Мадам Тимошенко и призрак лингвистического гетто

На модерации Отложенный

Как ни пыталась Юлия Тимошенко убедить Россию и жителей Юга и Востока Украины в своих дружеских чувствах, скрыть свой звериный оскал ей всё-таки не удалось. 30 сентября вышло постановление правительства Украины, которое обязало педагогов общеобразовательных учебных заведений в рабочее время разговаривать только на украинском языке. Кроме того, министерство образования планирует с 2010 г. запретить выпускникам сдавать выпускные тесты на любом другом языке, кроме украинского.

Таким образом, несмотря на то, что люди, считающие русский язык родным, составляют на Украине большинство, власть в стране продолжает находиться под сильным галичанским идеологическим влиянием. Постановление правительства вышло как раз перед визитом Тимошенко в западноукраинские области – Львовскую, Ивано-Франковскую и Черновицкую. Хоть народу там живёт и мало, но, по-видимому, голоса этих избирателей считаются на Западе более качественными и за их симпатии стоит побороться - даже несмотря на риск испортить отношения с остальными.

Собственно, то, что Тимошенко не питает особых симпатий к России, для информированных людей никогда не было большим секретом. Как и вся постсоветская элита, Юлия Тимошенко - это плоть от плоти распада СССР, а её возвышение во власть на каждом шагу было связано с коррупционными скандалами и темными криминальными схемами. Сколотив своё состояние на воровстве российского газа, она, чтобы «узаконить» его, всегда была в первых рядах борцов с имперскими амбициями России, которые ей виделись в любой попытке российской Фемиды расследовать её деловые интересы. Но, когда того требовала политическая необходимость, Тимошенко находила с российскими чиновниками точки соприкосновения, делала красивые заявления, и некоторым это даже давало основания считать её «пророссийской».

Из ряда вон выходящим является то, что сейчас Тимошенко пошла на такой провокационный шаг перед президентскими выборами, да ещё в момент, когда провал оранжевого курса Ющенко стал очевиден даже на Западной Украине. Понятно, что после выборов она бы всё равно стала ограничивать русский язык, воровать газ и притеснять Черноморский флот. Но ведь сейчас, по идее, как раз тот период, когда надо, наоборот, всячески обхаживать жителей крупных юго-восточных регионов, обещать русскому языку поддержку и государственный статус. Естественно, что потом эти обещания забылись бы. Но почему она их не даёт?

Наоборот, ещё до подписания Постановления №1033 Тимошенко на встрече с представителями украинской диаспоры сказала, что благодаря её правительству вопрос о введении на Украине другого государственного языка даже не рассматривается. Мало того, они даже не дадут рассмотреть его, пока находятся у власти. А украинская диаспора на выборах вообще не голосует, зато обладает связями в нужных кругах. Так следует ли понимать всё происходящее так, что исход голосования не будет иметь никакого значения и нас ждёт очередной «цветной» сценарий?

В пику Тимошенко немедленно выступил Янукович. Он пообещал после выборов выгнать министра образования Ивана Вакарчука и дать русскому языку равный статус с украинским. Вообще же, по мнению Януковича, языковой вопрос должны решать органы местного самоуправления в соответствии с локальными особенностями. Партия регионов готовит в связи с этим обращение в Конституционный суд с просьбой проверить соответствие постановления Конституции.

Складывается впечатление, что мы вернулись в 2004 год, только роль Ющенко в данный момент принадлежит Тимошенко. Чтобы аналогия была полной, России осталось лишь вновь навязчиво поддержать Януковича, и дальше всё пойдет как по маслу. Они опять выйдут во второй тур, и он опять всё сдаст. С кем ни доводилось общаться на Украине, все уверены, что Янукович президентом не станет. Пять лет назад большинство до самого последнего были уверены в обратном.

Но самое главное здесь не то, есть ли сговор между Тимошенко и Януковичем. Главное заключается в том, что под все эти разговоры о возрождении украинской мовы украинская нация стремительно провинциализируется. Есть такое понятие, как мировой язык. Это язык, знание которого позволяет человеку приобщиться ко всем достижениям мировой цивилизации, науки и культуры, как классической, так и современной. Это язык, обладающий обширным словарным запасом и собственной терминологией в самых различных областях знания. На этот язык осуществляются переводы с большого количества других языков мира, на нём издается много специальной литературы, в том числе и двусторонние словари. Мировым языком невозможно стать в одночасье, это происходит только в процессе общего развития цивилизации носителей языка и требует целенаправленных модернизационных усилий. Поэтому мировых языков в мире немного.

Одним из таких языков является русский. Владение русским языком является для украинцев самым коротким и надёжным путем в мировую цивилизацию, куда на словах так стремятся оранжевые. Тем более что это владение по факту уже существует, украинский язык на самом деле является диалектом русского и надо лишь не ограничивать граждан в праве его свободного использования на всей территории страны.



