YouTube в России - оружие пролетариата
Сегодня видеообращение на портале YouTube поместил майор милиции Алексей Мумолин из Тольятти. Мумолин пожаловался, что реальная работа по помощи гражданам заменяется бумажной. Он стал восьмым по счету сотрудником правоохранительных органов России, избравшим этот способ коммуникации для того, чтобы достучаться до начальства и общества.
Как известно, нынешний сезон видеопосланий был открыт старшим оперуполномоченным оперативно-розыскной части УВД из Новороссийска Алексеем Дымовским. Его примеру последовали бывший сотрудник дорожно-постовой службы Москвы Вадим Смирнов, бывший сотрудник угрозыска Ухты Михаил Евсеев, бывший зампрокурора Ухты Григорий Чекалин, замначальника отдела коммунально-эксплуатационного обеспечения ГУВД Свердловской области Татьяна Домрачева и Александр Попков - который представился сотрудником военной прокуратуры в Сочи (сегодня, правда, было заявлено, что он уволен с этой должности шесть лет назад).
В свете этого трудно оспорить, что в России жанр видеообращений приобретает все большую популярность. Стоит вспомнить, что одним из его первопроходцев стал старший лейтенант космических войск Виталий Ефремов: весной 2008 года он изготовил музыкальный видеоклип «Письмо министру обороны». В песенке рассказывалось об ужасных бытовых условиях, в которых проживают офицеры и их семьи. Однако сам Ефремов не вывешивал этот ролик в Интернет.
Поэтому подлинным новатором в области использования новых медийных технологий в России стоит все же признать президента Дмитрия Медведева. В начале октября прошлого года он записал первое видеообращение, в котором изложил тезисы своего предстоящего выступления на конференции по вопросам мировой политики - оно было вывешено на официальном сайте Кремля.
Для сравнения - в США использование видеообращений уже давно стало чуть ли национальной традицией. Этим методом пользуются и простые смертные и знаменитости. Так, известная актриса Миа Фэрроу вывесила видео с призывом спасти жителей Дарфура, а одна девятилетняя школьница, к примеру, призвала жителей своего небольшого городка не сносить её любимую игровую площадку. Американские потребители, недовольные каким-либо товаром или услугой, охотно прибегают к этому жанру - так появился популярный ролик, в котором музыканты группы Sons of Maxwell поют песню о том, как работники авиакомпании сломали их гитару.
Несколько лет назад неправительственные организации в США начали использовать интернет-видео для привлечения волонтеров, сбора подписей и пожертвований.
Так, популярнейший видеопортал YouTube специально создал раздел CitizenTube, предназначенным исключительно для этих целей. Ежемесячно на нем появляются несколько десятков новых записей (этим сервисом пока могут пользоваться только НПО США и Великобритании).
Однако, как указывает общественная организация Internet Advocacy Center, не стоит рассчитывать на то, что политические видеообращения станут очень популярными - дело в том, что большинство посетителей Сети, просматривающих видео, делают это исключительно ради развлечения.
Тем не менее, в последнее время появляются порталы, где вывешиваются только видео политической направленности - например, Capitol Hub специализируется на распространении критических по отношению к Администрации Барака Обамы сюжетов. Проект Witness специализируется на видеосюжетах о нарушении прав человека, а Pulitzer Center for Crisis Reporting публикует журналистские видеоматериалы, снятые в «горячих точках».
Среди авторов этих обращений не только американцы - так, например, во время выступлений оппозиции, оспаривавшей результаты президентских выборов в Иране, Интернет был полон видеозаписей, демонстрирующих жестокость властей при разгоне демонстраций, снятых местными авторами.
Показательно, что в марте этого года доступа на YouTube лишились жители Китая - принято считать, что подобным образом власти страны пытались воспрепятствовать их доступу к видеосюжетам, снятым во время волнений в Тибете.
На мой взгляд, российские политические видео кардинально отличаются от иностранных аналогов. Во-первых, это скорее челобитные, или как бы «обращения по инстанции» - ведь главным их адресатом являются не столько сограждане, сколько сами власти - добрый царь, который найдет управу на нерадивых бояр.
Во-вторых, реакция самих российских властей тоже типична - они чаще предпочитают доказывать неадекватность и порочность авторов видеороликов, а не разбираться в сути их претензий.
Каково бы ни было национальное своеобразие использования YouTube, учитывая, что за последними российскими видео стоят реальные проблемы людей, хочется все-таки надеяться, что это новое оружие российского пролетариата окажется не менее эффективным, чем традиционное.
Комментарии