Время, вперед!

Ежегодное Послание Президента так или иначе каждый год задает некоторую рамку текущего политического процесса в стране: акцентирует внимание на том, что сейчас действительно актуально, а что можно вынести за скобки. В этот раз расстановка акцентов главой государства может показаться кому-то вполне логичной, кому-то - неочевидной, кому-то - таящей в себе скрытые политические интриги.

Логичным стало Послание для экспертного сообщества, поскольку его представители уже давно сошлись во мнении, что тема модернизации станет главной в стратегии Дмитрия Медведева. Несколько нелогичным и даже непонятным может показаться Послание рядовому обывателю, который в год кризиса наверняка ожидал услышать от Президента чуть больше о сокращении производства, безработице, падении доходов населения. Наконец, западные СМИ и так называемые кремлинологи уже потирают руки, считая Послание которым уже по счету свидетельством отхода Дмитрия Медведева от политики Владимира Путина.

Можно во многом согласиться с первой и даже со второй трактовкой президентского выступления, скептически оценить третью, однако, подобный взгляд не позволит, как мне представляется, понять главное. Наиболее важным стало то, что Президент представил обществу свое видение современного государства. Государства, которое не просто выполняет отведенные ему гражданами функции, а каждым своим действием увеличивает свою общественную стоимость. В данном случае общественная стоимость выступает в качестве эквивалента прибавочной стоимости в бизнесе, однако измеряется она не финансовыми показателями, и даже не материальным благосостоянием населения, а степенью удобства, качества и доступности услуг, которые государство предоставляет своим гражданам. Другими словами, можно создать государственную корпорацию, однако, насколько ценной она будет для всех граждан, а не только для тех, кто сможет получить в ней работу? В этом контексте Медведев предлагает принципиальное новое: он говорит о государстве как созидателе новых услуг, доступных и имеющих безусловную ценность для всех и, как следствие, повышающих ценность государства в глазах самих граждан.

В данном контексте пять стратегических направлений технологической модернизации, о которой говорит Медведев, призваны стать инструментами увеличения общественной стоимости государства. Однако модернизация это сложный социальный процесс, для функционирования которого необходим ряд условий, и тут возникают некоторые вопросы. Модернизация объективно нуждается в носителе, движущей силе, продвигающей и, если нужно, даже насаждающей ее идеи, принципы, институты. Обозначена ли в Послании эта сила? Пока нет, скорее подразумевается, что в модернизации заинтересованы мы все, поскольку она создаст условия для максимальной реализации наших способностей и улучшения качества жизни.

В то же время, коллективная ответственность, как известно, обычно ведет к безответственности. Президент дал поручения Правительству, Федеральному Собранию, региональным властям, однако то, как они будут исполнены, зависит от качества и способностей существующего административного аппарата, подверженного всем известным бедам, в том числе и коррупции, о которой говорил Дмитрий Медведев.

Отсюда возникает альтернатива, причем не исключающая оба варианта - либо модернизация останется государственным проектом, либо станет общественным. Дмитрий Медведев уже активно подключает общество к формулированию своих инициатив, что мы видели на примере работы над текстом Послания, однако если на стадии подготовки модернизационного проекта этого достаточно, то на стадии его реализации, вероятно, потребуются новые формы и механизмы, обеспечивающие участие в нем представителей общественности. В любом случае, будучи социальным проектом, модернизация потребует появления новых общественных сил, претендующих на то, чтобы стать ее лицом. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить этим силам возможность участвовать в социально-политической жизни страны; не случайно в этой связи, что существенная часть Послания была посвящена развитию и укреплению демократических институтов на региональном уровне, поскольку именно там будет решаться судьба модернизационного проекта.

Значимость этого проекта для страны в настоящий момент действительно уникальна, поскольку он способен принципиально изменить статус и место государства в нашей повседневной жизни. То видение государства, которое предлагает Медведев, не имеет ничего общего ни с пресловутым либеральным \"ночным сторожем\", ни, тем более, с советским бюрократическим режимом; можно сказать, что в России такой системы просто еще не было. В значительной мере это эволюция сложившихся за последние годы наших государственных институтов в сторону системы эффективного государственного менеджмента, которая начала складываться в некоторых странах Западной Европы, а также в Канаде, Австралии с середины 90-х годов. Системы, основывающейся на кропотливой работе государственных институтов над увеличением своей общественной стоимости, что способствует не только улучшению качества жизни граждан, но и усилению самого государства как ответственной мировой силы. Разница в 10 лет это даже не отставание, а лишь пространство для стратегического броска, который Россия способна совершить в самое ближайшее время.