Украина подхватила инфекцию

На модерации Отложенный

Если бы эпидемия гриппа не пришла в Украину своим ходом, её стоило бы придумать местным политтехнологам. Ведь ничто так не мобилизует потенциальных избирателей, как страх неотвратимой смерти. Тем более что традиционные украинские способы привлечения избирателей - популизм, обещания социальных благ и бюджетных подачек в условиях царящего экономического кризиса - здесь уже практически не действуют.

Ведущие украинские политики вовсю стараются использовать эпидемию гриппа в своих интересах. Каждый по-своему: кто-то десять раз на дню с голубых экранов вещает о неустанной борьбе с вирусом \"вместе с моей командой\", все остальные критикуют команду предводителя и её действия. Обе линии поведения стоят друг друга и одинаково работают на раздувание паники.

Но паниковать бесконечно невозможно. К середине ноября болезнь унесла жизни почти 250 украинцев. И хотя список жертв свиного гриппа продолжает пополняться с пугающей быстротой, возникшая паника ослабевает, а жизнь рядовых украинцев потихоньку возвращается в привычное русло. После пережитого испуга граждане задаются вопросами: а была ли вообще эта эпидемия? кому было выгодно её раздувать? кто виноват в смерти людей? От того, как каждый украинец ответит себе на эти вопросы, по большому счёту зависит исход президентских выборов.

За последний десяток лет Украина пережила немало трагедий и скандалов, которые влияли на сознание, действия и выбор людей. Началось всё с убийства Георгия Гонгадзе и плёнок майора Мельниченко, продолжилось акцией \"Украина без Кучмы\", плавно перешедшей в отравление Виктора Ющенко и \"оранжевую революцию\". Всё, что было после Майдана, напоминает один бесконечный трагифарс. На этом политическом фоне украинские ракетчики сбили российский гражданский самолёт, военный самолёт упал на зрителей авиашоу во Львове, Западная Украина пережила не одно наводнение с человеческими жертвами, регулярно в течение нескольких лет взрывались склады с боеприпасами, а аварии на шахтах унесли не одну сотню жизней. При этом катастрофически стало не хватать средств на оплату газа, а коррупция приобрела столь угрожающие размеры, что пора говорить о ней как об особенности национального характера. Иными словами, для завершения захватывающей динамической картины деградации отдельно взятого государства Украине не хватало эпидемии.

Что такое эпидемия по-украински? Это истерика, подогреваемая властью и помноженная на бледную административную немощь. Заметить эпидемию спустя пару десятков загадочных смертей и сообщить о ней в эфире с изменившимся лицом - это истерика. Ехать ночью в аэропорт, чтобы лично разгрузить самолёт с лекарством \"Тамифлю\", которое запрещено в некоторых странах и не используется как средство профилактики от гриппа, - это истерика. Не иметь в стране ни одной тест-системы, способной выявить \"калифорнийский\" грипп - это некомпетентность и коррупция, поскольку, как выяснилось, деньги на \"достойную встречу\" эпидемии были выделены ещё летом, и теперь их ищут с привлечением прокуратуры. Потребовать у парламента и президента на борьбу с гриппом миллиард гривен безо всякого экономического обоснования, а просто потому, что цифра круглая, - это некомпетентность. Отказываться подписывать указ о выделении означенной суммы исходя из личных политических антипатий - это истерика.

Как эпидемия видится за пределами теленовостей? Это аптеки, где единственными условно антигриппозными препаратами спустя всего один день после официального объявления эпидемии остались аспирин и марганцовка. Это миллионы квадратных метров марли, выделенных в XXI веке правительством европейской страны для пошива повязок. Этого количества в принципе хватило бы на то, чтобы в три слоя, как египетскую мумию, замотать каждого жителя Киева. Но медицинские повязки по-прежнему в дефиците, спустя три недели, и кажется, они не появятся в аптеках уже никогда. Эпидемия - это угроза закрыть аптеки, завышающие цены на ажиотажные лекарства так, будто законов рынка не существует, а люди болеют только гриппом. Эпидемия - это угроза наказать продавцов, взвинтивших в разы цены на лимоны и чеснок. Рекламировать лимоны и чеснок как единственное средство профилактики - это некомпетентность. Скрывать, что прививка от \"калифорнийского\" штамма сделана тебе и подчинённым ещё летом (такую историю о Юлии Тимошенко рассказал авторитетный журнал \"Корреспондент\"), и не дешёвой индийской вакциной, а дорогой американской - это пиар. Опровергать скандальную информацию через пресс-секретаря - истерика.