Попытка искусственно разъединить русскую и украинскую языковые среды не принесёт украинцам ничего хорошего. Это будет самое настоящее лингвистическое гетто, в котором будут жить малограмотные люди с примитивным сознанием. Это отсечёт украинцев от главных процессов в ведущих отраслях науки и техники. Соответственно, снизится конкурентоспособность украинской рабочей силы на Западе, и Украина станет ещё более глубокой периферией глобального мира, чем она является сейчас.

А пока политики спорят о статусе русского языка, в стране продолжает катастрофически падать уровень образования. Причём это касается не только русского языка, но и украинского. Сотрудники кадровых агентств замечают, что с каждым годом им всё реже попадаются резюме, написанные без грамматических ошибок. Причём ошибки делаются в самых простых словах. И это не грузчиками люди приходят устраиваться и не каменщиками на стройку. Новое поколение офисных служащих - выпускники украиноязычных школ.

Кому выгодна примитивизация сознания украинских граждан? Тем, кто не хочет, чтобы народ разобрался в подлинной сути происходящих событий и призвал свою элиту к ответу. Для этого народу постоянно вбрасываются для обсуждения второстепенные темы, которым придается вселенское значение. Население сознательно раскалывают на антагонистические группы, которые в пропагандистском запале готовы порвать друг друга на части, но которые бесследно растворяются в виртуальном пространстве, стоит только «задвинуть» ту или иную тему в дальний угол информационного поля. Такое массированное применение технологий ускоренного монтажа и демонтажа социальных групп, их консолидация вокруг заданных тем, а затем рассыпание осуществляется для того, чтобы народ никогда не смог осознать свои подлинные интересы и не объединился на их основе.

Установление глобального господства наднациональной финансово-информационной элиты требует устранения с мировой карты главного препятствия – крупных государств и государствообразующих народов. Одним из инструментов достижения этой цели является деконструкция языковой среды, архаизация сознания, актуализация племенных архетипов, обособление диалектов, возведение их в ранг полноценных государственных языков и навязывание им ролей, выполнять которые они не в состоянии без нанесения тяжелой травмы попавшему под эксперимент народу. В перспективе это должно привести к образованию на территории крупных модернистских государств десятков и сотен бантустанов, жители которых изъясняются на племенных наречиях и сознание которых не способно к адекватному отражению возрастающей сложности действительности.

И здесь необходимо отметить, что в долгосрочной перспективе поборникам украинской незалежности вряд ли стоит рассчитывать на сохранение территориальной целостности своего государства. Украина при всей своей прозападности и готовности соответствовать самым нелепым стандартам всё-таки остается самым большим государством Европы, а её народ всё-таки сохраняет высокий индекс человеческого развития. Даже несмотря на ежедневные потоки засоряющей и расслабляющей мозги информации, которая льётся изо всех СМИ, украинцы в большинстве своём сохранили адекватность суждений, способность ориентироваться в новой системе координат и ощущение принадлежности к восточнославянскому православному миру. Это, с одной стороны, вызывает раздражение у оранжевой власти, а с другой - уже в ближайшем будущем может поставить на мировую повестку вопрос о нецелесообразности сохранения единого украинского государства. И тогда нас ждёт дальнейшее членение этой территории. Будут воссозданы древнерусские княжества, независимые от Киева, каждое из них будет иметь свой язык, а там и до древлян с кривичами рукой подать. Мадам Тимошенко хочет именно этого?

И, к сожалению, плохой пример в части отношения к русскому языку подает сама Россия. Введенные с 1 сентября новые правила русского языка знаменуют собой шаг назад в его развитии, адаптируя языковые нормы к примитивизированному «олбанскому» сознанию вместо того, чтобы, наоборот, повышать уровень этого сознания. Теперь слово «кофе» будет употребляться в среднем роде, а в слове «йогурт» ударение будет ставиться на втором слоге. Из школ постепенно исчезают сочинения, изложения и даже диктанты, а им на смену приходит натаскивание на сдачу тестов Единого госэкзамена. Возникает полное ощущение того, что имеется настойчивое стремление сделать русский язык непривлекательным даже для тех, кто до сих пор сохраняет ему верность.

При умелом использовании язык может стать мощным геополитическим оружием России, реальным, действенным фактором интеграции постсоветского пространства. В бывших советских республиках ещё сохранилось много людей, хорошо говорящих по-русски, увлекающихся русской литературой, театром, кинематографом. Они крайне остро переживают распад этой единой культурной среды. Россия должна бережно, с огромным вниманием отнестись к их знаниям и энергии, чтобы запустить в СНГ действенные интеграционные процессы, и приступать к этому надо немедленно, потому что существующее окно возможностей может закрыться.