Гайдамак продал виллу в Израиле и дом в Греции

На модерации Отложенный

Известному предпринимателю российского происхождения Аркадию Гайдамаку, избегающему в России встречи с прокурорами сразу двух стран – Франции и Израиля, похоже, удалось продать израильскую и греческую недвижимость, выставленную на продажу почти год назад. Источник в окружении сына бизнесмена, Александра, сообщил изданию Sluh.biz, что бизнесмен продал виллу в израильском городке Кейсария за $15 млн, а небольшой дом в Греции за $3 млн.

Собеседник издания напомнил, что всю эту недвижимость Гайдамак выставил на продажу еще в начале 2009 года.

Многие эксперты говорили тогда, что такая «распродажа» связана как с потерей политического веса бизнесмена в Израиле (его партия «Социальная справедливость» шла на парламентские выборы, а сам Гайдамак баллотировался на пост мэра Иерусалима. Голосование в декабре 2008 года стало роковым: в Иерусалиме за него проголосовало лишь 3,6% избирателей), так и с французским процессом по делу о поставках оружия в Анголу (в тот момент бизнесмен покинул Париж и поселился в Израиле. Осенью 2009 года по делу к предпринимателю предъявлены новые обвинения).

Кому именно продана недвижимость, источник издания не сказал. Он только отметил, что это «довольно известные персоны, как в Израиле, так и в России».

Один из юристов в окружении Гайдамака предположил в телефонном разговоре, что израильскую виллу бизнесмена приобрел его друг Александр Коган. Однако проверить эту информацию не удалось.

Аркадий Гайдамак родился в Москве в 1952 году. В 1972 году репатриировался. На Святой земле пробыл недолго, работал там чернорабочим на птицеферме, затем устроился на либерийский нефтяной танкер, который шел во французский город Марсель. Зайцем будущий олигарх проехал до Парижа. Там Гайдамак устроился в бригаду маляров — выходцев из СССР. Они ремонтировали квартиры и именно на этом Гайдамак, по его словам, заработал свои первые деньги. На них он пошел учиться в инженерный техникум на связиста, но так и не стал им: получив диплом, начал зарабатывать на жизнь техническими переводами для Renault, потом стал работать на себя, получая по $100 за страницу и вскоре, в 1974 году открыл переводческое бюро.

В 1982 году его бюро открывает филиал в Канаде, а обороты компании достигают десятков миллионов франков. В конце 1980-х Гайдамак «поднимается»: из переводчика он становится трейдером, который гонит из СССР на запад уголь, металл и нефть, его обороты исчисляются десятками миллионов долларов. Торговля с СССР продолжалась до 1992 года, когда появился новый партнер - Ангола. Богатая алмазами, нефтью и советскими военными советниками страна закупила у Гайдамака партию нефтяного оборудования. Поставки оплатили нефтью. Еще несколько сделок такого рода принесли Гайдамаку связи в высшем руководстве страны, пост советника ангольского МИДа и местное гражданство. По словам Гайдамака, ангольский паспорт он получил после того, как предоставил правительству товарный кредит в 70 млн долларов.

Гайдамак помог руководству Анголы решить две крупные проблемы — урегулировать долг перед Россией и обойти эмбарго на поставки вооружений, введенное ООН как раз в 1992 году.



По данным СМИ, Аркадий Гайдамак и французский бизнесмен Пьер Фалькон от имени словацкой компании ZTS-Osos поставили в Анголу 420 танков Т-62, 150 тысяч артиллерийских снарядов, 12 вертолетов, шесть боевых кораблей, десятки БМП-2 и тысячи единиц стрелкового оружия на сумму 790 млн долларов. Поставки велись при участии правительств Франции и России: с французской стороны в сделке участвовали министр внутренних дел Шарль Паскуа и советник по африканским делам при президенте Миттеране, сын президента Жан-Кристоф Миттеран, с российской — «Спецвнештехника», «Курганмаш» и «Рособоронэкспорт».

В 2000 году французские власти начали расследование этих сделок, обвинив Гайдамака, Фалькона, Миттерана, Паскуа и еще 38 человек в организации противозаконных поставок оружия в Анголу и неуплате налогов. Сам Гайдамак считает, что действовал по закону, а дело — результат политических дрязг.

Еще одну работу на ангольско-российском фронте Гайдамак проделал вместе с заместителем министра финансов Андреем Вавиловым. Предприниматель разработал и реализовал схему погашения советского долга Анголы. По ней из $5 млрд три с половиной Анголе списывали, на остальные полтора страна выдала России 31 вексель со сроками погашения до 2016 года. Часть векселей проходила через фирму «Абалон Инвестментс Лтд», созданную Гайдамаком, Фальконе и президентом банка «Российский кредит» Виталием Малкиным. Критики Гайдамака утверждают: большая часть ангольского долга в итоге осела именно там. Сам бизнесмен категорически опровергает эти обвинения и утверждает, что Россия получила все сполна.

В мошенничестве с ангольским долгом Гайдамака обвиняют не только российские политики, но и израильские бизнесмены. Как писала газета Haaretz, несколько израильских фирм подали в суд на компании Гайдамака и пытаются взыскать $400 млн, которые он им якобы должен в рамках этой сделки.

При этом о Гайдамаке в начале 2000-х, несмотря на его миллиардерский статус, мало кто говорил. Он создает благотворительный фонд «Эзрат Авраам», помогает российским еврейским организациям. В 2006 году он стал одним из продюсеров кинофильма «Парк советского периода». Его сын Александр в 2007 году стал «стратегическим партнером» РФС и помог обустроить несколько футбольных полей. Сам Аркадий поддержал другую организацию — МИД РФ - в конце 2007 года газета Maariv сообщила, что Гайдамак строит в Тель-Авиве новое 13-этажное здание для посольства России.

В 2005 году, Гайдамак купил газету «Московские новости». Под управлением бизнесмена потеряла аудиторию и в 2007 году перестали выходить.

У Гайдамака жена Ирина (с 1970-х гг.), сын Александр и дочки Екатерина и Соня.

Раньше Гайдамаки жили в Латинском квартале Парижа, в небольшой съемной квартире. Сегодня у них есть недвижимость в Париже, Лондоне и Москве, яхта и личный самолет. Знающие люди уверяют, что у Гайдамака шикарная коллекция произведений искусства.