Если завтра - война...
На модерации
Отложенный
Станет ли война чем-то иным теперь, когда военные получили в свое распоряжение компьютерные \"игрушки\", описанные в прошлом номере \"КТ\"? Обычный ли это виток технической гонки или переход на иной качественный уровень? Сказать трудно. Но все же то, о чем мы говорили неделю назад, больше относится к настоящему времени. К развитию старых идей. В конце концов, карта останется картой, даже если станет трехмерной и будет обновляться в реальном времени.
Судя по всему, человечество вступает сейчас в новый век - Цифровой век, что является таким же качественным скачком, как переход из века каменного в бронзовый. При таких переходах меняется не только материал, из которого сделан топор, но и психология, экономическое и социальное устройство - в том числе и способы применения топора. Не меняется только человек. За тот ничтожный срок, что прошел с момента появления первой относительно разумной обезьяны, человек внешне изменился лишь косметически. Внутренне - не намного больше.
Начну издалека. Африканские племена издавна воевали между собой. Поскольку Африка огромна и перемещаться по ней пешком достаточно затруднительно, ареал проживания племен был ограничен, и, соответственно, боевые действия велись только с соседями. Скажу честно, если негра из Африки центральной и негра из Африки южной я еще способен отличить друг от друга, то поставленные рядом представители двух соседних (читай - родственных) племен для меня (да и для любого среднего белого человека) близнецы-братья. Они же различают себе подобных вполне неплохо и многие сотни лет с упоением грызут друг другу глотки. Война между центральноафриканскими племенами еще до совсем недавнего времени выглядела так: мужское население брало копья и радостно бежало через пустыню к вражескому поселению. На середине пути они встречались с такой же группой, бегущей навстречу, и после непродолжительной рубки все (за исключением мертвых), усталые, но довольные, расходились по домам. Количество погибших было незначительно (многих ли уложишь каменным копьем) и не ставило под опасность ни выживание племени в данный момент из-за нехватки охотников, ни продолжение рода в целом.
Лет тридцать назад эти ребята получили танки и автоматы. Старые и ржавые, но вполне боеспособные. Итогом стали самые кровопролитные войны, которые только знал континент. Руанда, Сомали - эти названия знакомы всем, кто смотрит новости. И глядя на то, как сотни тысяч умирают от голода и болезней, понимаешь, что виной всему - новое оружие. Эти люди слишком недавно слезли с пальм и воспринимают автомат просто как более мощный лук. Виденье войны и тактика ведения боевых действия для них не изменились. Но автомат убивает лучше лука. И в результате потери среди мужского населения превысили допустимую норму. Иждивенцев (женщин, детей) стало некому кормить. Положить конец таким войнам можно, только переселив все племена в охраняемые резервации, обнесенные колючей проволокой, поскольку сами участники сражений убитых не считают (не умеют) и прекращать воевать не собираются.
К чему я веду? А к тому, что в ближайшие несколько десятилетий европейская цивилизация (к которой, разумеется, принадлежит и Cеверная Америка) скорее всего получит в свое распоряжение оружие, отличающееся от нынешнего, как автомат Калашникова отличается от лука. Сумеет ли цивилизация избежать соблазна применения нового оружия - большой вопрос.
Мир не раз стоял на пороге атомной войны. Однако фактором, превратившим атомную бомбу в оружие сдерживания, пугач, стала ее чрезмерная разрушительная сила. Поняв, что после атомного конфликта между СССР и США делить будет нечего и некому, вояки умерили пыл. Но, кстати, во многом потому, что арсенал атомных боеголовок исчислялся тысячами, и все они, без сомнения, были бы пущены в ход. Сейчас Индия и Пакистан владеют атомными (а Индия вроде бы - и нейтронными) бомбами в количестве, измеряемом единицами, и ядерный конфликт между ними ныне более вероятен, чем между США и СССР в самые тяжелые времена холодной войны.