Рассказать паникующей публике спустя неделю, что эпидемия на самом деле не так уж и страшна и что среднегодовой показатель смертности от гриппа страна ещё не преодолела - некомпетентность. Утверждать спустя ещё неделю, что эпидемия всё же есть и, несмотря на все усилия правительства, набирает обороты - мазохизм.
Идея сделать из эпидемии пиар-шоу - цинична, но оправданна. Как же ещё отвлечь народ от всеобъемлющего кризиса и мерзкого педофильского скандала? Но, кажется, что-то пошло не так. То ли народ оказался пуглив, но быстро отходчив, то ли слова разошлись с делом и вопиющая некомпетентность исполнительной власти вылезла наружу, как ком ваты из самодельной марлевой повязки.

\"Если насморк лечить, он пройдёт за семь дней. Если не лечить - за неделю\" - наверняка этой медицинской рекомендацией руководствовались украинские чиновники, вступая в пиар-битву с вирусом. Но, кажется, к такому выводу касательно эпидемии пришла и подавляющая часть населения страны. Когда гражданин видит неспособность власти защитить его даже от гриппа, в группе граждан от трёх человек начинается брожение умов. Ощутить приятный предвыборный запах и ознакомиться с программой действий отдельных избирателей по отношению к своим политикам можно в любой украинской аптеке. Достаточно спросить, есть ли в продаже медицинские повязки. Приснопамятное \"расстрелять всех, как бешеных собак\" всплывёт примерно на двадцатой секунде непринуждённого разговора.

Автор специально не приводит здесь конкретных имён, медицинской статистики, количества умерших и дословных цитат украинских политиков из экономии места и времени. Ещё и потому, что косноязычие украинских политиков не обогатит картину управляемой катастрофы. Описание всех властных глупостей, курьёзов и несуразностей достойно лучшего пера, к примеру, Ильфа и Петрова. И потому ещё, что эпидемия - лишь составная часть предвыборной президентской кампании, случайная оказия, а не суть процесса.

Процесс же подготовки к выборам идёт своим чередом, и Центризбирком Украины уже закончил регистрацию кандидатов. В сумме получилось восемнадцать. Все основные игроки успешно прошли регистрацию, за бортом осталась только пламенная Наталья Витренко, которая не смогла собрать залог в 300 тысяч долларов. Впрочем, потерю этого бойца отряд не заметил.

Кто же эти смелые люди, какова их роль в стартовавшей избирательной трагикомедии?
Добавлять что-либо к портрету лидера гонки Виктора Януковича, набирающего 28-32 процента, бессмысленно. Он уже памятник. По-прежнему выступает за дружеские отношения с Россией и обещает \"сделать всё от него зависящее\" для придания русскому языку статуса второго государственного, забывая уточнить, что решение вопроса зависит в первую очередь от парламента.

Европейский и американский векторы политики лидер Партии Регионов также развивает. Кампанию ведёт спокойно, с достоинством без рискованных экспериментов. \"Страна для людей\" - этим слоганом исчерпывается вся программа. \"Мы сменим её (власть), и закончится кризис, закончится эпидемия\", - самая яркая из сказанных пока фраз. Экономической программы с пошаговым планом реформ и выхода из кризиса, по сути, не имеет, как, впрочем, и подавляюще большинство других кандидатов. И это, по сути, верно: украинцы никогда не вчитывались в политические декларации, там всё равно одно и то же, а значит, и не оценивали критически кандидатские обещания, привычно голосуя не разумом, а сердцем. Виктор Янукович болеет вместе с народом.

У Юлии Тимошенко программа была, и в 2007 году она называлась \"Украинский прорыв\". Благодаря ей она два года назад стала премьером. Сегодня предпочитает о ней не распространяться, даже когда напоминают. Многостраничный текст программы для потомков сохранился на одном оппозиционном сайте. Тимошенко ведёт кампанию в обычном авральном режиме, концентрируясь на своей пре-
мьерской деятельности и борьбе с кризисом и эпидемией одновременно. \"Она работает. Она - это Украина\", - главный лозунг премьера. При этом всем сразу понятно, кто такая \"она\" на самом деле. Сегодня кажется, что лучше бы этого слогана не было вообще. Потому что не нужно быть великим экономистом, чтобы понять - Украина работает плохо, коль скоро кризис ощущается здесь, как нигде в цивилизованном мире. И болеют гриппом в Украине тоже особенно тяжело. В пассиве Тимошенко \"педофильский скандал\".

Здесь нужно кое-что пояснить. В этом деле есть два факта, которые никем не оспариваются: насилие над детьми действительно было, а ближайший помощник премьера, депутат парламента и начальник её \"мозгового центра\" - близкий друг предполагаемого отца-насильника. Остальное уже не имеет для сомневающихся избирателей значения.

