Когда рухнет наша стена?
В Израиле Уотерс написал на заборе безопасности строчку из альбома: \"Нам не нужен контроль над мыслями\", и выразил надежду, что он рухнет, как и Берлинская стена.
В эти дни, когда Германия празднует 20-летие падения Берлинской стены, в Израиле то и дело звучат нелестные сравнения. Мол, весь мир разрушает стены, открывает двери и наводит мосты (мосты и двери – сквозная тема дизайна евро, общей валюты объединенной Европы), а израильтяне отгораживаются уродливым бетонным забором безопасности. В нескольких местах палестинцы и активисты левых движений даже попытались пробить бреши в стене. В многочисленных интервью, даваемых в эти дни арабскими политиками, рассказывается, какие неудобства доставляет \"стена апартеида, вражды и разделения\" жителям автономии, которые вынуждены в обход добираться до работы, медицинских учреждений и родственников, живущих \"по ту сторону\".
Об этом же говорил известный рок-музыкант, бывший солист группы \"Пинк Флойд\" Роджер Уотерс в своем 15-минутном фильме \"Заслоненный стеной горизонт\". В 1990 году на месте разрушенной Берлинской стены Уотерс и другие музыканты целиком исполнили легендарный альбом \"Пинк Флойд\" \"The Wall\" (\"Стена\"). В Израиле Уотерс написал на заборе безопасности строчку из альбома: \"Нам не нужен контроль над мыслями\", и выразил надежду, что он рухнет, как и Берлинская стена.
Но и музыкант-миротворец в своем фильме не мог обойти причину возведения забора, показав кадры с места взрывов террористов-смертников. Выступивший перед премьерой картины представитель ООН отметил, что число подобных терактов в последние годы сократилось в десятки раз – а значит, Израиль может пересмотреть планы строительства барьера, которое признано незаконным по решению Международного суда справедливости.
Но правомочен ли такой вывод? Нет никаких сомнений, что с ликвидацией забора террор тут же возобновится. До сих пор время от времени поступают сообщения о террористах, проникших на территорию Израиля из тех районов, где стена еще не построена, главным образом, из Самарии. То есть, выбора у нас нет – либо уродливый и неудобный для местных жителей забор, либо снова кровь и взрывы в наших городах. Возможно, нам не хватает широты взглядов и плюрализма мышления, но мы выбираем первое.
Можно вспомнить также барьер, возведенный на границе Иерусалима и арабской деревни Бейт-Джалла, откуда в 2001-2003 годах велись обстрелы столичного квартала Гило. Бетонные заграждения были построены в наиболее опасных местах и защищали, главным образом, проезжую часть; дома же, стоявшие на возвышении, оставались уязвимыми. Художники разрисовали стену пейзажами, копирующими ландшафт, который прежде открывался из Гило. После этого родилась грустная шутка о том, что теперь нам не страшно отдать все спорные территории и нарисовать все потерянное – Голаны, Хеврон, Восточный Иерусалим – на высоком заборе, ограждающем крошечный Израиль.
Та стена так и осталась недостроенной, а обстрелы прекратились лишь после операции ЦАХАЛа в Бейт-Джалле. В 2008 году через прорехи между фрагментами забора в Гило проник террорист, ранивший ножом полицейского и убивший случайного прохожего. Дело могло бы кончиться хуже, если бы патруль не остановил подозрительного палестинца недалеко от школы. До сих пор арабы могут при желании попасть на территорию Израиля, минуя КПП, и в Гило, и в других местах. И несмотря на все усилия пограничников, из Египта в Газу через подземные тоннели идет поток оружия, наркотиков, контрабандного товара. А жители Южного Негева и Севера могут только мечтать о такой стене, которая защитила бы их от \"кассамов\" и \"катюш\".
Впрочем, и у нас был праздник, когда сносились разделительные стены и заборы. Он и сейчас отмечается в Израиле как День Иерусалима, день, когда в результате Шестидневной войны город был объединен и разобраны военные укрепления и стены, разделявшие Восточную и Западную части. Тогда же были восстановлены дороги, город начал расти и развиваться, жизнь в нем стала безопаснее и благополучнее. Объединение несло благо и процветание всем жителям Иерусалима – евреям и арабам. Вряд ли сегодня арабские жители столицы, которые работают, учатся, лечатся и развлекаются в Западном Иерусалиме, завидуют населению \"независимых\" территорий Палестинской автономии. Хотя, подчиняясь бытующей в их среде круговой поруке, они тоже кричат о \"зверствах оккупантов\" и двух столицах для двух государств. Но если их пожелания исполнятся, то в мире появится еще одна уродливая стена – разделяющая Иерусалим.
Люди, которые пришли строить свое государство в Эрец Исраэль, не хотели войны. Принцип первых поселений \"хома у-мигдаль\" - \"стена и башня\" - был вынужденным. Как ни старались евреи наладить мирные отношения с соседями, опасность нападений сохранялась всегда, и спастись от нее можно было только за стеной. С тех пор ситуация принципиально не изменилась, а потому сравнивать Берлинскую стену, возведенную по политическим мотивам и разделившую один народ, и израильский забор безопасности, спасающий нас от убийц, - откровенная спекуляция.
Впрочем, некоторые параллели все же возможны. Берлинская стена рухнула, как только сошел со сцены поддерживающий ее режим. Когда исчезнут силы, провоцирующие террор, когда арабские жители территорий будут приходить в наши города только с мирными намерениями – мы тоже разрушим бетонные заграждения. Это событие станет для Ближнего Востока таким же великим праздником, чем для Европы – крушение Берлинской стены. Но пока мы можем только молиться о приближении этого дня – и укреплять защищающие нас стены.
Комментарии
И на кого рассчитан этот бред?
На тех кто не знает как на протяжении многих лет, попирая постановления ООН Израиль выдавливал арабов с их территорий. Причем как в открытых военных действиях, так и с помощью терактов (обычно заминированные автомобили).
А забор нужен. И вышки по окружности.