Новое же, перспективное оружие, обладая гораздо меньшей общей разрушительной силой, будучи менее эффектным, реально должно быть куда более эффективным. И значит - более опасным для цивилизации. Главным фактором, сдерживающим его применение, станет скорее не боязнь ответного удара, а реакция общественности и других государств на его применение. Соответственно, самыми вероятными сценариями станут либо применение нового оружия очень сильным государством против слабого противника (Китай против Тайваня, США против Сербии, возможно, Россия против Чечни), что не вызовет больших протестов, либо одновременное проведение кампании по формированию должного общественного мнения (США поливали Вьетнам напалмом при поддержке большинства населения).
Вы спросите: а при чем тут компьютеры и цифровой век? Во-первых, все новые виды оружия стали возможными благодаря возрастанию вычислительных мощностей (расчеты, необходимые для создания атомной бомбы, уже можно выполнить на обычной персоналке на базе PIII за разумное время). Во-вторых, влиять на общественное сознание (и на индивидуальное, если на то пошло) можно тоже только с применением новейших технических средств. Проект Echelon, как выяснилось, не фантастика. И, возможно, это только цветочки. В-третьих, политическая картина мира в цифровом веке может сильно отличаться от нынешней. И неизвестно, будет она лучше или хуже.
Ниже я постараюсь примерно осветить все современные тенденции в области разработки новых видов вооружений. В статье Сергея Голубицкого речь пойдет о том, как изменяется психология ведения войны у современного государства и его населения, а в статье Татьяны Даниловой - о том, как именно современное государство пытается \"общаться\" со своим населением.
Оружие будущего
Очевидно, что оружие будущего в первую очередь будет высокотехнологичным. А значит - очень дорогостоящим. И во многом практика его применения будет зависеть от этих факторов. Кроме того, вид оружия должен варьироваться исходя из поставленной задачи: давно понятно, что, допустим, бомбардировки - плохое средство против партизан.
Начнем с того, что уже находится на пороге внедрения, и плавно будем переходить ко все более отдаленным разработкам (правда, отдаленным на одно-два десятилетия, не больше).
Высокоточное оружие
Разработки в этом направлении ведутся давным-давно. Первая публичная демонстрация высокоточных ракет пришлась на войну в Персидском заливе. По телевиденью крутили кадры, на которых ракеты залетали чуть ли не в двери нужных домов. Сообщалось, что погрешность составляет метры, если не сантиметры. Россия тоже могла похвастаться высокоточным оружием - именно с помощью такой ракеты якобы был убит Джохар Дудаев.
Не могу сказать, как было с Дудаевым, но то, что о сантиметровой погрешности пока и речи не идет, - очевидно. Трагические промахи \"высокоточных\" американских ракет в Косове уже стали притчей во языцех. Последний провал при испытании новейшей системы ПРО США - из этой же серии.
Тем не менее, даже те ракеты, что есть сейчас, - уже вполне приличные образчики, и прогресс, как говорится, налицо. Основной проблемой, которую решают разработчики, является программирование \"мозга\" ракеты. Человек не в состоянии эффективно управлять полетом ракеты, и для успешного попадания в цель ей самой необходимо обрабатывать информацию, получаемую со спутников или от навигационных устройств, размещенных в самой ракете, и принимать решения. Кроме того, очень важно отличить назначенную цель от сторонних объектов - не потерять прицел, а также успешно маневрировать в полете, для чего требуется не только мастерство пилота, но и хороший двигатель и пр.
Фактически высокоточная ракета должна стать суперкомпьютером, анализирующим информацию и мгновенно принимающим решение. А отсюда уже не так далеко до искусственного интеллекта. Любопытно и то, как высокоточная (читай - высокоинтеллектуальная) ракета ПРО будет сражаться с себе подобной.
Что же касается не компьютерной, а боевой начинки подобных ракет, тут все идет к тому, что разрушающая способность обычных (не ядерных) зарядов приближается к возможностям тактического ядерного оружия, при этом будучи лишенной всех минусов типа радиационного загрязнения (впрочем, при желании, экологический ущерб легко нанести, выбрав целью атомную электростанцию или химический завод). По сравнению же с обычными боеприпасами на основе тротила и пр. современные заряды (правда, многие из них еще только ходят в прототипах) мощнее в 30-50 раз. Вы наверняка наслышаны о подобных системах - кассетных, вакуумных (объемно-детонирующих) и других бомбах.
