Беларусь — ЕС: ни мира, ни войны
Очередное решение Совета Евросоюза по Беларуси выглядит логичным продолжением начатой политики: мягкий кнут и много пряников. Министры иностранных дел стран ЕС продлили санкции против группы белорусских чиновников до октября 2010 года и тут же приостановили санкции на этот же срок. Параллельно Еврокомиссии рекомендовано подготовиться к соглашению об облегчении визового режима.
В своем заявлении главы МИД стран ЕС приветствовали развитие политического диалога с Беларусью на высоком уровне, начало диалога о правах человека, участие Беларуси в политике «Восточного партнерства» и укрепление технического сотрудничества.
Вместе с тем, они констатировали, что прогресса недостаточно для того, чтобы ограничительные меры в отношении белорусских чиновников были отменены. В документе выражается сожаление, что в последнее время не было достаточно прогресса в области прав и свобод человека. Так, применялась сила в отношении мирных политических протестов, было отказано в регистрации большому количеству политических партий, неправительственных организаций и независимых СМИ.
Министры призвали белорусские власти уважать свободу выражения, объединений и собраний, реформировать избирательное законодательство и ввести мораторий на смертную казнь.
Евросоюз напомнил, что развитие двусторонних отношений зависит от прогресса в области демократии, верховенства закона и прав человека. Так, в зависимости от действий белорусских властей в этих областях визовые санкции могут быть отменены или возобновлены в любой момент.
ЕС подтвердил готовность повышать уровень договорных отношений. Здесь имеется в виду, но не называется, в частности, замороженное базовое Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Выходит, что говорить о нем открытым текстом ЕС пока считает преждевременным.
Министры рекомендовали Комиссии ЕС начать переговоры о подписании соглашения об облегчении визового режима и договора о реадмиссии и предложить промежуточный план приоритетных реформ, которые могут быть реализованы в Беларуси в рамках Европейской политики добрососедства.
Отмашка этим процессам при отсутствии базового соглашения и значительного прогресса в области реформ — серьезный шаг ЕС навстречу Беларуси. Еврокомиссар по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер назвала его прагматичным актом доброй воли: мол, нет у нас другой возможности и мотивировать демократизацию, и показать, что сделано было недостаточно.
Как сообщают СМИ из Брюсселя, найти компромисс было очень непросто, переговоры велись до последнего момента. Германия, Греция, Испания, Италия и ряд других стран выступали за отмену санкций, а Великобритания и Нидерланды придерживались жесткой позиции их возобновления.
Директор неправительственной организации «Офис за демократическую Беларусь» (Брюссель) Ольга Стужинская в беседе с БелаПАН отметила, что сегодняшнее решение Совета ЕС — фактически единственно верное.
Возобновление санкций выглядело бы как признание недальновидности стартовавшей политики диалога и постепенного втягивания Беларуси в европейский контекст. А их отмена шла бы вразрез с тем, о чем говорится в заявлении: ситуация в Беларуси почти не изменилась, поощрять власти, к сожалению, практически не за что.
Стужинская считает: выразив готовность подписать с Беларусью соглашение об облегчении визового режима, ЕС пошел навстречу пожеланиям властей и гражданского общества, которые неоднократно поднимали этот вопрос на разных уровнях. Но этот пряник, по словам собеседницы, выдан авансом.
По мнению главы «Офиса за демократическую Беларусь», официальный Минск теперь должен приложить максимум усилий, чтобы в октябре 2010 года санкции были полностью сняты. В первую очередь это касается реформы избирательного законодательства, проведения местных выборов весной 2010 года в соответствии со стандартами ОБСЕ, а также улучшения ситуации с правами и свободами.
Белорусский политолог Андрей Егоров также считает, что других вариантов у объединенной Европы быть не могло. Нелогичным был бы отказ от санкций, пока не устранены те причины, по которым они были введены: нарушение прав человека и несвободные выборы. Егоров считает, что в Брюсселе прекрасно понимают: демократизация — процесс длительный.
Заявление показывает, что демократическим реформам и развитию гражданского общества в Беларуси ЕС намерен способствовать через диалог, считает политолог. По его словам, выразив готовность подписать соглашение, которое приведет к снижению стоимости шенгенских виз для белорусов, объединенная Европа также доказала, что может переступать через формальные требования для развития отношений.
Альтернативы диалогу нет ни у ЕС, ни у Минска, считает политолог Андрей Федоров. Страны ЕС, по сути, пришли к компромиссу в духе формулы «ни мира, ни войны». Как подчеркивает Федоров, от политических условий сближения Брюссель отказываться не намерен: будет продолжать диалог, но не безоговорочно.
В то же время Минск вынужденно продолжит диалог, хотя и не хочет каких-либо условий. По мнению Федорова, в ближайший год сторонам предстоит искать возможности политического взаимодействия.
Выходит, что Беларусь получила новое домашнее задание от ЕС. Страны объединенной Европы нашли компромисс и сделали шаг навстречу. Ход за Минском: белорусские власти просили больше времени и получили 12 месяцев. Двигаясь навстречу пожеланиям ЕС, белорусские также будут вынуждены идти на компромисс и прагматичные акты доброй воли.
Комментарии
15 лет строил стену между ЕС и РБ. теперь его прорвало, деньги кончились, убыточное производство дотировать нечем.
просто нет слов.
После парламентских выборов в декабре 2004 года этот список был дополнен главой Центризбиркома Лидией Ермошиной и Юрием Подобедом, который тогда возглавлял полк милиции специального назначения, разгонявший акции протеста в период избирательной кампании.
В октябре 2006 года список невъездных пополнили еще четыре человека: судьи и гособвинители — за приговор экс-кандидату в президенты Александру Козулину и активистам незарегистрированной организации "Партнерство".
В ноябре 2006 года Еврокомиссия опубликовала неофициальную стратегию (non-paper) развития отношений с Беларусью, перечислив, что может дать стране в обмен на выполнение 12 рекомендаций. Условия ЕС включали уважение права белорусов на демократические выборы, прав на независимую информацию и свободу слова, соблюдение прав общественных организаций и предпринимателей, а также освобождение всех тех, кого Запад считал политическими заключенными