Малый бизнес выживает вопреки действиям властей

Российские чиновники регулярно рапортуют о мерах по поддержке малого бизнеса. Однако на деле этот сегмент экономики выживает, скорее, не благодаря, а вопреки действиям властей.

За последние полгода каждый более-менее ответственный чиновник хотя бы однажды рапортовал, как он поддерживает малый бизнес. Между тем малое предпринимательство в России пытается выживать, не очень прислушиваясь к таким заявлениям.

16 ноября стартовала ежегодная международная акция «Всемирная неделя предпринимательства». Поэтому в ближайшие дни следует ожидать всплеска чиновничьих докладов о том, как много «слуги народа» сделали для развития частной инициативы. Впрочем, российская власть не устает подбадривать малый бизнес и без привязки к календарю. С региональных площадок вертикали власти с завидной регулярностью звучат доклады: «Поддержали... выделили... облегчили...».

Например, в Нижегородской области на поддержку малого бизнеса в условиях кризиса с начала года направлено 275 млн руб. По словам петербургских чиновников, в нынешнем году объем финансирования кредитования малого бизнеса в Петербурге составит 101,5 млн рублей - почти в 100 раз больше, чем в 2005 году. «Доля малых предприятий у нас составляет около 46%, - заявлял ранее мэр Краснодара Владимир Евланов. - При этом в городе насчитывается около 40 тыс предприятий малого бизнеса». Не забывают про малый бизнес и в столице.

Здесь, по словам чиновников, за последние четыре года малым предприятиям передано или построено нежилых помещений общей площадью 2,8 млн квадратных метров. На следующий год Москва сохраняет практически все программы поддержки малых предприятий. А мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что необходимо разработать еще две целевые программы: по развитию бизнес-инкубаторов и по созданию технопарков.

Наконец, по словам министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной, в 2009 году расходы федерального бюджета на поддержку малого и среднего бизнеса выросли до18,5 млрд рублей, то есть в 4 раза по сравнению с ранее запланированными суммами.

Однако россияне по-прежнему смотрят на чиновничью активность с определенной долей недоверия. С одной стороны, ситуация действительно улучшилась. В частности, принят ряд законов, призванных облегчить жизнь малому бизнесу. Было отменено обязательное использование кассовых аппаратов для предпринимателей, выплачивающих ЕНВД. В ряде регионов с 1 января 2010 года снижается ставка налога по упрощенной системе налогообложения для всех работающих по ней субъектов малого предпринимательства, а порог валового дохода в «упрощенке» повышен до 60 млн рублей. Начал действовать закон о сокращении проверок со стороны госорганов.

Вышло постановление правительства РФ «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности», отменяющее необходимость выпрашивать у госорганов разрешение заниматься многими видами бизнеса. Более 4 тысяч малых предприятий по России выкупили арендуемые помещения по оценочной стоимости.

Параллельно, по словам Набиуллиной, правительство делало акцент «на поддержке занятости, предоставлении субсидий начинающим предпринимателям, субсидировании процентной ставки».

С другой стороны, нынешних улучшений для беззаботного развития и массового прихода россиян в малый бизнес явно недостаточно.

Например, по оценкам президента НП «ОПОРА» Сергея Борисова, на сегодняшний день для малого предпринимательства в России разработано 13 федеральных целевых программ (ФЦП), однако «многие программы ведомств носят декларативный характер, у них нет конечных показателей». При этом сами процедуры реализации этих программ чрезвычайно забюрократизированы.

Например, как отмечает гендиректор Московского агентства по развитию предпринимательства Андрей Маштаков, в столице перед Новым годом предприниматели стоят в очередях, чтобы перерегистрировать свои ООО до 1 января 2010 года.

Кроме того, несмотря на вступление в силу ФЗ № 294 \"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля\", ряд надзорных органов сохранил право проведения внеплановых проверок - например, налоговики.

По оценкам Всемирного банка, чтобы получить разрешение на строительствов Москве, бизнесмену придется пройти 54 процедуры, в сумме по нормативам занимающие 704 дня. На практике эти сроки гораздо дольше из-за коррупционного давления. Причем в провинции дела обстоят не намного легче.

По подсчетам экспертов ВБ, проще всего организовать свое дело в Ростове-на-Дону - для этого необходимо пройти 13 (не всегда бесплатных) процедур, занимающих 22 дня. Тяжелее всего приходится предпринимателям из Перми - они проходят 10 процедур и 36 дней. При этом \"коррупционный налог\" в среднем по России составляет около 10% выручки.

Свою долю негатива в развитие малого бизнеса вносит и кризис. По результатам опроса «Альянс Медиа», только 12% руководителей малых предприятий считают, что экономическая ситуация в стране улучшается. 27% бизнесменов уверены, что влияние кризиса на бизнес остается значительным. А 31% опрошенных отмечают возрастание кризисных факторов.

Конечно, малому бизнесу удается выживать во время кризиса, но отнюдь не благодаря господдержке. Предпринимаемые властью шаги пока не приводят к резкому росту числа желающих заниматься малым предпринимательством - по крайней мере, официально.

Так, по оценке главы Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития Андрея Шарова, за I полугодие 2009 года при поддержке государства в России открылось всего 3 тыс субъектов малого бизнеса. Шаров выразил надежду на то, что до конца года удастся открыть еще 7 тысяч предприятий, но верится в это с трудом. Во многих регионах число грантов на создание малого бизнеса в четыре-пять раз больше, чем заявок. Однако, несмотря на регулярные призывы власти, россияне идут в предпринимательство крайне неохотно.

Напомним, что по данным программам, начинающие предприниматели (зачастую обязательным условием получения является регистрация безработного на бирже труда) проходят обучение и получают гранты 100-300 тыс рублей под реалистичный бизнес-план. Правда, в ряде регионов заявок накопилось уже столько, что выдача грантов приостановлена, например, в Санкт-Петербурге.

С другой стороны, напрашивается объективный вопрос - какой именно бизнес начинающий предприниматель может организовать за 100-300 тыс рублей? Разве что открыть собственный интернет-сайт или загромоздить квартиру кадками с тюльпанами на 8 марта, как в комедии Юрия Мамина \"Фонтан\". Да и то не факт, что на эти тюльпаны найдется покупатель.

Наконец, даже в \"Опоре\" не могут точно сказать, какое число начинающих предпринимателей не смогло преодолеть бюрократическкие препоны или нехватку начального капитала и передумало открывать свое дело.

Между тем, по оценкам вице-премьера Александра Жукова, уровень реальной безработицы в России в 2010 году будет приблизительно таким же, как в этом - около 5,8-6 млн человек. То есть существенного спада безработицы в России не ожидается, и невостребованным работникам остается либо искать дополнительные источники доходов, либо мигрировать.

А пока власть на разном уровне благополучно осваивает бюджеты на поддержку малого бизнеса, и иногда от этого даже бывает прок. Однако очевидно, что сейчас господдержка доступна далеко не всем бизнесменам и является далеко не главным стимулом для начинающих предпринимателей.