Меньше известно акустическое и электромагнитное оружие. Первое из них поражает живую силу противника, излучая звуковые колебания определенной частоты, которые вызывают широкий спектр нарушений функционирования организма - от мгновенной диареи до разрыва среднего уха. Кроме того, эффект может быть и психологическим, вплоть до полной деморализации.
Электромагнитное оружие рассчитано в первую очередь на подавление классических радиоэлектронных средств, работающих на принципах приема и преобразования электромагнитных волн. Другими словами, все электроприборы в зоне действия электромагнитной бомбы либо сгорят, либо \"сойдут с ума\". Кроме того, при надлежащей мощности электромагнитное излучение способно оказывать вредное воздействие и на человека, разрушая клетки и нарушая биологические и физиологические функции организма.
Не стоит забывать и о классическом ядерном оружии. Если в первые десятилетия его существования военные стремились увеличить разрушительную мощь этих видов вооружений, то теперь стоит прямо противоположная задача - сделать атомную бомбу сверхмалой мощности.
Причем очевидно, что все подобные заряды могут нести на себе не только высокоточные ракеты (smart missiles), но и обычные бомбы (dumb bombs).
Лазерное оружие
До недавнего времени лазерное оружие можно было встретить только на страницах фантастических романов. Теперь же в этом направлении ведутся фундаментальные исследования - в основном в Израиле и США. Их последняя совместная разработка - тактический высокомощный лазер (Tactical High Energy Laser - THEL) прошел первый успешный тест (так называемый first light) в июне прошлого года.
Пристальное внимание к военному применению лазерных технологий было приковано в 1980-х годах, во время пресловутой программы СОИ (SDI). Планировалось, что размещенные на орбите мощные лазерные установки будут надежным средством противоракетной обороны. Сейчас, когда холодная война окончательно канула в лету, выясняется, что основной задачей СОИ было не создание противоракетного зонтика над территорией США, а подталкивание СССР к ответным действиям (мы потратили на поиск адекватного ответа много больше, чем США, подорвав и без того дряхлую экономику очередным непосильным военным проектом). Разумеется, СОИ не была полной профанацией, некоторые разработки велись, просто никто не собирался воплощать в жизнь эту невероятную космическую систему.
Тем не менее, сейчас лазерное оружие высокой мощности планируется использовать именно как средство ПРО. О портативных бластерах (лазерных ружьях) пока не стоит и мечтать: обычный автомат даст фору любому ручному лазерному оружию, которое можно создать, используя современные технологии.
С другой стороны, лазеры нашли свое применение и в носимом оружии - о лазерных прицелах знают все. Менее известны так называемые ослепляющие лазеры, предназначенные для обезвреживания снайперов. Кстати, использование ослепляющих лазеров с недавних пор ограничено Американской ассоциацией по защите прав человека. Снайпер противника, по ее мнению, тоже имеет право на жизнь и зрение.
Биологическое оружие
Применение биологического оружия тоже запрещено международными конвенциями. Впрочем, до недавнего времени биотехнологии не позволяли достичь необходимого поражающего результата, и этот запрет был выгоден всем. Биологическое оружие было почти столь же опасно, как атомная бомба, и имело столь же малую избирательность, что неприемлемо в современной войне. Однако сейчас, с развитием генетики и медицины, появились возможности создания новых средств биологического нападения, имеющих уже куда больший КПД. Основной плюс такого оружия - незаметность его применения. Никаких взрывов.
