О \"низкой\" и \"высокой\" музыке
На модерации
Отложенный
Мой друг Владислав Зубок, замечательный историк, работающий в Университете Темпл в Филадельфии, написал очень интересную книгу - «Дети Живаго» об истории советской интеллигенции. В ней он рассказывает о становлении этого социально-культурного феномена в сталинскую эпоху. В ответ на требования растущей советской страны, была создана уникальная система, готовившая работников сфер управления, науки, культуры, образования, которые и стали советской интеллигенцией.
Зубок пишет: «Образованные кадры, обученные для обслуживания сталинской системы, оказались динамичным и разнобразным племенем, полным интеллектуальной любознательности, артистических устремлений и страсти к высокой культуре».
Эта страсть к высокой культуре, воспитание на примерах высокой культуры, как отечественной, так и зарубежной, вошедшие в образовательный канон советского интеллигента, определили отношение интеллигенции к поп-музыке и наложили неизгладимый отпечаток на формирование русского рока.
В условиях фетишизации высокой культуры - при которых классическая музыка пользовалась абсолютным уважением, а музыка популярная существовала на правах Золушки - иного и не могло быть. Советский интеллигент твердо знал, что Бах и Чайковский - это хорошо и достойно его внимания, а всякие там эстрадники - Утесов, Шульженко, Пахмутова, Петров - конечно должны существовать, но предназначены для людей менее культурных...
У бардов - Высоцкого, Окуджавы, Визбора, Кукина, Клячкина - было особое положение. Им интеллигенция делала поблажку: музыкально они были крайне рудиментарны, поэтому музыкантами их никто не считал. Их держали за поющих поэтов, каковыми они и были. Поэзия бардов была достаточно хороша сама по себе, плюс касалась запретных тем - сталинских репрессий, Гулага, криминального фольклора, тем любви и интимности. Бардов, как правило, интеллигенция воспринимала положительно.
С джазом было чуть сложнее. Изначально, в начале 50-х годов, когда он был танцевальной «музыкой для стиляг», к нему тоже относились пренебрежительно, как к развлекательной музыке меркантильных буржуев.
К концу 50-х джаз усложнился (би-боп, фри-джаз) и многие поняли какого высокого профессионализма он требует. В результате, джаз был признан элитарной музыкальной формой для избранных гурманов. Массового признания у интеллигенции джаз не получил.
С роком дела обстояли еще сложнее. Советское идеологическое начальство возненавидело его с самого начала. Взрослая интеллигенция отнеслась к року с пренебрежением и недоверием, как ко всякому явлению низкой культуры.
Однако большинство советских рокеров 60- 80-х годов вышло из семей интеллегенции. И здесь произошел феномен разделения вкусов отцов и детей: родители слушали классику, а дети - Beatles и Deep Purple. Родители кривились, дети увеличивали громкость на радиолах. Постепенно рок уже нельзя было игнорировать и в интеллигентской среде стали проявлять сдержанный интерес к некоторым формам рока, тем которые были «облагорожены» высоким искусством: симфо-року, арт-року, джаз-року...
Я сам прошел через подобное воспитание: мой отец - классический музыкант и музыковед. Покуда на дворе пели Битлы, он относился к ним иронически, а за ним и я. Но однажды приятель из Союза композиторов дал ему пластинку техно-рока Emerson, Lake and Palmer, исполнявших «Картинки с выставки» Мусоргского. Отец прослушал пластинку вместе со мной и сказал: «Оно, однако, неплохо... интересно...». С этого момента я затвердил себе, что арт- и техно-рок это хорошо... Это для умных...
Русский рок всегда тяготел к арту, но для исполнения арт-рока не было технических возможностей. Была, однако, возможность писать хорошие стихи для рок-песен - эта тенденция зиждилось на национальной поэтической традиции и традиции бардов. Поэтому, как отмечал Артем Троицкий, в России появился уклон на текст песни.
В советские времена рок всегда был гадким утенком, пасынком высокой культуры. В конце перестройки он воспарил, на время затмив все другие культурные формы...
Но праздник длился недолго, с падением Советского Союза лучшее, что было в русском роке, опять ушло в подполье, а худшее завело себе продюсеров и стало попсой...
Комментарии
Правда, границы моей восприимчивости в \"серьезной\" (фактически, значительно более СЛОЖНОЙ) музыке тоже имеются: Шнитке мне неприятен.
Мир , в - целом, глуп. И держится не только на уме , но и на глупости. Ум - штучен , индивидуален, не несет с собой никакого консолидирующего смысла. Ум разобщает.Глупость - сближает, собирает. Патриотизм с точки зрения ума - глуп, но что делать уму вне сферы обитания , создаваемого глупым патриотизмом ?
По части музыкального дарования : Уж что-что , а Визбор и Окуджава были музыкально одаренными людьми. У них - не только стихи , но и оригинальна музыка к ним. Композитор Шварц (не делитант в музыке)
высоко ценил и ценит до сих пор талант Окуджавы как сочинителя музыки к своим стихам. Высоцкий тоже был музыкально одарен , но в меньшей степени. Его сила была в слове в большей степени , чем в музыке, хотя некоторые песни с музыкальной точки зрения оригинальны.
Это не умаляет достоинств некоторых(очень некоторых) рок - произведений. Но рок-мамка оказалась бесплодной , и породила только уродов в форме попсы.
А вообще , музыкальная культура- это слепок времени , общей культуры , а она в упадке, причем - везде.
Вроде и войны пока нет, и пушки не особо стреляют , и музы заткнулись... Безвременье.
Тут кто-то не любит Шнитке. Шнитке от этого по барабану. Его музыка к фильмам - прекрасна.
Можно не любить Шостаковича, Шонберга, Шуберта , Шумана, Шварца - им это по барабану. А барабан - самый демократичный инструмент : сколько не бей по нему , ему это - по барабану.