киеву нужна эта головная боль? Все просто. Если Россия забирает свое отработанное ядерное топливо обратно, то поставленное из США после его использования не отправляется за океан, а хранится на территории Украины, превращая ее, наряду с чернобыльской закрытой зоной, в небезопасную ядерную свалку.
Политические игры и метания «оранжевых» лидеров после их прихода к власти, похоже, не только победили здравый смысл в сфере оборота ядерного топлива, но и поставили под удар украинскую урановую промышленность. Заключив договор с американцами, Киев сам себя высек. Ведь в соглашении с Westinghouse прописано, что в сборках будет использован украинский уран. Еще год назад предполагалось, что обогащаться он будет, скорее всего, на базе российского Международного центра в Ангарске, а дальше фабриковать топливо предстоит американцам. Из этого вытекало, что Украина для снижения стоимости операции «уран-обогащение» должна была бы продавать его значительно ниже мировых цен. Для ее урановой промышленности, которая и так еле выживает на государственных дотациях, это заведомо означало бы государственную «эвтаназию».
Однако из последних заявлений Тимошенко после встречи с Владимиром Путиным в Ялте можно сделать вывод, что она готова и этот сценарий для США поломать. «Думаю, что в ближайшие месяцы мы сможем завершить еще один важный документ, который даст нам стабильность в нашем сотрудничестве на многие годы», — заявила Тимошенко в связи с намерениями российской стороны помочь Киеву построить завод по производству ядерного топлива для АЭС. Но это – при условии, что Россия будет достраивать 3-й и 4-й энергоблоки Хмельницкой АЭС, которые планируется ввести в эксплуатацию в 2015-2016 годах.
Официальные лица Украины, руководство НАЭК «Энергоатом» и «кинутых» Юлией Тимошенко американских компаний пока никак не комментируют этот международный скандал с фактическим отказом Киева от заключенных с США «ядерных» договоров в пользу России. Похоже, что политические метания «оранжевой» власти из одних объятий в другие в итоге слишком дорого обойдутся налогоплательщикам страны.
Комментарии
Население информировали последними - первое официальное сообщение было сделано по телевидению только 28 апреля. В довольно сухом сообщении сообщалось о факте аварии и двух погибших, об истинных масштабах катастрофы стали сообщать позже.
После оценки масштабов радиоактивного загрязнения стало понятно, что потребуется эвакуация города Припять, которая была проведена 27 апреля. В первые дни после аварии было эвакуировано население 10-километровой зоны. В последующие дни было эвакуировано население других населённых пунктов 30-километровой зоны. Запрещалось брать с собой вещи, многие были эвакуированы в домашней одежде. Чтобы не раздувать панику, сообщалось, что эвакуированные вернутся домой через три дня. Домашних животных с собой брать не разрешали (впоследствии они были расстреляны).
Опасные однако игры с ядерными спичками сидя на бочке с "мирным" атомом.
Что-то будет....