Главным фактором, способствующим распространению биологического оружия, станет, как ни странно, изменение морально-этической оценки боевых действий (об этом пишет в своей статье Сергей Голубицкий). Когда речь идет о зачистке определенной местности или об уничтожении некоей нации, что часто может быть экономически оправданно, биологическое оружие - как раз то, что нужно. К тому же ситуация подчас складывается так, что агрессор и миротворец - это одно и то же государство. Россия в Чечне и США в Косово - яркие примеры. А зачастую агрессор-миротворец становится и основным поставщиком продуктов питания для беженцев и населения оккупированной территории. Неизвестно, есть ли сейчас действующие образцы биологического оружия, но допустим, что есть: идея подсыпать что-то в пищу беженцам кажется по старым этическим нормам кощунственной, однако экономически вполне обоснованной. Эффект может проявиться через поколение-два, но с точки зрения уничтожения нации - это не срок. Ради этого можно и подождать.
Робототехника и нанотехнологии
Заставить роботов воевать вместо людей - мечта любого генерала. Нет человеческих потерь - гораздо ниже сопротивление общества войне. Однако человекоподобные роботы на манер тех, что воюют в свежей серии \"Звездных войн\", - конечно же, сказка.
Нынешние боевые роботы узкофункциональны. Фактически ракеты, о которых рассказывалось выше, - уже во многом роботы. Эдакие новые камикадзе, правда, лишенные (пока?) сознания. Вообще, роботов можно использовать по-разному. И как убийц, и как шпионов. Известно о разработке роботов-шпионов, по виду неотличимых от крупных насекомых (в \"Терре\" об этом писал Игорь Гордиенко). А по мере развития нанотехнологий перед создателями военных роботов открываются поистине фантастические возможности. Так, программой PestX и другими предусматривается разработка нанороботов размером в несколько молекул, обладающих одной, чаще разрушительной для органики или для механизмов функцией. При поточном производстве такие роботы будут сравнительно дешевы, правда, и использоваться они будут в невероятных количествах - буквально тучами.
Заключение
Кое-что из описанных выше вооружений уже внедряется. Большинство же живет только в расчетах или в виде прототипов. Однако все это - завтрашний день американской и отчасти европейских и израильской армий. Что творится в российских военных лабораториях - неизвестно. Отдельно стоят Индия и Китай (в некоторой степени и Пакистан). Очевидно, что там ведутся разработки на очень высоком уровне, но конкретнее сказать невозможно.
Впрочем, разработки хороши тогда, когда их можно воплотить в жизнь. Сейчас в Чечне Российская армия воюет морально устаревшим оружием: разработка и производство новых видов вооружения столь дороги, что это могут позволить себе только перечисленные выше страны. Поскольку от конфликта с ними не застраховано ни одно государство, другим придется искать иные пути сохранения своей военной мощи.
С другой стороны, ни одна война не является неизбежной. Оглядываясь назад, понимаешь, что любой конфликт можно было предотвратить тем или иным способом. Техническое превосходство тоже далеко не всегда является залогом победы. И если считать, что человечество сейчас по неразумности ведет себя хуже, чем должно, то еще не поздно все поправить. И в России, и в мире, с нашей помощью или без нее. Помимо гонки вооружений, существуют и другие соревнования, в которых мы еще можем не проиграть.
Комментарии
Это по-прежнему одни мечтания и проедание денег.
На пути конкретного воплощения столько принципиальных проблем, что они, скорее всего, не решаемы.
По крайней мере - при нынешнем уровне технологии.
Под лежачий камень вода не течет. Глаза боятся , а руки - делают. Дорогу осилит идущий. Кто не работает - тот не лакомится успехом.
А нафига?
Ну вырежут друг друга под корень несколько племен, оставшихся по уровню интеллекта в каменном веке - туда им и дорога.
Нам что, нужны в 21 веке пережитки прошлого?
С прочими племенами произошла та же история - или поумнели, или самоистребились...
То есть, ПРО против них будет бессильно. Может быть заранее объявить этот вид вооружений вне законов мирового права ведения войн?
Все эти хуйтеки не для нас. Вот уже и автомат Шмайссера (Калашникова) воспроизвести не можем. Руки ,знаете ли, с похмела дрожат.