Генерал прошел таможенную очистку

На модерации Отложенный

Как стало известно \"Ъ\", в Петербурге подал в отставку руководитель крупнейшего регионального управления ФТС — Северо-Западного — Михаил Прокофьев. Источники \"Ъ\" в ФТС, равно как и участники рынка околотаможенных услуг, называют эту отставку знаковой: господин Прокофьев считается правой рукой первого зампреда ФТС Игоря Завражнова. Сам господин Завражнов, предстоящую отставку которого в таможенной среде обсуждают с начала спецоперации на Черкизовском рынке, на прошлой неделе ушел на больничный.

Как рассказал \"Ъ\" высокопоставленный источник в Северо-Западном таможенном управлении (СЗТУ), решение подать в отставку генерал-лейтенант Прокофьев принял в конце прошлой недели после плановой коллегии ФТС в пятницу. Тогда же стало известно о болезни первого зампреда ФТС Игоря Завражнова, которую многие его подчиненные, а также представители околотаможенного бизнеса квалифицировали как \"попытку сохранить кресло\" — слухи о предстоящей отставке генерала будоражат околотаможенную среду несколько месяцев, фактически с начала операции спецслужб на Черкизовском рынке.

В понедельник Михаил Прокофьев собрал в актовом зале СЗТУ руководителей подразделений и официально объявил о своей отставке. По словам генерала, он \"не разделяет позицию руководства ФТС\", \"не понимает\" поставленных перед ним задач и имеет собственный взгляд на развитие службы, отличный от воззрений главы ФТС Андрея Бельянинова. Деталей своих разногласий с руководством службы господин Прокофьев сообщать не стал, заявив лишь, что его заявление удовлетворено руководством ФТС и что он уходит в отпуск до 12 ноября, после чего окончательно покинет службу.

Михаил Прокофьев покидает таможню уже во второй раз. В первый он ушел из СЗТУ с поста начальника службы собственной безопасности в 2001 году вместе со своим другом и сослуживцем по военной контрразведке Игорем Завражновым (тогда заместителем начальника СЗТУ по правоохранительной работе). Причиной отставки обоих стала комплексная проверка управления, организованная экс-председателем ГТК Михаилом Ваниным. Через несколько лет господин Завражнов вернулся в ФТС; в 2006 году по его протекции и господин Прокофьев стал сначала заместителем, а затем и начальником СЗТУ.



За два года его руководства управление неоднократно становилось фигурантом всевозможных расследований. Некоторые из них — как, например, уголовные дела бывших начальников Псковской и Кингисеппской таможен — господин Прокофьев инициировал сам (оба дела полностью развалились в суде). В других случаях под подозрением оказывались люди, поставленные самим начальником СЗТУ. Больше всего шума вызвали проверки Балтийской таможни — она оформляет до 90% всего мясного импорта РФ, а также значительную часть продовольственного импорта и контейнерные грузы. Первая проводилась осенью 2008 года силами оперативников центрального аппарата ФСБ РФ, заподозривших местных таможенников в организации каналов поставки контрабандных товаров из Юго-Восточной Азии, и закончилась возбуждением ряда уголовных дел. Наряду с пятью сотрудниками Балтийской таможни в них фигурируют и сотрудники таможенного брокера \"Росморавиа\", занимавшегося таможенной очисткой товаров для Черкизовского рынка.

В марте—апреле 2009 года на Балтийскую таможню вновь высадился московский десант — на этот раз из Главного управления по борьбе с контрабандой и Главного управления доходов ФТС. Оперативники заподозрили таможенников в занижении таможенной стоимости некоторых товаров. По итогам этой проверки глава ФТС Андрей Бельянинов распорядился уволить по разным основаниям около десятка функционеров СЗТУ за \"упущения в работе\".

В пресс-службе ФТС пока не комментируют изменения в руководстве СЗТУ и предлагают обратиться в пресс-службу управления. Пресс-секретарь СЗТУ Николай Врагов вчера лишь подтвердил \"Ъ\", что с сегодняшнего дня господин Прокофьев находится в отпуске, сославшись на отсутствие официальной информации об отставке. На вопрос \"Ъ\" о возможной отставке первого зампреда ФТС Игоря Завражнова глава департамента ФТС по связям со СМИ Дмитрий Котиков сказал: \"Ни о чем таком я не слышал\".