В активе у премьера её нынешняя должность и административный ресурс, неувядающая женская харизма и налаженные связи с Евросоюзом и международными институциями. Тимошенко категорически против введения двуязычия. Вопросов, касающихся вступления Украины в НАТО и базирования Черноморского флота, она старательно избегает. Отставание от Виктора Януковича на сегодня - 8-11 процентов. Но во второй тур она выходит почти гарантировано.

Как выяснилось, зелёненькая медицинская повязка очень подходит к пальто от Луи Вуиттона. А ещё Тимошенко живёт на одну зарплату около 40 тысяч долларов в год и не имеет недвижимости.

Довольно странная аскеза для женщины, когда-то, во времена премьера Лазаренко, ворочавшей миллиардами долларов. За это президент Ющенко назвал её \"пятидесятилетним бомжом\". Здесь бывший соратник допустил две ошибки. Вопервых, Тимошенко только через две недели исполнится 49 лет. Во-вторых, шикарной недвижимостью обеспечены все её родственники. Болеет за народ.

Молодая надежда украинской политики Арсений Яценюк, экс-спикер парламента и лидер общественного движения \"Фронт перемен\", к числу соискателей президентского кресла пока относится условно. Реальных шансов выйти во второй тур у него немного: отставание в процентах - как у Тимошенко от Януковича. Тем не менее социологи включают его в опросные листы как потенциального участника второго тура. У Яценюка есть стратегическая, и поэтому очень общая долгосрочная программа развития страны. Главное её достоинство - общая она и для запада, и для востока страны. Яценюк предлагает украинцам на время забыть об идеологических вопросах - НАТО, русский язык, российский флот и противоречивая история, - сосредоточившись на сугубо социальноэкономических проблемах, принять участие в новой индустриализации, сделать село продуктивным, стать здоровыми и умными. В действительности его программа-максимум - торг с победившим лидером за место премьера или - после внеочередных парламентских выборов - спикера. Программа-минимум - консолидация собственного \"ядерного\" электората по всей Украине - молодёжи и среднего класса, - своя фракция в парламенте. Учитывая возраст - 35 лет, можно смело предположить, что Яценюк в украинской политике надолго. Это выгодно отличает его от Тимошенко и Януковича, для которых проигрыш означает конец политической карьеры. Болеет вместе с украинцами.

Более скомпрометировавшей себя и вызывающей всеобщее раздражение политической фигуры, чем президент Виктор Ющенко, в сегодняшней Украине найти сложно. Над ним издеваются даже в прошлом лояльные СМИ. Основная цель - не допустить победы Тимошенко. Поэтому уже сегодня его называют \"техническим кандидатом\" при Януковиче и Яценюке одновременно. Реальная задача - оказаться в новом парламенте во главе фракции \"Наша Украина\". Его электоральный вес не сопоставим с административным. Секретариат Ющенко - по-прежнему источник политических интриг разной степени безумства. Вспомните введение ЧП или перенос выборов. Этим нынешний президент и ценен для оппонентов Тимошенко. Перманентно болен, пока у власти находится Тимошенко.

Владимир Литвин, спикер Верховной Рады. Социологи прочат ему максимум 7%, что даёт немалые шансы на увеличение своей квоты в парламенте - в 2007 году блок Литвина едва преодолел барьер в 3% - и сохранение места спикера. Основной электорат - простодушные селяне. Лозунг подобран скромно и со вкусом: \"Стране нужен Литвин\". С началом кампании начал откровенный дрейф на восток, выступая с пророссийскими заявлениями, и первым среди украинских топ-политиков допустив пролонгацию пребывания Черноморского флота в Крыму. Болеет душой за страну.
В длинном списке значатся ещё эксглава Нац банка и экс-глава министерства обороны, лидеры коммунистов и социалистов, ультра-националист и мэр, президент федерации фигурного катания и бизнесмен. У всех у них шансы призрачны, и основная их задача - отобрать немного голосов у того или иного ведущего кандидата и нарастить свой собственный политический капитал.

Наконец, нельзя не упомянуть о кандидатах Егоре Лупане и Сергее Ракове. Это виртуальные персонажи, созданные украинскими журналистами. Первый, к примеру, призывает заваривать чай два раза, потому что \"вы зажрались\", и обещает воровать в долларах ради укрепления национальной валюты. Второй утверждает, что всё детство провёл в \"Артеке\" вместе с Юлей Т. и Витей Ю., отсюда и страсть к политике. Тест на чувство юмора прошли не все. Первым провалился Виктор Ющенко. Он на полном серьёзе принялся рассуждать о маргинальности Лупана и Ракова, признавая при этом, что их появление в списках - признак демократии, которую он в Украину занёс и теперь защищает. Лучшей иллюстрации неадекватности действующего президента, а по большому счёту - и всего политического класса, сложно придумать. Что поделать, эпидемия глупости бушует в мире не одну тысячу лет, и лекарства от неё ещё не придумано.