Первый год администрации Обамы: США-Россия
У меня сложилось мнение, что когда Барак Обама въехал в Белый дом год тому назад, открывая файл под названием «Россия» его компьютер завис. Видно, после Буша осталось много незаконченной работы, спама, и даже вирусов. С тех пор администрация продолжает нажимать кнопку «перезагрузки». По-английски, RESET. Но компьютер все равно «зависает», потому что нет никакого эффекта от перезагрузки системы со старыми вирусами. Иногда создается ощущение, что в Вашингтоне - перманентная перезагрузка.
Однако давайте оставим компьютерные аналогии, и воспользуемся терминами карточной игры. Чем можно объяснить то, что президент Обама пожертвовал своим главным козырем, а именно - системой противоракетной обороны, которая должна была быть развернута в Польше и Чехии?
В Варшаве и Праге еще до сих отходят от шока, вызванного решением США отменить центрально-европейскую систему ПРО. Некоторым консервативным обозревателям в Вашингтоне кажется, что Обама обращается с противниками лучше, чем с союзниками, надеясь, что старые друзья все поймут и простят. Правы ли те, кто считают, что в политике нет друзей, а есть только интересы?
Пока что Кремль с удовольствием прикарманил все уступки, и, потирая руки, ожидает новых. Обама надеялся, что русские ответят взаимностью, и поддержат санкции против Ирана. Но не тут-то было. И Путин, и Медведев и Лавров - кто жестко, кто более дипломатично - дали понять, что Россия не поддержит жесткие санкции против Тегерана. А без ужесточения санкций, а именно эмбарго на поставки бензина, муллы будут иметь средства для создания боеголовок для уже существующих баллистических ракет среднего радиуса.
Не за горами и создание межконтинетальных баллистических ракет, благо возраст этой технологии уже перевалил за полвека, а многие иранские специалисты прошли обучение в России.
Пока, похоже, Россия намерена спокойно сидеть и наблюдать, как Иран запугивает союзников США на Ближнем Востоке - Саудовскую Аравию и страны Персидского залива. Россия даже не считает спонсируемых Тегераном Хамас и Хезболлу террористическими организациями - зачем?
Напряженность на Ближнем Востоке растет, а вместе с ней и цены на нефть и газ.
А так как Россия является крупнейшим экспортером энергоносителей, с высокими ценами производства оных, то высокие цены - это как раз то, что надо! Ведь кризис на дворе...
Кроме того, администрация Обамы хочет хоть в лепешку расшибиться, но завершить переговоры о новом Договоре по контролю над вооружениями до 5 декабря, когда истекает срок договора СНВ¬-2. Вашингтонские специалисты по ядерному оружью утверждают, однако, что администрация не должна стремится к слишком амбициозным целям в отношении сроков переговоров. Вместо этого, считают они, можно договариваться о протоколе по контролю, учёту и проверкам в рамках существующего так называемого Московского договора, действующего до 2012 г., сделав его более прозрачным и проверяемым.
А что касается остальных вопросов двусторонних отношений, то здесь, как говорится, чем дальше в лес - тем больше дров. Возьмем, например, вопрос: как Россия относится к своим соседям?
На мой взгляд, поездка вице-президента Джо Байдена на Украину и в Грузию две недели спустя после поездки Обамы в Москву не очень-то убедила эти две страны в поддержке со стороны Америки. А Россия времени не теряет, строит пять военных баз на оккупированных грузинских территориях. А как быть с незыблемостью послевоенных границ? Где международное право и ООН, о которых так печётся Москва после иракской войны?
Чтобы отдать дань объективности, надо отметить и успехи администрации президента Обамы. К ним я бы в первую очередь отнес соглашения о транзите через Россию и Центральную Азию военных грузов для войск натовской коалиции в Афганистане, сохранение транспортной базы ВВС Манас в Кыргызстане. Но все же, даже если Россия представляет эти шаги как уступки, следует помнить, что талибы - это также враги России.
Будем надеяться, что после первого года ученичества, политика администрации Обамы в отношении России принесет более ощутимые результаты для безопасности, и сотрудничество по ключевым вопросам, таким как ядерной разоружение Ирана начнёт давать реальные результаты. Хотя, если честно, у меня лично есть сомнения на этот счет.
Комментарии
ВПК, это полигон, для отработки стратегии ведения войн в различных регионах и разных схем ведения боевых действий. Кроме того мнимый авторитет страны и его руководителя.
Помните, что как-то сказа Буш младший: Если мы уйдем из Афганистана или Ирака, это значит мы проиграли. Война это не игра в шахматы, это бои без правил.